В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:
Внести в постановление Совета министров Республики Крым от 24 января 2017 года N 15 "Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан" следующие изменения:
в постановляющей части:
в пункте 2 слова "государственной власти" исключить;
в пункте 4 слова "заместителя Председателя Совета министров Республики Крым - руководителя Аппарата Совета министров Республики Крым Л.Н. Опанасюк" заменить словами "руководителя Аппарата Совета министров Республики Крым О.В. Дугаренко";
приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым
М.НАЗАРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
Настоящие Методические рекомендации составлены с целью соблюдения и обеспечения исполнения исполнительными органами Республики Крым (далее - государственные органы), органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) в части подготовки ответов на письменные обращения граждан, Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) в части подготовки ответов респондентам и сборника методических рекомендаций и документов по работе с обращениями граждан, в том числе юридических лиц, в приемных Президента Российской Федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления (утвержден подпунктом 2.1 пункта 2 решения рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций (протокол заседания от 19 февраля 2015 года N 9)).
Рассмотрение письменного обращения граждан (далее - Обращение) представляет собой действия государственных органов или их должностных лиц, направленные на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение Обращения (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ), проверку вопросов, поставленных в Обращении, установление обоснованности содержащихся в Обращении рекомендаций гражданина, просьбы о содействии в реализации или защите прав, принятие мер по устранению и предупреждению выявленных упущений, нарушений законности, подготовку и направление письменного ответа по существу поставленных в Обращении вопросов и извещения инициатора(ов) Обращения о принятых мерах (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Обращением признается предложение, заявление или жалоба, направленные в письменной форме или в форме электронного документа, а также устное обращение гражданина в государственный орган или должностному лицу (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ):
Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ);
Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ);
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ).
При поступлении в государственный орган Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней со дня поступления (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ) и по нему должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии Обращения к рассмотрению;
- о передаче Обращения для рассмотрения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ) в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный(е) орган(ы) или должностному лицу, в компетенцию которого(ых) входит решение поставленных в Обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего Обращение, о переадресации Обращения;
- о возврате Обращения инициатору (гражданину, направившему Обращение) (ч. 7 ст. 8 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ);
- о безосновательности очередного Обращения и прекращении переписки с гражданином по поднимаемому вопросу (ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ).
Должностные лица государственных органов обязаны:
- обеспечивать необходимые условия объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения Обращений должностными лицами, уполномоченными принимать решения от имени соответствующего государственного органа или должностного лица;
- уведомлять гражданина о направлении его Обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;
- принимать обоснованные решения и обеспечивать их исполнение по существу каждого поставленного в Обращении вопроса;
- готовить и направлять письменный ответ по указанному в Обращении почтовому адресу или адресу электронной почты;
- сообщать гражданам о решениях, принятых по их Обращениям, а в случае их отклонения или прекращения переписки указывать мотивы отклонения и разъяснять порядок обжалования принятых решений.
Государственный орган или их уполномоченные должностные лица при рассмотрении Обращений граждан в пределах своих полномочий вправе:
- приглашать граждан, направивших Обращение, для личной беседы (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ);
- запрашивать в случае необходимости, в том числе в электронной форме, дополнительные материалы в иных государственных органах (ч. 5 ст. 8 и п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ);
- привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов;
- создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в Обращениях, с выходом на место;
- направлять на рассмотрение Обращения другим государственным органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией (ч. 3 и 3.1 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ).
Основными принципами при рассмотрении Обращений граждан являются: объективность, всесторонность и своевременность рассмотрения.
Принцип объективности означает соответствие процедуры рассмотрения Обращения, сделанных выводов и ответа на Обращение фактическим обстоятельствам и объективной действительности. Для этого обстоятельства должны быть правильно установлены не только по представленным документальным материалам, но и с выходом на место, или посредством запросов в иные государственные органы, или с участием гражданина, направившего Обращение.
Под всесторонностью рассмотрения Обращения следует понимать изучение требований гражданина с точки зрения законности, обоснованности, логичности, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц, наличия доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Своевременность рассмотрения Обращения означает соблюдение установленных законом сроков.
Под сроком рассмотрения Обращения следует понимать предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, поставленных в Обращении, и гражданину направлен ответ.
(Примечание: значение установленных сроков заключается в том, что они:
- устанавливают определенный временной режим для реагирования на Обращения;
- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его Обращения, а с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей;
- дисциплинируют работников государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.)
Федеральным законом N 59-ФЗ установлены следующие сроки рассмотрения Обращений:
- Обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней со дня поступления в государственный орган или должностному лицу (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ);
- Обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
- Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или должностному(ым) лицу(ам), в компетенцию которых входит решение поставленных в Обращении вопросов (ч. 3 (4) ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ), с уведомлением гражданина, направившего Обращение, о переадресации такового;
кроме того, в течение 7 дней со дня регистрации:
- возвращается гражданину Обращение, в котором обжалуется судебное решение (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ) с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- сообщается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению, если текст Обращения не поддается прочтению (ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ);
- подлежит направлению в государственный орган (в соответствии с его компетенцией) Обращение, в котором содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем (ч. 3 ст. 8, ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ);
- сообщается гражданину о том, что если текст Обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, то ответ на Обращение не дается (ч. 4 (1) ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ);