ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2014 года N 639

О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации

(с изменениями на 14 марта 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2021, N 0001202103250009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.01.2022, N 0001202201190005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2024, N 0001202403150012) (о порядке вступления в силу см. пункты 3-5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300).

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила организации и функционирования единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)


изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется:

соответствующими федеральными органами исполнительной власти - в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций;

Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" - за счет собственных средств и (или) средств эксплуатирующих организаций, признанных соответствующими органами управления использованием атомной энергии пригодными эксплуатировать ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов, на которых созданы объекты системы мониторинга радиационной обстановки, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Корпорации на выполнение возложенных на нее государственных полномочий в установленной сфере деятельности.

3. Организация и функционирование единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем осуществляются с учетом выполненных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 года N 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" работ по созданию Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 года N 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст.546).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 2014 года N 639

Правила организации и функционирования единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем *

(с изменениями на 14 марта 2024 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и функционирования единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (далее - система мониторинга) и ее функциональных подсистем.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

Система мониторинга и ее функциональные подсистемы обеспечивают в автоматизированном режиме осуществление государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

Основными целями системы мониторинга и ее функциональных подсистем являются:

(Абзац дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

а) регулярные наблюдения за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

(Подпункт дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

б) своевременное выявление изменений радиационной обстановки, оценка, прогнозирование и предупреждение возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды;

(Подпункт дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

в) систематическое представление соответствующей оперативной информации в федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии (далее - органы управления), органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, организации для принятия необходимых мер по предотвращению или снижению радиационного воздействия.

(Подпункт дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

1_1. Основными задачами системы мониторинга и ее функциональных подсистем являются:

а) регулярные наблюдения за радиационным фоном, содержанием и активностью радионуклидов в атмосферном воздухе, почве, поверхностных и подземных водах;

б) сбор, обработка (обобщение, систематизация), анализ и хранение полученной информации;

в) оценка воздействия природных и антропогенных факторов на радиационную обстановку;

г) анализ и прогнозирование радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

д) предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке, происходящих и прогнозируемых ее изменениях.

(Пункт дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

1_2. Функционирование системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляется на основе следующих принципов:

а) единство методологических и метрологических подходов к сбору, интерпретации, обработке, хранению, анализу и распространению информации о радиационной обстановке и прогнозам на основе такой информации;

б) непрерывность наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

в) полнота, достоверность и своевременность получения и представления информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

г) совершенствование инструментов и методов выявления изменений радиационной обстановки, оценки и прогноза экологических рисков, обусловленных радиоактивным загрязнением окружающей среды;

д) эффективность использования данных о фактической и прогнозируемой радиационной обстановке на территории Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444)

2. В рамках системы мониторинга и ее функциональных подсистем Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органы управления осуществляют государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, и в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды". Исполнительные органы субъектов Российской Федерации вправе принимать участие в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе формировать и обеспечивать функционирование территориальных подсистем системы мониторинга.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12; в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

3. Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (далее - информация о радиационной обстановке), незамедлительно представляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органами управления и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, которые вправе участвовать в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки, в систему мониторинга и ее функциональные подсистемы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12; в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

С 1 марта 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300 в пункт 3 настоящих Правил будут внесены изменения.

____________________________________________________________________

4. Организация и функционирование системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляются на основе информации о радиационной обстановке:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - с учетом данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений;

органами управления - с учетом данных, полученных подсистемами государственного мониторинга радиационной обстановки, в рамках которых проводятся наблюдения в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444. - См. предыдущую редакцию)

исполнительными органами субъектов Российской Федерации, которые вправе участвовать в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки, с учетом данных о состоянии окружающей среды, полученных территориальными подсистемами системы мониторинга.

(Абзац дополнительно включен с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12; в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

5. Координация деятельности по функционированию системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

В целях обеспечения согласованной деятельности по функционированию и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем, решения задач и рассмотрения вопросов межотраслевого значения, связанных с указанной деятельностью, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с органами управления и федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии создается межведомственный координационный совет по функционированию и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем.

(Абзац дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444; в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

Положение о межведомственном координационном совете по функционированию и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем и его состав утверждаются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с органами, указанными в абзаце втором настоящего пункта.

(Абзац дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444; в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

В состав межведомственного координационного совета по функционированию и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем входят представители Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, а также исполнительных органов субъектов Российской Федерации, которые вправе участвовать в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки.

(Абзац дополнительно включен со 2 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 444; в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12; в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органы управления, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации, которые вправе участвовать в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки, при организации и функционировании системы мониторинга и ее функциональных подсистем:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2022 года N 12; в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

а) обеспечивают формирование и функционирование систем наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

б) обеспечивают проведение регулярных наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

в) осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление в систему мониторинга и ее функциональные подсистемы информации о радиационной обстановке;

г) проводят анализ информации о радиационной обстановке в целях выявления ее изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

д) дают оценку и прогноз изменений радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

е) обеспечивают предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке и происходящих и прогнозируемых ее изменениях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»