Недействующий

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2003 года N 2569

Об областной целевой программе "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"

(изм. о 23 сентября 2008 года)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Курганской областной Думы от 23.09.2008 г. N 3409: НГР RU45000200800295).

На основании статьи 95 Устава Курганской области и статьи 66 Закона Курганской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Курганской области" областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года".

Направить настоящее постановление в Администрацию (Правительство) Курганской области.

Заместитель председателя

областной Думы Л.Ф. Артемьева

Приложение:

Постановление

Администрации (Правительства) Курганской области

от 16 сентября 2003 года N 278

"Об областной целевой Программе "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"


(Слова "Администрация (Правительство) Курганской области" в соответствующих падежах заменены словами "Правительство Курганской области" в соответствующих падежах, слова "Департамент экономического развития и инвестиций Курганской области" заменены словами "Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области", слова "Управление труда Курганской области" заменены словами "Главное управление труда и занятости Курганской области", слова "Управление здравоохранения Курганской области" заменены словами "Главное управление здравоохранения Курганской области" Постановлением Курганской областной Думы от 23.09.2008 г. N 3409: НГР RU45000200800295).

В целях повышения уровня жизни населения Курганской области, обеспечения социальной стабильности, Правительство Курганской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую областную целевую Программу "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года" и направить на утверждение в Курганскую областную Думу.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области Болтнева Н.И.

Губернатор области О.А. Богомолов

Содержание областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"


Паспорт областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года" - стр. 2

Введение - стр. 4

1. Содержание проблемы и технико-экономическое обоснование необходимости ее решения программными методами - стр. 6

2. Основные цели и задачи Программы - стр. 11

3. Стратегия реализации Программы - стр. 12

4. Основные этапы и сроки выполнения Программы - стр. 16

5. Ожидаемые результаты от реализации Программы - стр. 16

6. Механизм реализации Программы - стр. 17

7. Организация управления Программой - стр. 17

8. Социально-экономическая эффективность Программы - стр. 18

Приложения

План мероприятий по реализации Программы (Приложение к областной целевой Программе "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года")

Приложение N 1 к Плану мероприятий по реализации областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"

Приложение N 2 к Плану мероприятий по реализации областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"

Приложение N 3 к Плану мероприятий по реализации областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"

ПАСПОРТ областной целевой Программы "Сокращение уровня бедности в Курганской области на период до 2010 года"


Наименование  Программы

Областная целевая  Программа "Сокращение уровнябедности в Курганской области на период  до2010 года"

Основание для  разработки

Федеральный закон  "О государственной социальнойпомощи" от 17.07. 1999 г. N 178-ФЗ  РаспоряжениеГубернатора области от 06.05.02 г. N 129-р "0разработке  долгосрочной целевой областнойпрограммы "Сокращение уровня бедности  вКурганской области на период до 2010 года"

Заказчик Программы

равительство Курганской области

Основные  разработчикиПрограммы

Департамент экономического  развития, торговли и труда Курганской области, Главноеуправление социальной  защиты населенияКурганской области

Цели и задачи  Программы

Целями  Программы являются:  - рост реальных  денежных доходов и сокращениеуровня бедности населения;
 - содействие  адаптации граждан к рыночным  условиям  хозяйствования.  Основными задачами  Программы являются:  - содействие  массовому созданию новых рабочихмест в сельскохозяйственном  производстве,промышленности, сфере услуг;
 - создание  условий, стимулирующих выход из тени"серой" части экономики;
 - проведение  организационных мероприятий поподдержке и развитию инициативы  безработныхграждан по созданию собственного дела ипредпринимательской  деятельности;
 - создание условий  для обеспеченияжизнедеятельности, повышение уровня и улучшениякачества жизни  семьи, поддержки семьи, особенномолодой, с целью развития и реализации  еепотенциала самообеспечения;
 - государственное  стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных  форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского  кредитования молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми;
 - выявление  граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказание  социальной помощи;
 - обеспечение  социальной стабильности;
 - адресная поддержка  малоимущих граждан;
 - развитие новых  социальных технологий поддержки семьи: сети специализированных учреждений  социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня  оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных по профилактике  социального неблагополучия, выходу из кризисных ситуаций,  социально-психологической адаптации к новым условиям;
 адресность в распределении бюджетных  средств.

Этапы и сроки  реализации Программы

Первый этап  2004-2005 годы  Второй этап  2006-2010 годы

Объемы и источники  финансирования Программы

60,95 млн. руб. -  областной бюджет

Система контроля  за исполнением Программы

Контроль за  реализацией и исполнением Программы осуществляет Правительство Курганской  области (координатор Программы). Координатор Программы ежегодно уточняет ход  выполнения мероприятий, финансовое обеспечение и затраты. Ответственные за  реализацию Программы ежегодно отчитываются перед координатором о выполнении  мероприятий, заложенных в программе. Проводятся выборочные проверки о ходе их  выполнения. Ежегодно, по результатам реализации Программы  Информационно-аналитическим управлением равительства  Курганской области готовится и публикуется в областной  общественно-политической газете "Новый мир" доклад "О  состоянии и мерах по сокращению социального неравенства, преодолению бедности  в Курганской области".

Ожидаемые конечные  результаты Программы

Реализация  мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:  - увеличить  количество рабочих мест в экономике области;
 - увеличить число  граждан и домохозяйств, занимающихся предпринимательской деятельностью и  собственным делом;
 - сократить число  незанятого населения;
 - отработать  систему адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;
 - снизить уровень  бедности.

Введение


Сокращение реальных доходов населения и увеличение неравенства в доходах стали главными тенденциями динамики уровня жизни граждан Российской Федерации и Курганской области на протяжении последних десяти лет, результатом чего стало беспрецедентное повышение численности бедных.

Официальный подход к определению бедности базируется на понятии абсолютной бедности, так что линия бедности соответствует прожиточному минимуму (далее ПМ), который представляет собой минимальные стандарты потребления.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) оценивает уровень бедности, используя субъективные оценки населения в целом. Регулярные обследования домашних хозяйств отмечают уровень доходов, отделяющий бедные семьи от небедных, как это оценивают респонденты. Опросы ВЦИОМ показывают, что средние оценки населением прожиточного уровня превышают официальные оценки бедности. Население не связывает прожиточный минимум с бедностью, респонденты оценивают уровень бедности на треть ниже, чем величина ПМ. Это означает, что

- российское население в основном очень бедное и готово мириться с лишениями;

- ПМ воспринимается населением как средний жизненный стандарт, что также свидетельствует о бедности общества в целом;

- структура потребления бедных в значительной части зависит от потребления в натуральной форме. Официальные оценки не учитывают этого обстоятельства, которое, однако, присутствует в массовом сознании и воздействует на оценки бедности в денежной форме.

Как известно, субъективные оценки уровня бедности тем выше, чем выше собственные доходы респондента. Следовательно, для того, чтобы понять природу бедности и определиться в стратегии ее преодоления, важно разделить различные группы бедных в соответствии с относительным уровнем их субъективных и официальных оценок.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, среди которых особо выделяются:

- экономические (падение доходов населения, высокая их дифференциация, низкая заработная плата, безработица);

- социальные (инвалидность, старость, социальное расслоение, детская безнадзорность);

- демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

- политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей, нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция);

- регионально-географические (депрессивные, монопромышленные территории, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом).

Отличительной чертой современного этапа развития является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения - многодетными семьями, неполными семьями с детьми, семьями с высокой нагрузкой иждивенцев, одинокими пенсионерами, инвалидами - растет "экономическая бедность", когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально-приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

Изменение профиля бедности, а именно появление категории "новых бедных" или "работающей бедноты", связано, в первую очередь, с невысокими конкурентными позициями отечественного производства.

Таким образом, причины настоящей бедности состоят, прежде всего, в вялой адаптации региональной экономики к рыночным условиям, неконкурентоспособности ряда отраслей, производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест.

Анализируя особенности российской бедности, нельзя не учитывать характерные для переходного периода страны экономические факторы, сыгравшие сглаживающую роль в условиях падения промышленного производства и стагнации экономики.

Во-первых, это рост неформального, т.е. не фиксируемого официальной статистикой, сектора экономики, который сегодня составляет, по оценкам, до 40% открытой экономики.

Низкие размеры официально начисленной заработной платы сочетаются с неформальными заработками. По данным экспертов международной организации труда (МОТ), даже на официально зарегистрированных предприятиях и организациях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определяемую условиями трудового соглашения, причем различия варьируют от двух до двадцати раз.

Другой дополнительный источник поддержки доходов и уровня жизни российских семей, ставший традиционным для российской экономики - личное подсобное хозяйство, удельный вес которого в валовой продукции всего сельского хозяйства, а также в совокупных доходах населения, начиная с 1991 года, имеет тенденцию к росту.

В целом приоритеты стратегии содействия сокращения бедности во многом определяются тем, какие группы населения отличаются повышенным риском бедности и кто составляет большинство бедного населения. В общей системе мер, направленных на смягчение бедности, приоритетными будут те, которые, во-первых, способствуют выведению из бедности наиболее многочисленных категорий бедных семей, во-вторых, направлены на поддержку наиболее бедных групп населения. Для выявления таких групп в Программе используется показатель попадания различных типов домохозяйств в категорию бедных домохозяйств (доля бедных) и показатель дефицита доходов, который позволяет определить глубину бедности и те типы домохозяйств, которые вносят наибольший вклад в общую бедность.

1. Содержание проблемы и технико-экономическое обоснование необходимости ее решения программными методами


Согласно официальным статистическим данным, в Курганской области в 2002 г. реальные располагаемые денежные доходы населения составляли 22% уровня 1991 г. Повышение денежных доходов на протяжении последнего десятилетия зафиксировано дважды - в 1993 г. и в 1997 г. Экономический кризис 1998 г. оборвал тенденцию повышения реальных доходов, однако, начиная с 2000 г. возобновилась позитивная динамика средних доходов. В 2001 году в связи со значительным ростом уровня инфляции реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,7%, за 2002 г. - на 8,8%.

Несмотря на то, что ряд показателей основных доходов населения в 2001 -2002 гг. стали выглядеть лучше относительно предыдущих лет, низкие доходы и бедность являются по-прежнему одной из самых острых социальных проблем Курганской области.

Анализ состояния дел по изучаемой проблеме дает следующую картину.

Проблема бедности в Курганской области имеет наряду с общими, общероссийскими, и собственные, специфические черты.

Одной из самых опасных тенденций является все большее снижение доли оплаты труда в общем объеме денежных доходов - с 47,5 % в 1995 году до 39,3% в 2002 году. Тенденция снижения доли оплаты труда обусловлена рядом обстоятельств. В период рыночных преобразований появились новые источники доходов, значительные масштабы приобрели доходы от скрытой (неформальной) экономической деятельности, имеет место сокрытие оплаты труда. В 2002 году доля доходов из прочих источников увеличилась до 22,9% (в 1995 г.- 15,6%), в составе которых объединены доходы различных источников: теневая экономика, сокрытые доходы в различных секторах экономики и т.д. В Курганской области средняя заработная плата с учетом выплат социального характера в 2002 году обеспечивала 1,5 среднероссийского прожиточного минимума - это ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.

Ограничение сферы прямого воздействия государства на оплату труда работников предприятий и организаций различных форм собственности, расширение прав предприятий и организаций в решении вопросов оплаты труда и дополнительных расходов, связанных с содержанием рабочей силы, создали предпосылки для усиления межотраслевой дифференциации заработной платы.

По-прежнему сохранились высокие темпы роста среднемесячной заработной платы работников отраслей финансов и кредитования, транспорта, органов управления. В 2002 году она превысила среднеобластной уровень соответственно в 2,3; 1,6; 1,4 раза.

Самая низкая величина оплаты труда сохранилась в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и искусства, образования, лесном хозяйстве. Если, в 1995 году межотраслевой размах вариации максимального и минимального значений среднемесячной заработной платы составлял 3,4 раза (629 руб. на транспорте и 186 руб. в учреждениях образования), то в 2002 году - 5,2 раза (6547 руб. в финансовой деятельности, кредитовании и 1258 руб. в сельском хозяйстве).

Существенное влияние на уровень бедности играет неравномерность выплат и задолженность по заработной плате. Общий объем задолженности по выплате заработной платы на 1 января 2003 года составил 281 млн. руб. (на 1 января 2002 года - 357,7 млн. руб.).

В составе денежных доходов значительное место занимали социальные трансферты. В структуре социальных трансфертов в 2002 году основную долю (78%) занимали пенсии.

На начало 2003 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 285 тыс. человек. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения - 26,7%, из них 95,2% - пенсионеры, получающие трудовые пенсии, 4,8% - социальные пенсии, 0,3% - пенсионеры-военнослужащие.

Средний размер месячной пенсии (с учетом компенсации) составил в декабре 2002 года 1386,1 руб., что в 1,2 раза выше показателя 2001 года в результате проведенных в 2002 году индексаций пенсий всем пенсионерам. Несмотря на неоднократное повышение пенсий, их уровень остается значительно ниже величины средней заработной платы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»