(с изменениями на 25 июля 2022 года)
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 22.05.2018 N 246, от 25.07.2022 N 527)
В соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по работе с обращениями граждан (далее - Методические рекомендации).
2. Заместителям Председателя Совета министров Республики Крым, руководителям исполнительных органов Республики Крым, руководителям структурных подразделений Аппарата Совета министров Республики Крым обеспечить соблюдение Методических рекомендаций.
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 25.07.2022 N 527)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым использовать положения Методических рекомендаций при работе с обращениями граждан.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Аппарата Совета министров Республики Крым О.В. Дугаренко.
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 25.07.2022 N 527)
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 25.07.2022 N 527)
Настоящие Методические рекомендации составлены с целью соблюдения и обеспечения исполнения исполнительными органами Республики Крым (далее - государственные органы), органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) в части подготовки ответов на письменные обращения граждан, Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) в части подготовки ответов респондентам и сборника методических рекомендаций и документов по работе с обращениями граждан, в том числе юридических лиц, в приемных Президента Российской Федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления (утвержден подпунктом 2.1 пункта 2 решения рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций (протокол заседания от 19 февраля 2015 года N 9)).
Рассмотрение письменного обращения граждан (далее - Обращение) представляет собой действия государственных органов или их должностных лиц, направленные на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение Обращения (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ), проверку вопросов, поставленных в Обращении, установление обоснованности содержащихся в Обращении рекомендаций гражданина, просьбы о содействии в реализации или защите прав, принятие мер по устранению и предупреждению выявленных упущений, нарушений законности, подготовку и направление письменного ответа по существу поставленных в Обращении вопросов и извещения инициатора(ов) Обращения о принятых мерах (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Обращением признается предложение, заявление или жалоба, направленные в письменной форме или в форме электронного документа, а также устное обращение гражданина в государственный орган или должностному лицу (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ):
Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ);
Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ);
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ).
При поступлении в государственный орган Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней со дня поступления (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ) и по нему должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии Обращения к рассмотрению;
- о передаче Обращения для рассмотрения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ) в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный(е) орган(ы) или должностному лицу, в компетенцию которого(ых) входит решение поставленных в Обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего Обращение, о переадресации Обращения;
- о возврате Обращения инициатору (гражданину, направившему Обращение) (ч. 7 ст. 8 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ);
- о безосновательности очередного Обращения и прекращении переписки с гражданином по поднимаемому вопросу (ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ).
Должностные лица государственных органов обязаны:
- обеспечивать необходимые условия объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения Обращений должностными лицами, уполномоченными принимать решения от имени соответствующего государственного органа или должностного лица;
- уведомлять гражданина о направлении его Обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;
- принимать обоснованные решения и обеспечивать их исполнение по существу каждого поставленного в Обращении вопроса;
- готовить и направлять письменный ответ по указанному в Обращении почтовому адресу или адресу электронной почты;
- сообщать гражданам о решениях, принятых по их Обращениям, а в случае их отклонения или прекращения переписки указывать мотивы отклонения и разъяснять порядок обжалования принятых решений.
Государственный орган или их уполномоченные должностные лица при рассмотрении Обращений граждан в пределах своих полномочий вправе:
- приглашать граждан, направивших Обращение, для личной беседы (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ);
- запрашивать в случае необходимости, в том числе в электронной форме, дополнительные материалы в иных государственных органах (ч. 5 ст. 8 и п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ);
- привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов;
- создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в Обращениях, с выходом на место;
- направлять на рассмотрение Обращения другим государственным органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией (ч. 3 и 3.1 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ).
Основными принципами при рассмотрении Обращений граждан являются: объективность, всесторонность и своевременность рассмотрения.
Принцип объективности означает соответствие процедуры рассмотрения Обращения, сделанных выводов и ответа на Обращение фактическим обстоятельствам и объективной действительности. Для этого обстоятельства должны быть правильно установлены не только по представленным документальным материалам, но и с выходом на место, или посредством запросов в иные государственные органы, или с участием гражданина, направившего Обращение.
Под всесторонностью рассмотрения Обращения следует понимать изучение требований гражданина с точки зрения законности, обоснованности, логичности, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц, наличия доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Своевременность рассмотрения Обращения означает соблюдение установленных законом сроков.
Под сроком рассмотрения Обращения следует понимать предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, поставленных в Обращении, и гражданину направлен ответ.
(Примечание: значение установленных сроков заключается в том, что они:
- устанавливают определенный временной режим для реагирования на Обращения;
- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его Обращения, а с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей;
- дисциплинируют работников государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.)
Федеральным законом N 59-ФЗ установлены следующие сроки рассмотрения Обращений:
- Обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней со дня поступления в государственный орган или должностному лицу (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ);
- Обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
- Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или должностному(ым) лицу(ам), в компетенцию которых входит решение поставленных в Обращении вопросов (ч. 3 (4) ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ), с уведомлением гражданина, направившего Обращение, о переадресации такового;
кроме того, в течение 7 дней со дня регистрации:
- возвращается гражданину Обращение, в котором обжалуется судебное решение (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ) с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;