ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 июля 2014 года N 1442-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года"]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года" (далее - Программа) Министерство Российской Федерации по делам Крыма;

государственными заказчиками Программы - Министерство Российской Федерации по делам Крыма, Минтранс России, Минэнерго России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Россвязь, Росграницу, Росавиацию, Росавтодор, Росморречфлот и Роскомнадзор.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 658135,88 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Министерству Российской Федерации по делам Крыма обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев


     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 июля 2014 г. N 1442-р


Концепция федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года"

I. Обоснование соответствия целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 147 с учетом результата общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, признана в качестве суверенного и независимого государства.

В Москве 18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и г.Севастополя.

Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 168 образован Крымский федеральный округ.

В последние годы усложняется экологическая ситуация на полуострове, усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма. Нерационально используется существующий природно-ресурсный потенциал - рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Несистемными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения этих территорий и акватории. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования и могут вызвать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

Социально-экономическое положение Крымского федерального округа оценивается следующим образом (в пересчете на рубли по среднему курсу соответствующего года):

объем совокупного валового регионального продукта в 2011 году - 190,3 млрд. рублей;

объем валового регионального продукта на душу населения в 2011 году - 81,3 тыс. рублей (объем совокупного валового регионального продукта по субъектам Российской Федерации на душу населения - 316,6 тыс. рублей);

объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2013 года - 107,1 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году - 66,3 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году - 28,3 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации 90,3 тыс. рублей);

численность постоянного населения на 1 января 2013 г. 2340,1 тыс. человек;

уровень общей безработицы в 2013 году, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в Республике Крым 5,8 процента экономически активного населения, в г. Севастополе 5,9 процента (в среднем по Российской Федерации - 5,5 процента);

уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году в Республике Крым - 1,6 процента экономически активного населения, в г.Севастополе - 0,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 1,2 процента);

размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году, выплачиваемой работникам в Республике Крым, 11400 рублей, в г. Севастополе - 12400 рублей (в среднем по Российской Федерации - 29960 рублей).

Таким образом, основные социально-экономические показатели развития Крымского федерального округа не достигают среднероссийских значений.

В качестве основного комплексного программно-целевого механизма решения указанных социально-экономических задач Крымского федерального округа разработана федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" (далее - Программа), обеспечивающая наиболее эффективное использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также согласованность при решении федеральных и региональных задач, которые позволят достичь требуемого результата в установленные сроки.

Основными целями Программы являются интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство Российской Федерации, обеспечение транспортной доступности и снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р.

Программа разработана на основе указанных документов, а также на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.

     

II. Обоснование целесообразности решения задач социально-экономического развития Республики Крым и г.Севастополя программно-целевым методом

Учитывая стратегическое положение Крымского полуострова в Черноморском регионе, которое придает ему огромное экономическое и военно-политическое значение, необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития экономики макрорегиона, а также его экологической и национальной безопасности может быть достигнут только путем использования программно-целевого метода.

В связи с масштабностью задач, связанных с развитием Крымского федерального округа, наиболее действенным механизмом их решения является реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Крым и г.Севастополя в рамках Программы.

Принятие Программы позволит осуществлять мероприятия по развитию Крымского федерального округа в едином комплексе, согласовывать приоритеты федерального, регионального и местного уровней, координировать действия всех заинтересованных сторон и концентрировать ресурсы при решении поставленных задач.

Также целесообразность применения программно-целевого метода обусловлена тем, что:

в рамках Программы предполагается реализация общественно значимых капиталоемких проектов, преимущественно направленных на снятие инфраструктурных ограничений диверсификации экономики округа, что потребует достижения баланса интересов власти, общества и бизнеса;

мероприятия Программы формируются на принципах бюджетного планирования, ориентированного на эффективность бюджетного финансирования развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие условия для осуществления государственной региональной политики в Крымском федеральном округе:

комплексность механизма, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического и социального развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа;

координацию государственных усилий по обеспечению экономического роста и решению острых социальных проблем субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа, стратегическое единство в принятии решений на всех уровнях исполнительной власти;

аккумулирование и координация расходов бюджетов всех уровней на реализацию Программы, планирование и контроль бюджетных расходов;

обеспечение финансовой дисциплины и прозрачности государственной политики в Республике Крым и г.Севастополе, рационального использования федеральных ресурсов;

формирование долгосрочной бюджетной стратегии Крымского федерального округа, которая будет служить ориентиром для развития отраслей экономики макрорегиона.

Реализация Программы приведет к устранению диспропорции в региональном развитии, доведению уровня жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа до среднероссийского, а также формированию условий для обеспечения устойчивого экономического роста Крымского федерального округа.

III. Характеристика и прогноз развития ситуации в Крымском федеральном округе без использования программно-целевого метода

Реализация задач социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя без использования программно-целевого метода может привести к следующим последствиям:

сохранение дифференциации между уровнем развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа, и среднероссийским уровнем социально-экономического развития;

разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Крым и г. Севастополя и органов местного самоуправления в решении задачи интегрирования экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство Российской Федерации;

отсутствие системности в решении существующих проблем макрорегиона;

снижение активности использования потенциала Крымского полуострова (туристско-рекреационного, демографического, природно-ресурсного и других);

сохранение инфраструктурных ограничений в сферах транспорта и энергетики;

невозможность оценки эффективности использования бюджетных средств;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения целей и решения задач Программы.

IV. Возможные варианты реализации Программы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее реализации


В настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы 2 варианта формирования и реализации Программы.

Выбор варианта реализации Программы осуществлялся с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.

Первый вариант (оптимистический) предполагает решение поставленных задач и достижение цели Программы к концу 2020 года умеренными темпами.

Финансирование мероприятий Программы в случае реализации первого варианта предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных средств.

В связи с этим в ходе реализации первого варианта существуют риски, связанные с возможным сокращением предусмотренного внебюджетного финансирования Программы (финансовый риск), с неэффективным управлением Программой (административный риск), с масштабными природными и техногенными катастрофами, войнами (вооруженные конфликты), (риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы).

Вместе с тем реализация первого варианта позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения установленных результатов реализации Программы.

Второй (пессимистический) вариант предполагает решение поставленных задач и достижение цели Программы в условиях недостаточного финансирования внебюджетной составляющей.

Преимуществом второго варианта реализации Программы является возможность в короткие сроки обеспечить достижение значений среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа.

Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в случае реализации второго варианта предполагается осуществлять только за счет средств федерального бюджета без привлечения внебюджетных средств.

Недостатком второго варианта является необходимость выделения значительного объема средств федерального бюджета.

Кроме того, в ходе реализации второго варианта существуют следующие риски:

риск необеспечения финансирования Программы в запланированном объеме;

риск некачественного управления (возникновения сбоев) при реализации Программы (возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктуры (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению поставленных задач);

институциональный риск (вероятность того, что Программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек с формированием и развитием ряда ключевых программных мероприятий);

риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Максимальная эффективность реализации мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках первого (оптимистического) варианта.

Таким образом, анализ рассматриваемых вариантов реализации Программы показал, что первый вариант является приоритетным.

V. Ориентировочные сроки и этапы реализации Программы

Общий срок реализации Программы составляет 6 лет (2015-2020 годы).

Реализацию Программы предлагается осуществлять в 2 этапа:

первый этап (2015-2017 годы) - этап стабилизации ситуации;

второй этап (2018-2020 годы) - этап устойчивого социально-экономического роста с достижением целей Программы за счет целенаправленной результативной интеграции экономики и социальной сферы Крымского полуострова.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»