СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2015 года N 242


Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"

В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272, Совет министров Республики Крым

постановляет:

Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы".

Глава Республики Крым, Председатель
Совета министров Республики Крым
С. Аксенов

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым - руководитель Аппарата
Совета министров Республики Крым
Л. Опанасюк



г. Симферополь

30 апреля 2015 года

N 242

Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от 30 апреля 2015 года N 242



Государственная программа Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"


1. Паспорт Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы"

Ответственный исполнитель программы

Министерство транспорта Республики Крым

Соисполнители программы

-

Участники программы

Министерство топлива и энергетики Республики Крым

Подпрограммы программы

Отсутствуют

Цели программы

Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, достижение наибольшей экономической эффективности при использовании автотранспортной техникой моторного топлива - компримированного природного газа (метан).

Задачи программы

1. Расширение использования природного газа как наиболее безопасного для окружающей среды топлива.

2. Модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива.

Целевые индикаторы и показатели программы

В период с 2015 по 2017 годы планируется замена части парка автотранспортных средств в Республике Крым:

- автобусов на городских маршрутах регулярных перевозок - не менее 50 процентов;

- автобусов на пригородных маршрутах регулярных перевозок - не менее 30 процентов;

- транспорта, обслуживающего жилищно-коммунальное хозяйство - не менее 50 процентов;

- грузового перевозящего и строительного транспорта - не менее 30 процентов;

- автотранспорта бюджетных организаций, в том числе автомобилей скорой помощи 30 процентов;

- сельскохозяйственного транспорта - не менее 30 процентов.

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в два этапа:

I этап - 2015 - 2017 годы;

II этап - 2017 - 2020 годы.

Срок реализации с 2015 по 2020 год

объемы бюджетных ассигнований программы

1. Средства бюджета Республики Крым - 270 млн. руб.

2. Средства муниципальных образований - 120 млн. руб.

3. Средства федерального бюджета - 1778 млн. руб.

4. Внебюджетные средства - 3048 млн. руб.

Объем финансирования Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа) за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год и Федеральным законом о федеральном бюджете.

(млн. рублей)

Год

Всего

Средства бюджета Республики Крым

Средства муниципальных образований

Средства бюджета Российской Федерации

Средства внебюджетных источников

2015

936

60

40

308

528

2016

2040

100

40

700

1200

2017

2240

110

40

770

1320

Всего:

5216

270

120

1778

3048

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ за счет перевода транспорта на экологически чистое моторное топливо - природный газ - позволяет сократить выбросы в атмосферу:

- в 5 - 10 раз меньше угарного газа и сажи,

- в 1,5 - 2 раза меньше окислов азота,

- в 2 - 3 раза меньше высокотоксичных ароматических углеводородов,

- снижение уровня шума в населенных пунктах.

2. Снижение потребления светлых нефтепродуктов в Республике Крым за счет замещения их компримированном природным газом, к 2017 году составит 60,0 тыс. тонн, что на 11 % ниже от среднегодового сложившегося объема потребления.

3. Дополнительное приобретение автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе - 902 ед.; строительство и ввод в эксплуатацию 4 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 10 дочерних;

4. Повышение конкурентоспособности продукции, производимой организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, за счет снижения доли затрат на моторное топливо в себестоимости продукции.

5. Создание 300 новых рабочих мест.


2. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015 - 2020 годы"


2.1. Характеристика текущего состояния рынка газомоторного топлива


2.1.1. Состояние и тенденции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации и странах мира

Сегодня на компримированном природном газе работают 14,7 млн. единиц автомобилей в Российской Федерации, что составляет 1,5 процента от мирового парка (900 млн. единиц). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза, рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 году - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (рис. 1).

Инфраструктура заправочных станций уже существует и быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия. В Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на компримированном природном газе.

На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих компримированный природный газ, а именно: ОАО "КАМАЗ", ОАО "УАЗ", ООО "УК "Группа ГАЗ", ОАО "АВТОВАЗ", ЗАО "РЕНО-Россия", ООО "ПСМА-Рус" (ПСА Пежо Ситроен), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", Компания "Киа Моторс Рус", ООО "Дженерал Моторс Авто", ЗАО "Соллерс ИСУЗУ", ООО "Форд Соллерс Холдинг", ООО "Фольксваген Груп Рус", ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", ООО "Тойота Мотор Мэнуфэкчуринг Рус", ООО "Соллерс Дальний Восток", Audi, BMW, Cadillac, Mercedes-Benz, Chrysler и другие.

Такое интенсивное развитие этого направления вполне объяснимо. В настоящее время из всех массово используемых видов моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, на использование газомоторного топлива позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое.

В связи с ухудшающейся экологической ситуацией использование альтернативных видов моторного топлива, в частности компримированного природного газа, становится все более актуальной задачей. Кроме того, цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 30 - 60 процентов от стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива. Несмотря на прямую экономическую выгоду от использования природного газа в качестве моторного топлива, правительства разных стран устанавливают дополнительные льготы, стимулирующие приобретение или переоборудование автомобилей, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Например, в Евросоюзе в 1,5 - 2 раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В г. Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на 3 года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на газомоторном топливе, освобождены от сборов на платных стоянках.

За последнее десятилетие использование в качестве моторного топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Причем в первых трех странах количество газобаллонных автомобилей значительно превышает газовые автопарки других стран. Российская Федерация, в настоящее время, занимает 16 место по количеству автотранспортных средств, использующих газомоторное топливо.


Рис. 1

Мировой парк автотранспорта на компримированном природном газе, тыс. ед.

    

Основными причинами стремительного роста являются:

1) Экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются.

Преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, работающих на дизельном топливе или на газе (пропан-бутан), используемые как автомобильное топливо, сталкиваются с ситуацией, когда при минусовой температуре окружающего воздуха (ниже 9-20°С) возникают трудности с устойчивой работой двигателя, компримированный природный газ при низкой температуре обеспечивает устойчивую работу двигателя.

Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.

Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В Российской Федерации по автобусам картина примерно такая же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.

Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал "КАМАЗ" при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн. рублей больше;

2) Неоспоримым преимуществом природного газа является его экологичность - главный эффект газового автомобиля, который достигается в масштабах государства. Эффект будет достигнут по двум направлениям:

а) за счет экономии на разнице стоимости ГСМ;

б) за счет повышения экологичности транспортных средств. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 180 - 300 кг оксида углерода, 20 - 40 кг углеводородов, 25 - 45 кг окислов азота. При использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты - Евро - 5. При использовании газомоторного топлива выброс парниковых газов в атмосферу сокращается более чем на 25%. Вредность отработавших газов при работе метановых двигателей для здоровья человека ниже на 60%, чем при работе двигателей, работающих на нефтяном топливе.

Выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ составили в 2013 году - 103,802 тыс. тонн. В целом по Республике Крым выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2013 году составили 130,354 тыс. тонн в год;

3) Безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются внутри автомобиля.

В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает.

Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабо чувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника. По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям компримированный природный газ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.


2.1.2. Состояние и перспективы развития рынка газомоторного топлива в Республике Крым

На территории Республики Крым в настоящее время достаточно развита сеть дорог районного и местного значения. Плотность дорог Республики Крым на 01.01.2013 составила 23 км. на 1000 кв. км. (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 21,9 км. на 1000 кв. км.), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,236 км. на 1 кв. км. площади.

Из года в год увеличивается и количество автомобильного транспорта. В основном автотранспортные средства сконцентрированы в городах Симферополе, Ялте, Феодосии и других. К 2014 году интенсивность движения на районных дорогах составляет в среднем 9350 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 10752 автомобиля в сутки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»