Недействующий

    
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2015 года N 251


Об утверждении Государственной программы развития рыбного хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы

(с изменениями на 5 октября 2016 года)

__________________________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N 407 (Официальный веб-сайт Совета министров www.rk.gov.ru, 23.08.2016);
     постановлением Совета министров Республики Крым от 05 октября 2016 года N 480 (Официальный веб-сайт Совета министров www.rk.gov.ru, 05.10.2016).
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
     По всему тексту постановления слова "Государственный комитет по рыболовству Республики Крым" заменены словами "Министерство сельского хозяйства Республики Крым" - постановление Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N 407. - См. предыдущую редакцию.
__________________________________________________________________________________________

В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 315* "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 956-р "Об утверждении Перечня первоочередных государственных программ Республики Крым на среднесрочный период (2015-2017 годы)" Совет министров Республики Крым

_________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 314". - Примечание изготовителя базы данных.

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития рыбного хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы.

2. Постановление действует до 01 января 2017 года.     

(Постановляющая часть в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 05 октября 2016 года N 480. - См. предыдущую редакцию)

Глава Республики Крым, Председатель
Совета министров Республики Крым
С. Аксенов

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым - руководитель Аппарата
Совета министров Республики Крым
Л. Опанасюк



г. Симферополь

12 мая 2015 года

N 251

Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от 12 мая 2015 года N 251
(в редакции постановления Совета
министров Республики Крым
от 05 октября 2016 года N 480,
- см. предыдущую редакцию)

     

Паспорт Государственной программы развития рыбного хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы

Ответственный исполнитель Программы

Государственный комитет по рыболовству Республики Крым

Соисполнители Программы

Отсутствуют

Участники Программы

Субъекты хозяйствования различных организационно-правовых форм

Программно-целевые инструменты Программы

Отсутствуют

Цели Программы

Устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Крым на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, а также обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых рыбохозяйственными предприятиями.

Задачи Программы

Обновление и перевооружение материально-технической базы предприятий рыбохозяйственного комплекса и расширение на этой основе импортозамещающего ассортимента; улучшение качества производимой продукции; расширение масштабов товарного выращивания и переработки гидробионтов с использованием современных технологий переработки и хранения;

увеличение объемов производства товарной пищевой рыбной продукции;

создание управляемых хозяйств по производству качественной рыбы и морепродуктов в непосредственной близости от объектов потребления;

создание новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биологических ресурсов, методов хранения и транспортировки рыбо- и морепродукции;

обеспечение производства безопасной рыбной продукцией;

увеличение занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

формирование и целенаправленное продвижение устойчивого положительного имиджа Республики Крым как территории, благоприятной для развития рыбоводства и рыболовства, территории деловой и инвестиционной активности.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Количество приобретенных промысловых судов. Количество реновационных судов.

Прирост объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Количество строящихся причалов.

Количество реконструированных причалов. Установки морозильных камер быстрой заморозки. Установки холодильных камер для хранения. Установки льдогенераторов производительностью 20,0 т в сутки.

Завершение строительства цеха.

Установка линии по производству пресерв до 1,5 млн. шт. в месяц.

Количество приобретенного и модернизированного оборудования.

Прирост производства рыбоконсервной продукции. Площадь водных объектов, на которых осуществлена рыбохозяйственная деятельность.

Объем мелиоративных работ.

Реконструкция объектов рыбохозяйственных предприятий.

Объем добычи товарной рыбы.

Производство стартовых живых кормов.

Увеличение племенного ремонтно-маточного стада и посадочного материала.

Объем зарыбления водоемов.

Количество индустриальных систем рыборазведения. Прирост вылова товарной рыбы.

Количество морских фермерских хозяйств.

Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов за счет фермерских хозяйств в сфере марикультуры.

Индекс производства продукции товарной аквакультуры.

Дополнительные рабочие места.

Объем закупки кормов для рыбной промышленности.

Прирост вылова водных биоресурсов

Прирост производства рыбоконсервной продукции.

Этапы и сроки реализации Программы

2015-2017 годы.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 1 708 052,7 тыс. руб., в том числе: в 2015 году - 1 666 528,0 тыс. руб.; в 2016 году - 41 524,7 тыс. руб.; в 2017 году - 0,0 тыс. руб.,

из них:

- за счет средств федерального бюджета: в 2016 году - 29,4 тыс. руб.;

- за счет средств бюджета Республики Крым составляет 250 659,2 тыс. руб., в том числе:

в 2015 году - 209 163,9 тыс. руб.; в 2016 году - 41 495,3 тыс. руб.; в 2017 году - 0,0 тыс. руб.;

- за счет внебюджетных источников составляет 1 457 364,1 тыс. руб., в том числе:

в 2015 году - 1 457 364,1 тыс. руб.; в 2016 году - 0,0 тыс. руб.; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- экономия энергоресурсов, уменьшение себестоимости тонны выловленных биоресурсов до 60%;

- увеличение срока нахождения судна на промысле, прирост вылова до 10 тыс. т;

- улучшение лоцманских условий для подходов судов к причальной стенке (грузоподъемностью до 5,0 тыс. т), что значительно увеличит объем перевалки груза;

- увеличение поставок высококачественной свежемороженой рыбы на потребительский рынок до 30,1 тыс. т в год;

- выработка чешуйчатого льда до 5,6 тыс. тонн в год или до 9,6 млн. руб.;

- увеличение ассортимента выпускаемой консервной продукции до 5% ежегодно, а также увеличение ассортимента пресервов;

- увеличение выпуска консервной продукции до 5% ежегодно;

- экономия энергоресурсов при производстве консервной продукции;

- повышение качества производства рыбы смешанного посола;

- производство продукции в соответствии с международными стандартами;

- создание условий для дальнейшей интенсификации технологий, что приведет к полноценному задействованию производственных площадей;

- увеличение количества и качества племенного ремонтно-маточного стада и посадочного материала до 50% к показателям 2015 года;

- повышение объема зарыбления водоемов до 7,33 млн. штук личинки;

- улучшение качества и объема производимой пресноводной продукции до 625,0 тонн;

- создание систем с управляемыми условиями среды, размещение производства в непосредственной близости от объектов потребления, возможность выращивания высокопродуктивных видов гидробионтов

     

     
I. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития рыбопромышленного комплекса


Государственная программа развития рыбного хозяйства Республики Крым (далее - Программа) направлена на достижение устойчивого роста уровня и качества жизни крымчан на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов в Черноморском регионе.

Реализация данного направления должна стать результатом скоординированных общих усилий, консолидирующим фактором для всех конструктивных сил республики, одним из направлений которой является восстановление и развитие рыбохозяйственного комплекса полуострова.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН для более 50% населения планеты Земля рыба и морепродукты являются основным источником животного белка. В соответствии с данными, разработанными научно - исследовательскими институтами гигиены питания, физиологически обоснованной нормой потребления рыбной продукции является 22 кг на человека в год. В республике, в первое десятилетие XXI века, отмечался значительный спад объемов производства рыбы, что сразу сказалось на уменьшении потребления этих продуктов населением.

Потребление рыбной продукции сократилось в 1,6 раза и составило около 10,0 кг в год, что более чем в 2 раза меньше физиологической нормы. Отметим, что из 26 видов рыб, некогда добывавшихся в Азовском и Черном морях, сегодня промысловое значение имеют лишь шесть видов. Уловы во внутренних водоемах за годы упали в два-три раза, а освободившуюся нишу занял импорт.

Отталкиваясь от истоков, рыбное хозяйство во все времена играло в экономике Крыма ведущую роль, что обусловлено, прежде всего, особенностями его географического положения. Омывающие крымские берега теплые моря и заливы служили базой весьма эффективного рыболовства.

В основном, рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных регионах Республики Крым, где предприятия данной отрасли определяют социальную политику значительной части населения.

Прежде всего, хотелось бы вернуться к недавнему прошлому и начать с того, что 20-30 лет назад рыбохозяйственный комплекс полуострова в экономике региона производил свыше 20% валового продукта.

В СССР рыбное хозяйство Крыма представляло многопрофильный органически взаимосвязанный комплекс с развитой внутриотраслевой кооперацией, обслуживающей всю технологическую цепь - от добычи и переработки до реализации рыбопродукции.

Здесь же находились основные рыбацкие силы и материально техническая база рыбохозяйственного комплекса Юга Азово-Причерноморья. Свою производственную деятельность осуществляли три крупнейших рыбопромышленных градообразующих объединения ("Атлантика", "Керчьрыбпром" и "Югрыбпоиск"), сеть рыболовецких колхозов объединения Крымрыбакколхозсоюза, ведущий бассейновый рыбохозяйственный институт- ЮгНИРО, другие научные, конструкторские и учебные организации. Работали рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие и торговые предприятия, приемно- транспортный флот, Керченский и Севастопольский рыбные порты с их инфраструктурой, холодильники, судоремонтные заводы, сетеснастное и тарное производство и др. Всего в рыбной отрасли Крыма было задействовано свыше 30 тыс. человек.

На долю крымских рыбаков приходилось порядка 80-90% от всей добычи Украины в Мировом океане и Азово-Черноморском бассейне. В конце 80-х-начале 90-х годов ими добывалось около 700 тыс. тонн рыбы и морепродуктов.

Современный рыбохозяйственный комплекс Республики Крым включает в себя рыбодобывающую, рыбоводную и рыбоперерабатывающую отрасли, которые представлены 346 хозяйствующими субъектами различной формы собственности.

Перерабатывающий комплекс представлен 52 хозяйствующими субъектами, которые осуществляют производство продукции из водных биоресурсов. Рыбоперерабатывающими предприятиями Крыма производится свыше 150 наименований рыбопродукции, основными из которых являются пресервы из местных и океанических видов рыб, консервы из предварительно обжаренной рыбы, соленая, вяленая и копченая продукция, нарезка в вакуумной упаковке, замороженная рыба.

По данным Федеральной налоговой службы рыбодобывающий и рыбоводный комплексы представлены 201 субъектом хозяйствования различной организационно - правовой формы собственности.

В морских водах Республики Крым расположены места массовой зимовки, нагула, а также проходят миграции важнейших промысловых рыб - хамсы, ставриды, шпрота, камбалы калкан, кефалевых, атерины, барабули и сельди. Шельфовая зона, прилегающая к полуострову, богата ресурсами промысловых беспозвоночных (рапана, мидии, креветки), поэтому Республика Крым является важным и традиционным центром рыболовства Азово-Черноморского региона. Рыболовный промысел в водах Республики Крым в 2015 году дал вылов крымскими рыбаками водных биологических ресурсов в объеме 16,1 тыс. т, что выше на 3,2% относительно уровня 2014 года (15,6 тыс. тонн).

Добыча рыбы и других биоресурсов за 2015 год и предыдущие года характеризуется следующими показателями:

тыс.т

Показатели

2014 год

2015 год

Отклонение (+,-)

Темп роста (%)

Вылов крымскими рыбаками, в т.ч.:

15,6

16,1

0,5

103,2

вылов в Азовском море

4,8

10,1

5,3

210,4

вылов в Черном море

10,7

5,8

- 4,9

54,2

Вылов во внутренних водных объектах

0,1

0,2

0,1

200

Вылов пресноводной рыбы во внутренних водоемах

0,46

0,14

-0,32

30,4



Организации рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах Республики Крым и обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов, прилегающих к Азово - Черноморскому бассейну, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности граждан.

Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биологических ресурсов, трудностью прогнозирования запасов водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства.

На территории Республики Крым главными рыбохозяйственными водными объектами, которые дают основную рыбную продукцию, являются Черное и Азовское моря.

Основными объектами промысла в Черном море предприятий, которые используют средний флот, являются - шпрот, хамса черноморская, хамса азовская, атерина. Основными объектами промысла в Азовском море предприятий, которые используют средний флот, являются - хамса азовская, тюлька, бычки.

В прибрежном рыболовстве в Черном и Азовском морях добываются мерланг, ставрида, кефалевые, пиленгас, барабуля, бычки, калкан черноморский, катран, скаты, сарган, смарида, луфарь, скарпена, рапана, также в прибрежной части Каркинитского залива (Черное море) собираются штормовые выбросы зостеры.

Рекомендованный объем вылова по Азово-Черноморскому бассейну на 2015 год определен в количестве 208 тыс. тонн, общая добыча составила 102,0 тыс. т, т.е. освоение ресурсов достигло 49% (неосвоенный ресурсный потенциал составляет 106,0 тыс. тонн). В течение года велась добыча хамсы, бычка, тюльки, шпрота, рапаны, ставриды, кефалевых, барабули, атерины и других водных биологических ресурсов.

Кроме того, по оценкам отдельных экспертов в перспективе с учетом имеющих природных ресурсов Азово-Черноморского региона возможен вылов до 300 тыс. тонн рыбы в год. С учетом обеспечения выхода к ресурсам Мирового океана и морским зонам других государств потенциальные возможности рыбной отрасли Крыма возрастают до не менее 500 тыс. тонн морепродуктов в год.

Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются специализированными научными, рыбопромысловыми, рыбоохранными организациями с использованием специализированных судов, а также объектами по воспроизводству рыбных запасов.

Однако, одним из негативных факторов является то, что к 2013 году в Республике Крым не осталось ни одного рыболовного судна, ведущего океанический промысел. Крымский флот перестал быть серьезным конкурентом для судов других государств и лишился возможности вести экспедиционный лов в Мировом океане. Практически все суда имеют 80% физического и морального износа, вследствие чего они не могут составить конкуренцию иностранным судам. Отечественные промысловые суда уступают иностранным также по техническим, технологическим и промысловым возможностям и экономическим показателям.

Кроме того, стремительно продолжается процесс выбытия судов из эксплуатации вследствие их физического и морального старения. В течение 2001-2012 годов практически прекратили свою производственную деятельность 11 рыбодобывающих компаний, имевших по 1 промысловому судну.

Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к снижению загрузки рыбоперерабатывающих организаций, производственные мощности которых загружены в среднем только на 45 процентов.

Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства и вылова, в первую очередь в такой основной район потребления, как Украина. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.

В связи с сезонностью добычи, отсутствием глубокой заморозки и переработки массовых видов рыб Азово-Черноморского бассейна, оптовые цены на них остаются низкими, многие предприятия для продолжения промысла идут на демпинговое понижение цен. Это в свою очередь приводит к снижению финансово-экономических показателей рыбодобывающих предприятий.

Судовые мощности Республики Крым, на сегодняшний день, представлены 85 маломерными и 19 малотоннажными судами (среднетоннажные и крупнотоннажные суда в республике отсутствуют). В Республике Крым действуют 2 рыбных порта (18 действующих причалов), 115 рыболовных причалов и мест выгрузки водных биоресурсов. Мощность рыбодобывающего флота с обработкой достигает лишь 9300 тонн.

Также, существенным препятствием для развития прибрежного рыболовства Республики Крым является несовершенство действующей нормативной правовой базы.

В совокупности перечисленные факторы являются серьезным барьером на пути развития прибрежного рыболовства как фактора, стимулирующего социально-экономическое развитие региона. Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к хроническому недоосвоению большинства видов водных биоресурсов прибрежной зоны. Вместе с тем прибрежная зона Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна обладает значительными запасами водных биологических ресурсов, что может стать серьезной основой ускоренного социально-экономического развития Республики Крым.

Вместе с тем, в настоящее время в результате нерационального использования природных ресурсов многие особо - ценные виды рыб находятся под угрозой исчезновения, что ставит вопрос о создании необходимых условий для ее охраны и воспроизводства. В результате на первое место выходит необходимость разведения рыбы в искусственных условиях.

Аквакультура


Уникальность Республики Крым также заключается и в наличии различных ландшафтных и климатических зон, что в сочетании с богатыми водными ресурсами разного происхождения создает предпосылки для широкомасштабного развития аквакультуры как пресноводной, так и морской.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»