ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2014 года N 539-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2014 - 2022 годы

(с изменениями на 25 марта 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 27.02.2015 N 197-п, от 13.04.2016 N 427-п, от 16.03.2017 N 202-п, от 24.04.2018 N 306-п, от 01.04.2019 N 229-п, от 25.03.2020 N 235-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2014 - 2022 годы.


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 01.04.2019 N 229-п, от 25.03.2020 N 235-п)


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 306-п)


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 04.06.2014 N 539-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2022 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 27.02.2015 N 197-п, от 13.04.2016 N 427-п, от 16.03.2017 N 202-п, от 24.04.2018 N 306-п, от 01.04.2019 N 229-п, от 25.03.2020 N 235-п)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТСПН ЯО), директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области Гулин Анатолий Николаевич, тел. (4852) 40-14-90

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 24.04.2018 N 306-п, от 25.03.2020 N 235-п)

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2022 годы

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 01.04.2019 N 229-п, от 25.03.2020 N 235-п)

Цели Государственной программы

- выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

- обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего - 94641,60 млн. руб., в том числе:

- 2014 год - 8798,10 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 1546,98 млн. руб.;

областной бюджет - 7241,02 млн. руб.;

местные бюджеты - 10,1 млн. руб.;

- 2015 год - 8684,25 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 1637,89 млн. руб.;

областной бюджет - 7038,79 млн. руб.;

местные бюджеты - 7,57 млн. руб.;

- 2016 год - 9275,70 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 1849,17 млн. руб.;

областной бюджет - 7423,22 млн. руб.;

местные бюджеты - 3,31 млн. руб.;

- 2017 год - 9799,07 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 1866,11 млн. руб.;

областной бюджет - 7927,75 млн. руб.;

местные бюджеты - 5,21 млн. руб.;

- 2018 год - 10630,23 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 1860,49 млн. руб.;

областной бюджет - 8764,40 млн. руб.;

местные бюджеты - 5,34 млн. руб.;

- 2019 год - 10865,61 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 2415,88 млн. руб.;

областной бюджет - 8444,37 млн. руб.;

местные бюджеты - 5,36 млн. руб.;

- 2020 год - 12186,13 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 3376,58 млн. руб.;

областной бюджет - 8703,36 млн. руб.;

местные бюджеты - 5,42 млн. руб.;

внебюджетные источники - 100,77 млн. руб.;

- 2021 год - 12282,35 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 3500,92 млн. руб.;

областной бюджет - 8663,30 млн. руб.;

местные бюджеты - 5,42 млн. руб.;

внебюджетные источники - 112,71 млн. руб.;

- 2022 год - 12120,16 млн. руб., из них:

федеральный бюджет - 3524,61 млн. руб.;

областной бюджет - 8471,79 млн. руб.;

внебюджетные источники - 123,76 млн. руб.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 25.03.2020 N 235-п)

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) "Социальная поддержка населения Ярославской области"

ДТСПН ЯО, директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

Региональная программа "Социальная поддержка пожилых граждан в Ярославской области"

ДТСПН ЯО, директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04;

первый заместитель директора ДТСПН ЯО Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06

Областная целевая программа "Семья и дети Ярославии"

управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - УСДП), начальник УСДП Башмашникова Марина Валерьевна, тел. (4852) 40-07-89

ВЦП "Снабжение учреждений социальной сферы"

департамент государственного заказа Ярославской области (далее - ДГЗ ЯО), директор ДГЗ ЯО Данц Андрей Аркадьевич, тел. (4852) 74-86-68

Региональная целевая программа "Государственная поддержка и повышение качества жизни семей с детьми и граждан старшего поколения в Ярославской области"

ДТСПН ЯО, директор ДТСПН ЯО Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

(введено Постановлением Правительства Ярославской области от 25.03.2020 N 235-п)

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/tmpPages/programs.aspx



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Государственная программа Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2014 - 2022 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 25.03.2020 N 235-п)


Государственная программа в рамках действующих бюджетных обязательств обеспечивает реализацию 3 основных направлений: предоставление мер социальной поддержки, социальное обслуживание населения, социальная защита, в том числе оказание адресной социальной помощи.


Ежегодно более чем 450 тысячам жителей региона предоставляются меры социальной поддержки: 241 тысяча выплат по федеральному законодательству на сумму более 1 млрд. рублей и почти 516 тысяч выплат по региональному законодательству на сумму более 4,5 млрд. рублей. Все меры социальной поддержки предоставляются своевременно, задолженности перед населением нет.


В рамках социального обслуживания населения 59 государственными и муниципальными учреждениями ежегодно социальные услуги предоставляются более 160 тысячам жителей области. В 2013 году завершены мероприятия Плана оптимизации сети учреждений социального обслуживания. В настоящее время из 32 проблемных объектов, подлежащих оптимизации, только в 3 стационарных учреждениях остается 5 жилых корпусов 5-й степени огнестойкости. Решить данную проблему, равно как и проблему снижения очередности на стационарное обслуживание в психоневрологических интернатах, возможно только путем строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий домов-интернатов. В Ярославской области есть готовые земельные участки для строительства новых корпусов на территории действующих учреждений, необходима финансовая поддержка капитального строительства в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.


В рамках социальной защиты населения ежегодно более чем 3000 малоимущих семей с детьми и более чем 8000 граждан пожилого возраста и инвалидам предоставляется адресная социальная помощь на сумму более 80 миллионов рублей, в том числе 2500 пожилых неработающих граждан по программе софинансирования с Пенсионным фондом Российской Федерации на компенсацию расходов по газификации, дорогостоящему лечению и зубопротезированию.


Анализ ситуации в сфере социальной поддержки населения в Ярославской области позволяет выделить ряд проблем, к которым в первую очередь относятся сложившиеся негативные демографические тенденции.


При относительном сокращении естественной убыли населения отмечается рост численности пожилого населения, что обуславливает постоянный рост коэффициента демографической нагрузки (количество нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста).


Ввиду наличия негативных тенденций социально-демографического развития региона требуется принятие срочных и масштабных мер экономического, социального, организационного характера для организации социальной поддержки и социальной защиты лиц пожилого возраста в Ярославской области.


В рамках реализации Государственной программы в части укрепления социальной защищенности пожилых людей необходимо:


- сформировать систему мониторинга и оценки качества жизни пожилых людей, что позволит получить объективные данные для разработки и реализации согласованной региональной политики по вопросам социальной защиты пожилых граждан, ветеранов и инвалидов;


- совершенствовать систему мер социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи на адресной основе гражданам пожилого возраста;


- сформировать эффективную клиентоориентированную систему предоставления услуг социального обслуживания.


Современная ситуация требует структурированного подхода и к решению социальных проблем семей и детей. Одним из основных принципов семейной политики является обеспечение приоритета интересов и защиты прав ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального развития.


В Ярославской области проживает около 137 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. Средний состав семьи - 3 человека.


С 2006 года в области наблюдается увеличение числа многодетных семей, но доля их в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми мала (2010 год - 4494 семьи, 2009 год - 4306 семей, 2008 год - 4183 семьи, 2007 год - 4093 семьи) и составляет 3,2 процента от общего числа семей. Однако более 80 процентов неполных и многодетных семей относятся к категории малоимущих.


Всего по области около 50 тысяч семей с несовершеннолетними детьми являются малоимущими и нуждаются в поддержке государства. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.


Ежегодно снижается, но остается достаточно высоким число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году выявлено 740 детей, которые лишились родительского попечения (2008 год - 844 человека, 2007 год - 963 человека). За 10 месяцев 2010 года выявлен 551 ребенок, оставшийся без попечения родителей.


Еще одной из социально уязвимых групп детей являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в области 3,1 тысячи детей-инвалидов. Появление в семье ребенка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи. В настоящее время в области недостаточное количество центров и учреждений, работающих с данной категорией детей, что в свою очередь не дает возможности в полном объеме обеспечить доступность услуг по реабилитации и оказанию медицинской, правовой, психологической, социальной помощи детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.


Решение социальных проблем семей и детей, проживающих в Ярославской области, возможно только путем координации усилий всех заинтересованных структур и объединения различных ресурсов, расширения спектра услуг, оказываемых семье и детям, создания условий для формирования предпосылок по сохранению положительных демографических тенденций через укрепление института семьи, повышение качества жизни детей и семей с детьми, ежегодное обеспечение детей отдыхом и оздоровлением (в первую очередь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), выделение средств на укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся вопросами семьи, материнства и детства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Последовательное осуществление мер в рамках Государственной программы позволит не допустить нарастания социальной напряженности в регионе и сконцентрировать усилия на формировании предпосылок для сохранения положительных демографических тенденций.



II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 25.03.2020 N 235-п)


К приоритетным направлениям социальной политики, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:


повышение благосостояния граждан и снижение бедности;


модернизация и развитие сектора социальных услуг;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»