План мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса" на период до 2018 года (далее - "дорожная карта") представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного стимулирования и поддержки внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса Российской Федерации путем создания единой системы управления инновационной деятельностью в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Мероприятия "дорожной карты" направлены на обеспечение российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными технологиями и оборудованием, соответствующей нормативной и методической базой документов, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволяет содействовать преодолению существующих барьеров, развитию инновационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе, созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
Состав мероприятий "дорожной карты" сформирован с учетом положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, подпрограммы 9 "Силовая электротехника и энергетическое машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы", плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 1300-р, прогноза научно-технологического развития России на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 года, а также иных стратегических документов государственного планирования.
Сегодня топливно-энергетический комплекс характеризуется значительным потенциалом в области оптимизации и повышения эффективности производственных процессов добычи, переработки, транспортировки и потребления энергетических ресурсов за счет обновления технологической базы, способным значительно сократить объем инвестиционных и операционных издержек. В целом несоответствие технического уровня предприятий топливно-энергетического комплекса современным мировым требованиям и риск технологического отставания ограничивают развитие соответствующих отраслей российской экономики.
Отрасли топливно-энергетического комплекса характеризуются высокой зависимостью предприятий от импортных энергетических технологий и оборудования в связи с их неосвоенностью российской промышленностью, что является одним из основных сдерживающих факторов для развития топливно-энергетического комплекса и экономики страны в целом.
Также развитие топливно-энергетического комплекса страны сдерживают не полностью реализованный потенциал отечественной прикладной науки, неразвитость инжиниринговых компаний, трудности трансфера передовых зарубежных технологий, отсутствие в топливно-энергетическом комплексе целостной системы взаимодействия науки и бизнеса и инновационной инфраструктуры, прогрессирующее ухудшение подготовки научных и инженерных кадров для высокотехнологичных секторов энергетики, а также недостаток экономических стимулов для инновационной деятельности большинства предприятий.
В целом развитие в мире энергетики характеризуется ростом конкуренции на мировых энергетических рынках и ориентацией на повышение экологичности производства.
В настоящее время по ряду технологических направлений действия государства при взаимодействии с частным сектором носят недостаточно скоординированный характер. Одной из первоочередных мер, направленных на повышение результативности функционирования системы управления технологическим развитием в отраслях топливно-энергетического комплекса, является формирование набора системных межотраслевых национальных проектов и прорывных технологий с участием технологических платформ путем реализации сквозного механизма поддержки их развития по принципу технологического коридора с целью развития производственного потенциала и производственной кооперации (в том числе в регионах - посредством механизма инновационных территориальных кластеров) в области внедрения инновационных технологий и новых материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Создание на федеральном уровне единой системы управления инновационной деятельностью в отраслях топливно-энергетического комплекса позволит обеспечить эффективную комплексную реализацию механизмов поддержки приоритетных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса, совершенствование нормативно-правового регулирования и координацию взаимодействия соответствующих инструментов (программ инновационного развития, институтов развития, объединений предпринимателей, технологических платформ и инновационных территориальных кластеров). Система управления инновационной деятельностью позволит обеспечить поддержку инновационных проектов по принципу технологического коридора - от прикладных научно-исследовательских работ до внедрения и тиражирования результатов, а также воссоздание и развитие научно-технического и кадрового потенциала для отраслей топливно-энергетического комплекса, формирование национальной системы мониторинга и прогнозирования научно-технического прогресса в энергетике, определение оптимального состава перспективных технологий и выбора приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с целью принятия на федеральном уровне соответствующих управленческих решений.
Объем финансирования программ инновационного развития организаций топливно-энергетического комплекса с государственным участием составляет более 170 млрд. рублей ежегодно (в 2012 году - 177 млрд. рублей). Поддержка соответствующих проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы", ежегодный объем финансирования мероприятий которой составляет более 25 млрд. рублей. Финансовая поддержка инновационных проектов осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", открытым акционерным обществом "Российская венчурная компания", открытым акционерным обществом "РОСНАНО", некоммерческой организацией "Фонд инфраструктурных и образовательных программ", некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытым акционерным обществом "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства", федеральным государственным автономным учреждением "Российский фонд технологического развития" и другими.
Таким образом, представляется необходимым осуществление комплекса мероприятий, направленных на внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса на период до 2018 года, поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по приоритетным направлениям энергетических технологий с целью последующего внедрения результатов, а также на совершенствование нормативно-правового регулирования с использованием уже имеющихся мер воздействия и механизмов стимулирования инновационного развития экономики, в том числе финансирования соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.