ПРИКАЗ
от 7 июля 2014 года N 471
Об утверждении методологических и организационных положений по проведению выборочного наблюдения труда мигрантов
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 10 апреля 2019 года N 206
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст.6523) и пункта 1.30.22 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2383, N 50, ст.5958; 2009, N 10, ст.1244, N 33, ст.4102; 2010, N 16, ст.1961, N 32, ст.4354, N 47, ст.6205, N 49, ст.6523; 2011, N 15, ст.2141, N 17, ст.2511, N 22, ст.3173, N 25, ст.3644; 2012, N 2, ст.327, N 17, ст.2056, N 19, ст.2479, N 27, ст.3743, N 42, ст.5777, N 49, ст.6910; 2013, N 10, ст.1053, N 13, ст.1596, N 16, ст.2018, N 22, ст.2838, N 24, ст.3006, N 29, ст.3986, N 36, ст.4578, N 41, ст.5210),
приказываю:
Утвердить прилагаемые методологические и организационные положения по проведению выборочного наблюдения труда мигрантов.
Руководитель
А.Е.Суринов
Методологические и организационные положения по проведению выборочного наблюдения труда мигрантов
Выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" и пункта 1.30.22 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р.
Трудовая миграция оказывает существенное влияние на процессы формирования рынка труда, изменение количественных и качественных показателей трудовых ресурсов.
Выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов (далее - наблюдение) организуется в целях получения официальной статистической информации, характеризующей:
- распространенность явления трудовой миграции в России, в том числе внешней, в разрезе субъектов Российской Федерации;
- распределение численности трудовых мигрантов по видам выполняемых работ;
- распределение численности внешних трудовых мигрантов по странам их гражданства;
- наем трудовых мигрантов домохозяйствами и предпринимателями.
Сведения о трудовых мигрантах собираются независимо от правового статуса их нахождения в Российской Федерации.
Результаты статистических наблюдений о численности трудовых мигрантов в дальнейшем позволят проводить анализ тенденций и динамики трудовой миграции в Российской Федерации.
Выборочное наблюдение труда мигрантов проводится одновременно с выборочным обследованием населения по проблемам занятости путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации и по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование населения по проблемам занятости.
Месячный объем выборочного массива при проведении обследований населения по проблемам занятости составляет около 69 тысяч респондентов в возрасте 15-72 лет (приблизительно 29 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста.
Для опроса домохозяйств приказом Росстата от 11.06.2014 N 429 утверждена форма N 1-ТМ "Анкета выборочного обследования населения об использовании труда мигрантов" (далее - анкета о труде мигрантов) с перечнем вопросов, характеризующих трудовую миграцию, и указаниями по ее заполнению. Опрос по данной анкете проводится последовательно после опроса по анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости, утвержденной Приказом Росстата от 29.08.2013 N 349 (далее - анкета по проблемам занятости).
Опрос домохозяйств о труде мигрантов проводится интервьюерами, привлекаемыми на основе договора гражданско-правового характера (договора подряда). Опрос в домохозяйствах проводится одним интервьюером по двум анкетам:
- выборочного обследования населения по проблемам занятости (форма N 1-З);
- выборочного наблюдения труда мигрантов (форма N 1-ТМ).
Сначала респонденты в возрасте от 15 до 72 лет опрашиваются по анкете по проблемам занятости, а затем проводится опрос по анкете о труде мигрантов.
В 2014 году наблюдение проводится в июле, августе, сентябре. Опрос населения интервьюерами в 2014 году выполняется с 14 по 20 июля, с 18 по 24 августа, с 15 по 21 сентября.
По результатам наблюдения формируется официальная статистическая информация о трудовой миграции по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, видам экономической деятельности, категориям работодателей.
Единицами наблюдения труда мигрантов являются - частные домашние хозяйства (в дальнейшем - домохозяйства), в которых проживают респонденты в возрасте 15-72 лет.
_______________
За исключением коллективных домашних хозяйств, лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
_______________
Определение приведено в целях проведения выборочного наблюдения труда мигрантов.
Обследуемым периодом при заполнении сведений в анкете о труде мигрантов в 2014 году являются двенадцать месяцев, предшествующих опросу.
При опросе в июле обследуемым периодом является период с июля предыдущего года по июнь 2014 года, в августе - август 2013 года - июль 2014 года, в сентябре - сентябрь 2013 года - август 2014 года.
Таким образом, период, за который собираются сведения, при заполнении анкеты о трудовой миграции отличается от обследуемого периода анкеты по проблемам занятости, в которой таким периодом является неделя.
Анкета выборочного наблюдения труда мигрантов состоит из двух разделов:
- наем трудовых мигрантов для работы в домохозяйстве;
- наем трудовых мигрантов предпринимателями.
Вопросы первого раздела о работе трудовых мигрантов в домохозяйствах заполняются на каждое домохозяйство, попавшее в выборку. Отвечает на них один из членов семьи (наиболее информированный), опрошенных по анкете по проблемам занятости.
В первом разделе опрашиваемым лицам задаются вопросы о привлечении лиц, приехавших из других субъектов Российской Федерации или других стран, для выполнения работы в домохозяйстве (квартира, дом, дача, приусадебный участок и др.) за плату (вознаграждение в денежной или натуральной форме). Данные о трудовых мигрантах, выполнявших работу бесплатно, не отражаются.
По домохозяйствам, которые привлекали трудовых мигрантов, заполняются данные о численности трудовых мигрантов, в том числе иностранных, по выделенным в анкете видам выполненных работ и услуг.
В первом разделе анкеты собирается также информация о численности привлеченных иностранных трудовых мигрантов по странам, гражданами которых они являются.
Во втором разделе отражаются данные о численности трудовых мигрантов, работавших за плату (вознаграждение в денежной или натуральной форме) у членов домохозяйства, являющихся предпринимателями.
Круг предпринимателей, подлежащих наблюдению труда мигрантов, определяется по респондентам, которые при заполнении анкеты по проблемам занятости на вопросы об основной работе ответили следующее:
- работал(а) в качестве владельца (совладельца) собственного предприятия или собственного дела;
- работал(а) в качестве индивидуального предпринимателя по договору гражданско-правового характера с организацией - юридическим лицом (или с обособленным подразделением организации);
- основная работа была на индивидуальной основе.
Данные о численности привлеченных лиц заполняются по странам их гражданства.
На вопросы второго раздела (в случае отсутствия самого респондента) может ответить также информированный член семьи.
Для целей данного наблюдения трудовые мигранты - лица, независимо от возраста нанимаемые домохозяйствами и предпринимателями - членами домохозяйства, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и выполнявшие оплачиваемую домохозяйством работу в Российской Федерации, являющиеся гражданами других государств (иностранными гражданами) или российскими гражданами, постоянно (обычно) проживающими в других субъектах Российской Федерации.
Разработка сводных итогов по форме N 1-ТМ осуществляется по следующим показателям:
- число домохозяйств, привлекавших на оплачиваемую работу трудовых мигрантов, по субъектам Российской Федерации;
- число предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, привлекавших на оплачиваемую работу трудовых мигрантов, по категориям предпринимателей в разрезе субъектов Российской Федерации;
- численность трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах и их структурах, по видам выполненных работ и по субъектам Российской Федерации;
- численность иностранных и российских трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах и их структурах, по видам выполненных работ и по субъектам Российской Федерации;
- численность иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах и их структурах, по странам, гражданами которых они являются, в разрезе субъектов Российской Федерации;
- численность трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах, и их структурах по размеру домохозяйств, в разрезе выполненных работ и в разрезе субъектов Российской Федерации;
- численность и структура трудовых мигрантов по группам предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- численность и структура трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по видам экономической деятельности и по субъектам Российской Федерации;
- численность и структура иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по странам, гражданами которых они являются.
Для распределения численности трудовых мигрантов по странам, гражданами которых они являются, используется перечень стран с кодами по Общероссийскому классификатору стран мира.
2.6.1. Статистическое наблюдение труда мигрантов проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность домохозяйств на федеральном уровне.
Опрос домохозяйств о труде мигрантов проводится на той же выборочной сети домохозяйств, что и опрос домохозяйств по проблемам занятости.
2.6.2. Распространение данных о найме трудовых мигрантов домохозяйствами (I раздел анкеты) осуществляется на все домохозяйства, в которых проживает население в возрасте 15-72 лет, с помощью индивидуального веса каждого домохозяйства.
Индивидуальный вес определяется методом взвешивания выборочной совокупности домохозяйств, распределенной по типу (городские, сельские) в общем числе домохозяйств (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), распределенной также по типу (городские, сельские).
2.6.3. Получение распространенных итогов о найме трудовых мигрантов предпринимателями - членами домохозяйства, осуществляющими предпринимательскую деятельность (II раздел анкеты), производится с помощью индивидуального веса опрашиваемого лица, который имеется в базе данных наблюдения по проблемам занятости.
Идентификация предпринимателей производится на основании номера опрашиваемого лица из вопроса 1 анкеты по проблемам занятости.
2.6.4. Получение представительных итогов в целом по Российской Федерации обеспечивает месячный размер выборки. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность трех последовательных месячных выборок.