ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ

от 2 июня 2014 года N 199

Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда



В связи с введением в действие Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года, N 31689),

приказываю:

1. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:

1.1. Надлежащее осуществление системного государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и реализацию мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации федеральных законов от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", утвержденным приказом Роструда от 12 февраля 2014 года N 45.

1.2. Изучение государственными инспекторами труда прилагаемых к настоящему приказу Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда и их применение при реализации полномочий по проведению федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роструда И.И.Шкловца.

Руководитель
Федеральной службы
по труду и занятости
В.Л.Вуколов

     

     

Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 2 июня 2014 года N 199

     

Рекомендации по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда*

_______________

* Далее - Рекомендации.

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи должностным лицам территориальных органов Роструда, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности**, по организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"***, организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда.

_______________

** Далее - государственные инспекторы труда.

*** Далее - Федеральный закон N 426-ФЗ.

2. Полномочия Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований Федерального закона N 426 всеми субъектами права, включая организации, уполномоченные на проведение специальной оценки условий труда, установлены статьей 25 данного Федерального закона, которая предписывает, что указанные полномочия должны осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При возложении на Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы указанных полномочий в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"* не были внесены изменения или дополнения, устанавливающие какие-либо особенности при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда.

_______________

* Далее - Федеральный закон N 294-ФЗ.


В то же время, в целях правового обеспечения надлежащей реализации возлагаемых полномочий в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"** во второй абзац статьи 356 и часть шестую статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации были внесены необходимые уточнения, снявшие ранее имевшиеся в трудовом законодательстве ограничения в отношении субъектов осуществляемого федеральной инспекцией труда федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, возникавшие ранее при проведении проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобную деятельность.

_______________

** Далее - Федеральный закон N 421-ФЗ.


Учитывая изложенное, при организации и проведении надзорно-контрольных мероприятий в отношении организаций, уполномоченных на осуществление специальной оценки условий труда, государственным инспекторам труда следует руководствоваться общими требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного контроля (надзора), включая:

положения Конвенции Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947 года) и Протокола к ней 1995 года, ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде"***;

_______________

*** Далее - Конвенция N 81.


главу 57 Трудового кодекса Российской Федерации;

Федеральный закон N 294-ФЗ и иные федеральные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с его положениями (с учетом особенностей их применения, установленных упомянутыми выше международными договорами и законодательными актами);

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875;

Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324;

Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июля 2009 года N 378н;

положения о государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказами руководителя Роструда.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения государственными инспекторами труда административных процедур (действий) по реализации полномочий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, и требования к порядку их выполнения установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 354н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2013 года, рег. N 27533)****.

_______________

**** Далее - Административный регламент.

Учитывая изложенное, при организации и проведении проверок соблюдения требований Федерального закона N 426-ФЗ организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, государственным инспекторам труда надлежит руководствоваться положениями данного Административного регламента с учетом специальных норм, содержащихся в данном Федеральном законе и Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"*****.

_______________

***** Далее - Федеральный закон N 421-ФЗ.

4. В соответствии с общими требованиями действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), проверки организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, могут проводиться государственными инспекторами труда как в плановом, так и во внеплановом порядке при наличии соответствующих оснований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ и статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации.

Общий порядок планирования надзорно-контрольных мероприятий установлен в разделе III Административного регламента. В качестве оснований для внесения в установленном порядке предложений о включении в план проведения плановых проверок конкретных организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в частности, может рассматриваться:

- наличие заключений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о результатах государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда, проведенной конкретными организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, свидетельствующих о допущенных ими нарушениях обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда;

- выявление в ходе проведения в текущем году государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями требований законодательства о специальной оценке условий труда сведений, свидетельствующих о допущенных организациями, проводившими специальную оценку условий труда, нарушениях обязательных требований Федерального закона N 426-ФЗ;

- наличие жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Проверки указанных организаций по иным установленным действующим законодательством основаниям (в связи с поступившими в государственную инспекцию труда жалобами и иными обращениями работников о несогласии с результатами проведенной специальной оценки условий труда, в целях проверки выполнения ранее выданного предписания, наличием поручения органов прокуратуры и др.), как правило, проводятся во внеплановом порядке.

5. В соответствии с общими требованиями указанных выше нормативных правовых актов цели, задачи, предмет каждой конкретной проверки, правовые основания и форму ее проведения, а также перечень надзорно-контрольных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, определяются руководителем государственной инспекции труда (его заместителем) исходя из обстоятельств и фактов, послуживших основанием для ее проведения.

Вместе с тем, ни при каких обстоятельствах задачами и предметом любой проверки, проводимой государственными инспекторами труда в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда, не может являться оценка качества проведенной ими специальной оценки условий труда, так как в соответствии с положениями статьи 216_1 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона N 426-ФЗ решение данного вопроса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

При организации и проведении проверок указанных организаций следует также учитывать, что подавляющее большинство организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в соответствии с действующим законодательством отнесено к хозяйствующим субъектам малого предпринимательства. В этой связи в каждом случае организации и проведения проверки указанных организаций государственные инспектора труда должны учитывать сроки проведения проверки (и сроки их возможного продления), установленные в статье 13 Федерального закона N 294-ФЗ: в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

6. В соответствии с требованиями части 1 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:

а) в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

б) организация должна иметь не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

в) в качестве структурного подразделения организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом Российской Федерации по аккредитации (Росаккредитация) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, областью аккредитации которой должно являться проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, обязательных при проведении специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ.

Исходя из положений Федерального закона N 294-ФЗ, указанные выше требования являются обязательными, соблюдение которых подлежит проверке в первоочередном порядке.

7. Сведения об организациях, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, содержатся в Реестре организаций, формируемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона N 426-ФЗ, которые согласно части 6 указанной статьи данного Федерального закона подлежат размещению на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Кроме того, сведения об организациях, проводивших специальную оценку условий труда, содержатся в разделе I Отчета о проведении специальной оценки условий труда (приложение N 3 к приказу Минтруда Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н), который в соответствии с требованиями части 3 статьи 28 Федерального закона N 426 должен передаваться в государственную инспекцию труда этими организациями.

Учитывая изложенное, представляется, что предварительные выводы о соответствии организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, обязательным требованиям Федерального закона N 426-ФЗ, могут быть сделаны государственными инспекторами труда посредством сопоставления и анализа указанных сведений без назначения и проведения проверки указанных организаций.

В случаях недостаточности или отсутствия в государственных инспекциях труда указанных сведений, они могут быть дополнительно истребованы в организациях, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в соответствии с полномочиями, установленными абзацем четырнадцатым статьи 356 и абзацем третьим статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом невыполнение указанных требований государственных инспекторов труда может являться основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении в установленном порядке в отношении виновных лиц дела об административном правонарушении (а с 1 января 2015 года назначении административного расследования административного правонарушения), в ходе рассмотрения (проведения) которого государственными инспекторами труда могут быть получены сведения, объективно подтверждающие соответствие либо несоответствие организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательным требованиям.

Иные сведения об организациях, предлагающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, размещаемые в различных источниках и средствах массовой информации, следует считать ненадлежащими и не использовать в практической работе по осуществлению государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

8. При проведении выездной проверки соблюдения организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, требований Федерального закона N 426-ФЗ государственным инспектором труда в первоочередном порядке проверяются сведения о ее соответствии обязательным требованиям, которые устанавливаются на основании анализа документов, непосредственно представляемых руководителем проверяемой организации. При этом в ходе проводимой проверки государственным инспекторам труда рекомендуется последовательно осуществлять следующие действия:

8.1. Провести рассмотрение и анализ правоустанавливающих документов и юридических реквизитов организации, учитывая следующее:

8.1.1. При проверке оригиналов документов, свидетельствующих о наименовании юридического лица (организации), необходимо удостовериться, что полное наименование юридического лица (организации) соответствует наименованию, указанному в свидетельстве о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

8.1.2. Юридический адрес организации, отраженный во всех проверяемых документах, в том числе в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должен соответствовать адресу, указанному в Уставе организации.

8.1.3. Сведения о государственном регистрационном номере юридического лица (организации), содержащихся в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны соответствовать данным, содержащимся в свидетельстве (копии свидетельства) о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (выписке из единого государственного реестра юридических лиц).

8.1.4. Сведения о государственной регистрации организации, указанных в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны соответствовать оригиналу документа (свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или сведений из него (дата, номер, кем выдан).

8.1.5. Сведения об идентификационном номере налогоплательщика, указанном в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны соответствовать оригиналу документа (свидетельства) о постановке на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»