РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 декабря 2014 года N 2572-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы" (далее - Программа) - Минвостокразвития России;
государственными заказчиками Программы - Минвостокразвития России, Минкультуры России, Минспорт России, Минздрав России, Минобрнауки России, МЧС России, Минэнерго России, Минстрой России, Минкомсвязь России, Минпромторг России, Росавиацию, Росморречфлот, Росавтодор и Росрыболовство.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 29,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минвостокразвития России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы"
Курильские острова простираются от южной оконечности полуострова Камчатка в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает в себя около 30 островов. Наиболее крупные из них - Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Юго-восточнее острова Кунашир расположена Малая Курильская гряда (отделенная Южно-Курильским проливом от острова) протяженностью около 100 км, включающая остров Шикотан и группу малых островов. Общая площадь Курильских островов составляет 10,5 тыс.кв.км. Курильские острова имеют вулканическое происхождение.
Административно-территориальное деление Курильских островов включает в себя муниципальные образования "Северо-Курильский городской округ", "Курильский городской округ" и "Южно-Курильский городской округ".
Площадь исключительной экономической зоны, на которую распространяются суверенные права Российской Федерации в области эксплуатации водных биологических и иных природных ресурсов, составляет примерно 160000 квадратных морских миль. Ежегодный объем допустимого улова в акваториях, прилегающих к территории Курильских островов, превышает 900 тыс. тонн.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Курильских островов соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации, изложенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р (далее - Стратегия), государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - Государственная программа).
Настоящая Концепция федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы" разработана исходя из основных положений указанных документов стратегического планирования развития Российской Федерации.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2014 года население Курильских островов составляет 19,6 тыс. человек (из них 57,2 процента - городские жители). Из них экономически активное население составляет 8,2 тыс. человек.
Центрами сосредоточения постоянного населения и экономической деятельности являются острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Парамушир. При этом острова Малой Курильской гряды и остров Кунашир по транспортным и экономическим связям ориентированы на Сахалинскую область, Приморский и Хабаровский края, Японию, Корею и Китай, а остров Итуруп с вводом в эксплуатацию аэропорта будет иметь весь возможный спектр связей с сопредельными регионами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Остров Парамушир хозяйственно и логистически связан с Камчатским краем.
На территории Курильских островов реализованы проекты по использованию нетрадиционных энергетических ресурсов (малые гидроэлектростанции на острове Парамушир, геотермальная электростанция "Менделеевская" на острове Кунашир и геотермальная электростанция "Океанская" на острове Итуруп).
На Курильских островах отмечены месторождения и проявления черных, цветных, благородных (включая разрабатываемые в настоящий момент на острове Уруп месторождения золота) и редких металлов (включая единственное в мире месторождение рения и связанных с ним элементов), самородной серы, поделочных камней, парогидротерм, многочисленные источники термальных и минеральных вод.
Наличие в регионе уникальных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма.
Также перспективными для разработки совместных проектов с партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона являются прогнозные месторождения нефти, газа и газогидратов.
Возможные ресурсы углеводородов Срединно-Курильского потенциально нефтегазоносного бассейна оцениваются в 0,7 млрд. тонн условного топлива. В южной части Курильского бассейна выявлен ряд ловушек, две из которых наиболее перспективны. Ресурсы каждой могут составить более 1 млрд. тонн условного топлива. На островах Курильской гряды отмечается присутствие тяжелых углеводородов в термальных водах.
Курильские острова обладают высочайшей глобальной ценностью по причине наличия основных ресурсов, на потреблении которых строятся мировые экономические связи в XXI веке (энергоресурсы, запасы животного (морского) пищевого белка, минеральные ресурсы (редкие и тяжелые металлы). Особое значение имеют также Курильские проливы.
Таким образом, Курильские острова обладают важнейшими конкурентными преимуществами геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, востребованных для продвижения экономических интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Тихом океане.
Основными приоритетами настоящей Концепции являются:
формирование условий для развития реального сектора экономики, в том числе через внедрение технологических и управленческих инновационных решений, содействие привлечению прямых инвестиций, обеспечение роста деловой активности, развитие малого и среднего бизнеса;
улучшение транспортных и информационных коммуникаций, преодоление территориальной разобщенности (в первую очередь обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения с островом Сахалин и материком);
развитие социальной инфраструктуры для повышения уровня предоставления услуг учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта, доведение их до региональных стандартов качества;
модернизация коммунальной и энергетической инфраструктуры как важнейшего фактора, определяющего качество жизни, включая системы обеспечения жизнедеятельности и объекты нетрадиционной энергетики, опережающие развитие коммунальных сетей для жилищного строительства и развития производственных предприятий Курильских островов;
повышение привлекательности условий труда и отдыха посредством предоставления целевых видов поддержки гражданам и предпринимателям для стимулирования роста постоянного населения Курильских островов.
В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы" (далее - Программа) будет реализован комплекс мероприятий по сохранению уникального природного потенциала Курильских островов с учетом наличия на территории островов особо охраняемых природных территорий федерального уровня и планов по развитию сети особо охраняемых природных территорий, реализуемых Правительством Сахалинской области.
Комплекс мероприятий Программы обеспечит в долгосрочной перспективе реализацию естественных конкурентных преимуществ Курильских островов, повышение качества человеческого капитала, благоприятные условия для экономического роста, в том числе на инновационном направлении, развития энергетики, минерально-сырьевой базы, туризма, сохранения и использования уникального природного потенциала. Таким образом, будут созданы условия, необходимые для повышения вклада Курильских островов в решение стратегической задачи Российской Федерации - опережающего развития на Дальнем Востоке.
Комплексный характер проблем, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития Курильских островов, и особое геостратегическое значение этой территории для Российской Федерации обусловливают невозможность решения проблем развития с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования.
Координация действий и концентрация ресурсов при решении задач развития Курильских островов могут быть обеспечены только при использовании программно-целевого метода с привлечением ресурсов федерального бюджета, бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников.
Как показывает опыт, наибольший эффект в реализации приоритетных направлений экономического и социального развития территории Курильских островов достигается при наличии системных мер государственной поддержки. При этом достижение значимых практических результатов для обеспечения развития Курильских островов связано не только с общегосударственными мерами в отношении Дальневосточного федерального округа (такими, как предоставление на долгосрочной основе в пользование рыбохозяйственных участков, субсидирование поездок жителей в центральные регионы страны, выделение целевых субсидий для граждан, приезжающих на постоянное место жительства и др.), но также предполагается за счет реализации мероприятий федеральных целевых программ (сооружение морских портов, строительство аэропортов, объектов энергетики, здравоохранения и образования).
Выгодное географическое положение, богатые морские биологические ресурсы прилегающих акваторий и уникальные природные условия Курильских островов являются естественными конкурентными преимуществами, объектами долгосрочных экономических интересов российского и иностранного бизнеса, источниками развития и благополучия населения. В то же время значительная удаленность и труднодоступность островов от центров экономической активности и государственного регулирования регионального уровня требует для реализации конкурентных преимуществ специальных мер государственной поддержки и современных инструментов развития. С этой целью на территории Курильских островов реализовывались:
Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года (далее - Программа на 1994-2005 годы), одобренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 года N 1297 "О Федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года";
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" (далее - Программа на 2007-2015 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 года N 478 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы".
Необходимость решения проблем развития Курильских островов на основе программно-целевого метода определяют следующие факторы:
межотраслевой характер и серьезный масштаб проблем, связанных с обеспечением развития Курильских островов;
существенный объем ресурсов, привлечение которых необходимо для решения соответствующих проблем и задач;
потребность в координации усилий и ресурсов государства и бизнеса для обеспечения завершения формирования инфраструктурного каркаса территории и повышения эффективности экономики;
востребованность проведения независимого мониторинга и контроля за эффективностью предпринимаемых мер и использованием ресурсов в связи с высоким общегосударственным и общественным значением задач устойчивого развития Курильских островов.
Объем ресурсов Сахалинской области для решения проблем Курильских островов без государственной поддержки федерального уровня и продвижения элементов новой модели опережающего развития представляется недостаточным.
Основными программно-целевыми инструментами регионального уровня являются реализуемые в настоящее время государственные программы Сахалинской области. В числе этих программ реализуется и государственная программа Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 12 июля 2014 года N 352 "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014-2020 годы", предусматривающая софинансирование мероприятий Программы на 2007-2015 годы.
К иным источникам ресурсного обеспечения мероприятий на территории Курильских островов без использования программно-целевых методов могут быть принципиально отнесены только средства резервного фонда Правительства Сахалинской области и нецелевые межбюджетные трансферты.
Средства резервного фонда Сахалинской области в соответствии с порядком их использования могут быть выделены на финансирование непредвиденных расходов чрезвычайного либо разового, несистемного характера, а нецелевые межбюджетные трансферты (после обобщения в рамках муниципального бюджета) направляются на финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий муниципального уровня.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития:
обеспечение достижения стратегических приоритетов ускоренного развития Дальнего Востока, формирование необходимых элементов инфраструктуры на территориях особого геостратегического значения для расширения спектра внешних связей;
совершенствование комплексного механизма использования потенциала территорий и акваторий Курильских островов, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области устойчивого развития;
поддержка и продвижение новой модели развития Курильских островов на базе институтов, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, включая инновационно ориентированные компоненты в рыбохозяйственном и горнопромышленном комплексах, в сфере нетрадиционной энергетики и развития сельского хозяйства в области производства органической продукции, а также туризма;
координация усилий государства, бизнеса и общества, обеспечение стратегического единства в управлении проектами развития инфраструктуры и социальной сферы;
аккумулирование средств различных источников и координация их использования через механизмы бюджетного планирования и контроля расходов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
обеспечение прозрачности финансовой и исполнительской дисциплины, рационального использования финансовых, природных и иных ресурсов развития;
сокращение доли "теневого сектора" в рыбохозяйственном комплексе Курильских островов в рамках новой модели развития.
Решение вопросов транспортной интеграции и диверсификация экономики на основе повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, реализации проектов и инфраструктуры внедрения инноваций, а также развития туризма позволят создать многоотраслевой территориально структурированный комплекс, обеспечивающий условия для устойчивого роста экономики Курильских островов, кардинального улучшения качества жизни населения. В ближайшей и среднесрочной перспективе это позволит развивать экономические и культурные связи с Камчатским, Приморским и Хабаровским краями, а также с японской префектурой Хоккайдо.
Однако, несмотря на существенное увеличение ключевых экономических показателей на Курильских островах, вклад экономики островов в валовый региональный продукт области не превысит 1,5 процента. Это обусловлено преобладающей ролью нефтегазового комплекса в формировании этого макропоказателя, который является системообразующим и обеспечивает более 80 процентов его объема.
В складывающихся геостратегических условиях необходимость формирования новой модели развития Курильских островов с использованием современных достижений в сфере технологий и организации производства является безусловным приоритетом. Инновации в сфере организации и стимулирования хозяйственной деятельности должны быть обеспечены эффективными механизмами государственного управления, должное качество которых обеспечивает программно-целевой подход.
Программа на 1994-2005 годы была утверждена в целях обеспечения устойчивого развития территориальной экономики, жизнедеятельности населения и защиты стратегических интересов страны.
В состав Программы на 1994-2005 годы входило 9 подпрограмм, охватывавших такие отраслевые направления островной экономики, как производственная и социальная инфраструктура, региональная строительная база, рыбохозяйственный и биофармацевтический комплексы, агропромышленное производство, оздоровительный и лечебный туризм, охрана природы и экологическая безопасность, развитие внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества (153 программных объекта и мероприятия).
В 2002-2005 годах приоритетными направлениями Программы на 1994-2005 годы были определены развитие энергетического и транспортного комплексов, строительство дорог.