ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 декабря 2014 года N 2539-р

[Об утверждении программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы]

(с изменениями на 8 сентября 2018 года)



Утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2014 года N 2539-р

     

Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы

(с изменениями на 8 сентября 2018 года)

     

I. Общие положения


Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" на 2014-2020 годы (далее соответственно - Центр, Программа) определяет стратегические направления государственной политики по развитию Центра как ведущей организации дополнительного образования детей всероссийского уровня, обеспечивающей современные условия для организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, реализации актуальных научных исследований в сфере педагогики дополнительного образования, возрастной психологии, социальной педагогики и дидактики и создания системы подготовки специалистов, работающих в сфере дополнительного образования детей.

Программой предусмотрено развитие Центра как:

уникальной площадки для организации дополнительного образования, воспитания и оздоровления детей в возрасте от 11 до 17 лет;

ведущего центра научно-образовательных исследований в области социально ориентированной педагогики и дидактики;

методологического и методического центра для территориально распределенной сети организаций дополнительного образования детей;

важного центра геополитического влияния России посредством развития образовательных, научных и культурных связей регионов с приграничными государствами.

По итогам реализации Программы Центр станет научно-методическим центром разработки, апробации и распространения передового опыта, инновационных педагогических технологий, развития лучших отечественных и мировых традиций в воспитании и обучении в системе дополнительного образования детей.

Программа учитывает положения государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", и направлена на достижение ее целей и задач, в первую очередь в части подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" указанной государственной программы Российской Федерации.

II. Стратегические приоритеты и задачи развития системы дополнительного образования детей, роль Центра в их реализации


Приоритетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы в системе дополнительного образования детей определено создание равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Центр как уникальная организация в сфере теории, практики и методологии дополнительного образования детей обладает необходимым потенциалом для эффективной реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

В долгосрочной перспективе развитие Центра обеспечит решение комплекса проблем, характеризующих современное состояние системы организации работы с детьми в возрасте от 11 до 17 лет, главной из которых является отсутствие индивидуального, личностно ориентированного подхода, необходимого для творческого развития детей и их успешной социализации.

Образовательное, научное, инновационное и культурно-просветительское направления деятельности Центра будут организованы в том числе путем сетевого взаимодействия всех заинтересованных субъектов.

Для организации непрерывного процесса работы с детьми в субъектах Российской Федерации будут созданы координационные образовательные центры "Мой Океан".

Центр обеспечит эффективное распространение лучших в России образовательных, научных и инновационных практик по работе с детьми.

Развитие Центра предполагает также значительное расширение интеграционных процессов и сотрудничество со всероссийскими детскими центрами и ведущими мировыми организациями по работе с детьми.

На базе Центра предполагается создание школы-интерната для одаренных детей, деятельность которой будет координироваться федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Дальневосточный федеральный университет".

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р. - См. предыдущую редакцию)

III. Цель и задачи Программы


С момента создания Центра ключевой задачей является формирование единого образовательно-оздоровительного пространства, создающего условия личностно ориентированного развития детей. В настоящее время необходимо принятие комплексных мер не только по сохранению имеющегося в Центре опыта успешной реализации проектов и программ различной тематики, методик, технологий и традиций, но и дальнейшее развитие и эффективное распространение этого опыта.

Целью Программы является создание условий для функционирования и развития Центра как головной организации территориально распределенной сети организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Результатом развития Центра станет формирование инновационной системы индивидуальной работы по развитию личности в сфере дополнительного образования детей, основанной на методологии социальной адаптации через личностно ориентированное развитие детей и учитывающей лучшие достижения отечественной и мировой педагогики в этой сфере.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

системная модернизация процесса дополнительного образования детей (реализация комплекса мероприятий по формированию маршрута индивидуального развития личности ребенка, в том числе за счет разработки и внедрения нового поколения дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на успешную социализацию детей);

развитие кадрового потенциала Центра, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава;

участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне по приоритетным направлениям социальной педагогики, дидактики, педагогики дополнительного образования детей и возрастной психологии;

интеграция в международное образовательное и научное пространство;

развитие имущественного комплекса Центра, включая создание безбарьерной среды.

IV. Приоритетные направления Программы


Приоритетными направлениями развития Центра в рамках Программы являются:

методологическое и методическое сопровождение реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха;

реализация дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, в том числе по целевым тематическим программам морской, экологической и технической направленности;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р. - См. предыдущую редакцию)

непрерывное сопровождение процесса индивидуального развития ребенка, прошедшего дополнительную общеобразовательную программу;

научная разработка актуальных проблематик психологии и педагогики, сопряженных со сферой дополнительного образования детей.

В области методического сопровождения реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, приоритетом Центра является разработка требований к организациям отдыха детей и их оздоровления, реализующим дополнительные общеобразовательные программы. Эти требования определяются с учетом имеющейся у Центра методологической базы, актуальных тенденций педагогики в сфере дополнительного образования детей, социальной педагогики, дидактики и возрастной психологии.

Дальнейшее развитие методического сопровождения будет проходить за счет внедрения принципов личностно ориентированной образовательной траектории ребенка и проектно-целевых методов организации работы. Развитие методического сопровождения будет ориентировано на новое качество социализации человека и его ориентации в современном мире.

В области реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, Центр будет осуществлять свою деятельность в рамках разработки и реализации инновационного образовательного комплекса "Грани: осознанный выбор и равные возможности".

В области сопровождения индивидуального развития ребенка будет сформирована уникальная система развития знаний и опыта, полученного при прохождении дополнительных общеобразовательных программ в Центре. Эта система включает такие элементы, как выявление интересов и способностей ребенка, погружение в среду, формирование портфолио, профессиональная ориентация при участии образовательной организации высшего образования. В том числе будут разработаны дополнительные общеобразовательные программы, включающие разработку проекта, реализация которого будет продолжена ребенком в общеобразовательной организации по месту его постоянной учебы.

В рамках научной деятельности основные усилия будут направлены на такие сферы, как дидактика, социальная педагогика, педагогика дополнительного образования детей и возрастная психология.

V. Задачи и мероприятия Программы

     

Задача 1 "Системная модернизация процесса дополнительного образования детей"

     

Создание и реализация нового поколения дополнительных общеобразовательных программ


Центр реализует целевые тематические дополнительные общеобразовательные программы, что позволит реализовывать в том числе мастер-программы, в которых будут задействованы уже занимающиеся по соответствующим тематикам дети.

Новое поколение дополнительных общеобразовательных программ, планируемых к разработке в Центре, будет учитывать следующее:

модульность программ, которая позволит на качественно новом уровне решать вопросы социализации детей и развития имеющихся интересов. В структуре каждой программы будет сформирован модуль, посвященный общей социализации, модуль, посвященный развитию сложившегося у ребенка интереса, и в рамках мастер-программы - дистанционный модуль, направленный на обеспечение возможностей для реализации ребенком в его общеобразовательной организации индивидуального проекта, соответствующего сфере его интересов. Модули будут ранжированы по уровням, что позволит применять их в обучении детей с разной подготовкой;

реформирование структуры и технологий процесса дополнительного образования детей за счет перехода от пассивного восприятия информации к ее активному использованию и расширения научной компоненты в методологии образовательного процесса;

создание проектного компонента в образовательном процессе;

внедрение на основе методических комплексов с дистанционной поддержкой новых технологий, направленных на индивидуализацию развития личности и развивающих способность к самостоятельной работе;

включение детей в проектную деятельность за счет формирования координационных образовательных центров "Мой Океан" при участии образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, научных организаций и системообразующих работодателей региона;

создание системы дистанционной поддержки дополнительных общеобразовательных программ на основе открытых онлайн-ресурсов;

привлечение к реализации программ ведущих специалистов в соответствующих областях в целях обеспечения качественного уровня освоения новых знаний, умений и навыков и формирования востребованных компетенций;

оценка качества полученных знаний, умений и навыков (сформированных компетенций) в рамках защиты проектной работы.

Создание школы-интерната для одаренных детей


Мероприятие предусматривает создание и развитие на базе Центра школы-интерната для одаренных детей "Мой Океан". Координатором развития этой школы-интерната выступит федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет".     

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р. - См. предыдущую редакцию)   

Создание учебно-образовательного комплекса "Океанская эскадра"

(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)


Мероприятие предусматривает создание и развитие на базе Центра учебно-образовательного комплекса "Океанская эскадра", включающего в себя учебно-тренировочные классы, мастерские, боксы для ремонта и обслуживания плавающих средств и пирс.

Координатором развития указанного мероприятия выступит федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И.Невельского".

Создание образовательной среды "Этнокруг"

(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)


Мероприятие предусматривает создание инфраструктуры с демонстрационными, визуальными, мультимедийными и другими электронными ресурсами, панорамными реконструкциями быта, образа жизни и культуры народов России.

Создание детского инженерно-технического центра

(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)     

Мероприятие предусматривает создание детского инженерно-технического центра, в который входят лаборатории по инженерному дизайну, прототипированию, лаборатории для изучения возобновляемой энергетики, испытательные полигоны для тестирования и апробирования созданных моделей роботов, компьютерные классы для разработки и отладки мобильных приложений, программного обеспечения для персональных компьютеров, сайтов, программ управления роботами, мастерская по разработке и созданию опытных образцов такого типа, как "Умный дом", и класс по изучению вторичной переработки отходов.

Создание учебно-исследовательского комплекса по экологии

(Подраздел дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года N 2815-р)


Мероприятие предусматривает создание лабораторий, полигонов, оснащенных приборами и оборудованием для оперативного контроля химической загрязненности воздуха, промышленных газовых выбросов, загрязненности воды, почвы, сыпучих сред и продуктов питания, учебно-практическими комплексами по экологии. Основным партнерам и координатором указанного мероприятия выступит федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»