РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 декабря 2014 года N 2539-р
[Об утверждении программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы]
(с изменениями на 8 сентября 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N 1397-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2018 года N 1901-р.
____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы
(с изменениями на 8 сентября 2018 года)
Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы (далее соответственно - Центр, Программа) определяет стратегические направления государственной политики по развитию Центра как ведущей организации дополнительного образования детей всероссийского уровня, обеспечивающей современные условия для организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, реализации актуальных научных исследований в сфере педагогики дополнительного образования, возрастной психологии, социальной педагогики и дидактики и создания системы подготовки специалистов, работающих в сфере дополнительного образования детей.
Программой предусмотрено развитие Центра как:
уникальной площадки для организации дополнительного образования, воспитания и оздоровления детей в возрасте от 11 до 17 лет;
ведущего центра научно-образовательных исследований в области социально ориентированной педагогики и дидактики;
методологического и методического центра для территориально распределенной сети организаций дополнительного образования детей;
важного центра геополитического влияния России посредством развития образовательных, научных и культурных связей регионов с приграничными государствами.
По итогам реализации Программы Центр станет научно-методическим центром разработки, апробации и распространения передового опыта, инновационных педагогических технологий, развития лучших отечественных и мировых традиций в воспитании и обучении в системе дополнительного образования детей.
Программа учитывает положения государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", и направлена на достижение ее целей и задач, в первую очередь в части подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" указанной государственной программы Российской Федерации.
Приоритетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы в системе дополнительного образования детей определено создание равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Центр как уникальная организация в сфере теории, практики и методологии дополнительного образования детей обладает необходимым потенциалом для эффективной реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
В долгосрочной перспективе развитие Центра обеспечит решение комплекса проблем, характеризующих современное состояние системы организации работы с детьми в возрасте от 11 до 17 лет, главной из которых является отсутствие индивидуального, личностно ориентированного подхода, необходимого для творческого развития детей и их успешной социализации.
Образовательное, научное, инновационное и культурно-просветительское направления деятельности Центра будут организованы в том числе путем сетевого взаимодействия всех заинтересованных субъектов.
Для организации непрерывного процесса работы с детьми в субъектах Российской Федерации будут созданы координационные образовательные центры "Мой Океан".
Центр обеспечит эффективное распространение лучших в России образовательных, научных и инновационных практик по работе с детьми.
Развитие Центра предполагает также значительное расширение интеграционных процессов и сотрудничество со всероссийскими детскими центрами и ведущими мировыми организациями по работе с детьми.
На базе Центра предполагается создание школы-интерната для одаренных детей, деятельность которой будет координироваться федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Дальневосточный федеральный университет".
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р. - См. предыдущую редакцию)
С момента создания Центра ключевой задачей является формирование единого образовательно-оздоровительного пространства, создающего условия личностно ориентированного развития детей. В настоящее время необходимо принятие комплексных мер не только по сохранению имеющегося в Центре опыта успешной реализации проектов и программ различной тематики, методик, технологий и традиций, но и дальнейшее развитие и эффективное распространение этого опыта.
Целью Программы является создание условий для функционирования и развития Центра как головной организации территориально распределенной сети организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Результатом развития Центра станет формирование инновационной системы индивидуальной работы по развитию личности в сфере дополнительного образования детей, основанной на методологии социальной адаптации через личностно ориентированное развитие детей и учитывающей лучшие достижения отечественной и мировой педагогики в этой сфере.
Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:
системная модернизация процесса дополнительного образования детей (реализация комплекса мероприятий по формированию маршрута индивидуального развития личности ребенка, в том числе за счет разработки и внедрения нового поколения дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на успешную социализацию детей);
развитие кадрового потенциала Центра, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава;
участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне по приоритетным направлениям социальной педагогики, дидактики, педагогики дополнительного образования детей и возрастной психологии;
интеграция в международное образовательное и научное пространство;
развитие имущественного комплекса Центра, включая создание безбарьерной среды.
Приоритетными направлениями развития Центра в рамках Программы являются:
методологическое и методическое сопровождение реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха;
реализация дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, в том числе по целевым тематическим программам морской, экологической и технической направленности;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р. - См. предыдущую редакцию)
непрерывное сопровождение процесса индивидуального развития ребенка, прошедшего дополнительную общеобразовательную программу;
научная разработка актуальных проблематик психологии и педагогики, сопряженных со сферой дополнительного образования детей.
В области методического сопровождения реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, приоритетом Центра является разработка требований к организациям отдыха детей и их оздоровления, реализующим дополнительные общеобразовательные программы. Эти требования определяются с учетом имеющейся у Центра методологической базы, актуальных тенденций педагогики в сфере дополнительного образования детей, социальной педагогики, дидактики и возрастной психологии.
Дальнейшее развитие методического сопровождения будет проходить за счет внедрения принципов личностно ориентированной образовательной траектории ребенка и проектно-целевых методов организации работы. Развитие методического сопровождения будет ориентировано на новое качество социализации человека и его ориентации в современном мире.
В области реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, Центр будет осуществлять свою деятельность в рамках разработки и реализации инновационного образовательного комплекса "Грани: осознанный выбор и равные возможности".
В области сопровождения индивидуального развития ребенка будет сформирована уникальная система развития знаний и опыта, полученного при прохождении дополнительных общеобразовательных программ в Центре. Эта система включает такие элементы, как выявление интересов и способностей ребенка, погружение в среду, формирование портфолио, профессиональная ориентация при участии образовательной организации высшего образования. В том числе будут разработаны дополнительные общеобразовательные программы, включающие разработку проекта, реализация которого будет продолжена ребенком в общеобразовательной организации по месту его постоянной учебы.
В рамках научной деятельности основные усилия будут направлены на такие сферы, как дидактика, социальная педагогика, педагогика дополнительного образования детей и возрастная психология.
Центр реализует целевые тематические дополнительные общеобразовательные программы, что позволит реализовывать в том числе мастер-программы, в которых будут задействованы уже занимающиеся по соответствующим тематикам дети.
Новое поколение дополнительных общеобразовательных программ, планируемых к разработке в Центре, будет учитывать следующее:
модульность программ, которая позволит на качественно новом уровне решать вопросы социализации детей и развития имеющихся интересов. В структуре каждой программы будет сформирован модуль, посвященный общей социализации, модуль, посвященный развитию сложившегося у ребенка интереса, и в рамках мастер-программы - дистанционный модуль, направленный на обеспечение возможностей для реализации ребенком в его общеобразовательной организации индивидуального проекта, соответствующего сфере его интересов. Модули будут ранжированы по уровням, что позволит применять их в обучении детей с разной подготовкой;
реформирование структуры и технологий процесса дополнительного образования детей за счет перехода от пассивного восприятия информации к ее активному использованию и расширения научной компоненты в методологии образовательного процесса;
создание проектного компонента в образовательном процессе;
внедрение на основе методических комплексов с дистанционной поддержкой новых технологий, направленных на индивидуализацию развития личности и развивающих способность к самостоятельной работе;
включение детей в проектную деятельность за счет формирования координационных образовательных центров "Мой Океан" при участии образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, научных организаций и системообразующих работодателей региона;
создание системы дистанционной поддержки дополнительных общеобразовательных программ на основе открытых онлайн-ресурсов;
привлечение к реализации программ ведущих специалистов в соответствующих областях в целях обеспечения качественного уровня освоения новых знаний, умений и навыков и формирования востребованных компетенций;
оценка качества полученных знаний, умений и навыков (сформированных компетенций) в рамках защиты проектной работы.
Мероприятие предусматривает создание и развитие на базе Центра школы-интерната для одаренных детей "Мой Океан". Координатором развития этой школы-интерната выступит федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет".
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р. - См. предыдущую редакцию)
(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)
Мероприятие предусматривает создание и развитие на базе Центра учебно-образовательного комплекса "Океанская эскадра", включающего в себя учебно-тренировочные классы, мастерские, боксы для ремонта и обслуживания плавающих средств и пирс.
Координатором развития указанного мероприятия выступит федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И.Невельского".
(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)
Мероприятие предусматривает создание инфраструктуры с демонстрационными, визуальными, мультимедийными и другими электронными ресурсами, панорамными реконструкциями быта, образа жизни и культуры народов России.
(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)
Мероприятие предусматривает создание детского инженерно-технического центра, в который входят лаборатории по инженерному дизайну, прототипированию, лаборатории для изучения возобновляемой энергетики, испытательные полигоны для тестирования и апробирования созданных моделей роботов, компьютерные классы для разработки и отладки мобильных приложений, программного обеспечения для персональных компьютеров, сайтов, программ управления роботами, мастерская по разработке и созданию опытных образцов такого типа, как "Умный дом", и класс по изучению вторичной переработки отходов.
(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)
Мероприятие предусматривает создание лабораторий, полигонов, оснащенных приборами и оборудованием для оперативного контроля химической загрязненности воздуха, промышленных газовых выбросов, загрязненности воды, почвы, сыпучих сред и продуктов питания, учебно-практическими комплексами по экологии. Основным партнерам и координатором указанного мероприятия выступит федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет".