Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2014 года N 156-пп

О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 30.12.2016 N 460-пп.
____________________________________________________________________

Правительство Тверской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп "О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


Губернатор области А.В. Шевелев


Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 01.04.2014 N 156-пп


"Приложение

к постановлению Правительства

Тверской области

от 16.10.2012 N 608-пп

Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы

г. Тверь 2012

Паспорт Государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы


Наименование программы

Государственная программа Тверской области  "Сельское хозяйство Тверской области"  на 2013 - 2018 годы (далее – Программа)

Главный администратор программы

Министерство сельского хозяйства Тверской области

Администратор  программы

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области

Срок реализации программы

2013 - 2018 годы

Цели программы

Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем  рынке.  Устойчивое развитие сельских территорий

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".
 Подпрограмма 2. "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
 Подпрограмма 3 "Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе".
 Подпрограмма 4 "Устойчивое развитие сельских территорий Тверской области".
 Подпрограмма 5 "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Тверской области".
 Подпрограмма 6 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Тверской области".
 Обеспечивающая подпрограмма

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации Программы к 2018 году будут достигнуты следующие показатели, характеризующие состояние отрасли агропромышленного комплекса  в регионе:
 индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий  (в сопоставимых ценах) - увеличение до 121,7% к уровню 2012 года;

 индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 109,2% к уровню  2012 года;

 индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - увеличение до 131,7% к уровню  2012 года;

 индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - увеличение до 134,0% к уровню 2012 года;

 рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий - увеличение до 10,6%;

 уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - 33%;

 уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - 37,6%;

 ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, -  19 757,1 тыс. кв. м

Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации  в разрезе подпрограмм

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 4 924 148,5 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета 2 622 834,3 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета 2 301 314,2 тыс. руб. :
 подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" - 784 914,9
 тыс. руб.:
 в 2013 году -  392 182,0 тыс. руб.;

 в 2014 году -  223 012,9 тыс. руб.;

 в 2015 году -  42 430,0 тыс. руб.;

 в 2016 году -  42 430,0 тыс. руб.;

 в 2017 году -  42 430,0 тыс. руб.;

 в 2018 году -  42 430,0 тыс. руб.;

 подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" - 2 896 245,3
 тыс. руб.:
 в 2013 году -  1 305 971,2 тыс. руб.;

 в 2014 году -  847 958,1 тыс. руб.;

 в 2015 году -  185 579,0 тыс. руб.;

 в 2016 году -  185 579,0 тыс. руб.;

 в 2017 году -  185 579,0 тыс. руб.;

 в 2018 году -  185 579,0 тыс. руб.;

   подпрограмма "Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе" -  69 088,1 тыс. руб.:
 в 2013 году -  27 542,1 тыс. руб.;

 в 2014 году -  18 322,0 тыс. руб.;

 в 2015 году -  5 806,0 тыс. руб.;

 в 2016 году -  5 806,0 тыс. руб.;

 в 2017 году -  5 806,0 тыс. руб.;

 в 2018 году -  5 806,0 тыс. руб.;

 подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Тверской области" -  317 542,9 тыс. руб.:
 в 2013 году -  90 246,9 тыс. руб.;

 в 2014 году -  45 459,2 тыс. руб.;

 в 2015 году -  45 459,2 тыс. руб.;

 в 2016 году -  45 459,2 тыс. руб.;

 в 2017 году -  45 459,2 тыс. руб.;

 в 2018 году -  45 459,2 тыс. руб.;

 подпрограмма "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства Тверской области"  -  495 282,5 тыс. руб.:
 в 2013 году - 140 109,8 тыс. руб.;

 в 2014 году - 77 637,1 тыс. руб.;

 в 2015 году - 71 228,9 тыс. руб.;

 в 2016 году - 68 768,9 тыс. руб.;

 в 2017 году - 68 768,9 тыс. руб.;

 в 2018 году - 68 768,9 тыс. руб.;

 подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Тверской области"  -  3 250,0 тыс. руб.:
 в 2013 году - 0,0 тыс. руб.;

 в 2014 году - 650,0 тыс. руб.;

 в 2015 году - 650,0 тыс. руб.;

 в 2016 году - 650,0 тыс. руб.;

 в 2017 году - 650,0 тыс. руб.;

 в 2018 году - 650,0 тыс. руб.;

 обеспечивающая подпрограмма -  357 824,8 тыс. руб.:
 в 2013 году -  58 233,8 тыс. руб.;

 в 2014 году -  59 918,2 тыс. руб.;

 в 2015 году -  59 918,2 тыс. руб.;

 в 2016 году -  59 918,2 тыс. руб.;

 в 2017 году -  59 918,2 тыс. руб.;

 в 2018 году -  59 918,2 тыс. руб.;

   Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств областного бюджета Тверской области по годам составит:
 в 2013 году -  2 014 285,8 тыс. руб.;

 в 2014 году -  1 272 957,5 тыс. руб.;

 в 2015 году -  411 071,3 тыс. руб.;

 в 2016 году -  408 611,3 тыс. руб.;

 в 2017 году -  408 611,3 тыс. руб.;

 в 2018 году -  408 611,3 тыс. руб.

Раздел I Общая характеристика сферы реализации Программы

Подраздел I Общая характеристика сферы сельского хозяйства Тверской области и прогноз ее развития


1. Агропромышленный комплекс (далее - АПК) и его базовая отрасль – сельское хозяйство – являются одними из основных секторов экономики Тверской области, формирующих агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Тверской области. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства.

2. За последние годы во многом благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 287-па, региону удалось достичь ряда положительных результатов в развитии сельского хозяйства.

3. За период 2008 - 2012 годов, несмотря на экономический кризис 2008 – 2009 годов и неблагоприятный по погодным условиям (засуха) 2010 год, наблюдался ежегодный рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах). В целом за данный период объем производства сельскохозяйственной продукции в регионе составил 96,9 млрд руб.

По оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году составил 92,8% к уровню 2011 года, в том числе индекс производства продукции животноводства – 96,5%, продукции растениеводства – 87,4%. В 2012 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 21,89 млрд руб., в том числе животноводства - 13,858 млрд руб., растениеводства - 8,032 млрд руб. Доля продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства региона по итогам 2012 года занимает 63,3%, растениеводства – 36,7%.

4. Актуальным для Тверской области является вопрос расширения объемов посевных площадей за счет ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель. Начиная с 2008 года в хозяйствах всех категорий Тверской области удалось сохранить тенденцию увеличения посевных площадей: если в 2008 году объем посевных площадей в хозяйствах всех категорий составлял 571,6 тыс. га, то в 2012 году - 643,7 тыс. га. Таким образом, за четыре года в сельскохозяйственный оборот введено неиспользуемых пахотных земель в объеме 72,1 тыс. га. Следует отметить, что в последние годы в Тверской области сельскохозяйственными товаропроизводителями под посев сельскохозяйственных культур фактически используется только 48,0% площадей пашни, площадь которой составляет 1 372,7 тыс. га.

5. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, ежегодно составляет 16%. Использование на посев семян высших репродукций позволяет получить более высокую урожайность сельскохозяйственных культур без дополнительных затрат, увеличить валовое производство сельскохозяйственных культур, обеспечить животноводство кормами, перерабатывающую промышленность сырьем и в целом укрепить экономику региона.

6. Тверская область, которая многие десятилетия была лидером по посевным площадям и производству льноволокна в России, продолжает оставаться в числе крупнейших льносеющих регионов. На региональном уровне уделяется большое внимание развитию льноводства, принимаются все возможные меры для того, чтобы сохранить льняной комплекс и обеспечить его дальнейшее развитие.

7. Ведущую роль в сельскохозяйственном производстве Тверской области играет животноводство, оставаясь решающей составляющей финансовой устойчивости абсолютного большинства сельскохозяйственных предприятий. За период 2008 - 2012 годов объем производства мяса скота и птицы (на убой в живом весе) увеличился в 1,6 раза и составил в 2012 году - 116,3 тыс. тонн (2007 год - 71,2 тыс. тонн).

8. В последние годы за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов одними из самых быстро развивающихся подотрослей животноводства стали птицеводство и свиноводство. За 2008 - 2012 годы во всех категориях хозяйств поголовье птицы увеличилось в 1,6 раза и в 2012 году составило 3 934,2 тыс. голов, поголовье свиней увеличилось на 48% и в 2012 году составило 169,1 тыс. голов.

9. В 2012 году на территории Тверской области сложилась неблагоприятная эпизоотическая обстановка в связи с распространением африканской чумы свиней (далее - АЧС). Всего по области было зарегистрировано 20 очагов АЧС. В очагах АЧС и первой угрожаемой зоне уничтожено полностью и отчуждено в общей сложности 36 тыс. голов свиней. Пострадали личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные организации. Вследствие АЧС поголовье свиней в 2012 году к уровню 2011 года во всех категориях хозяйств сократилось на 20,0%, в сельскохозяйственных организациях – на 14,1%, в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах – на 67,6%.

10. На протяжении пяти последних лет производство мяса птицы удерживает лидирующие позиции. По итогам 2012 года его доля в объеме мясных ресурсов региона составила 49,4% в убойном весе, удельный вес говядины в мясном потенциале области составил 17%, доля свинины - 32,4%. В сельхозпредприятиях региона концентрируется 90% производства скота и птицы, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 1,5% от общего объема производства, на хозяйства населения - 8,5%.

11. Наряду со скороспелыми отраслями (свиноводством и бройлерным птицеводством) формируется специализированное мясное скотоводство.

12. В отрасли животноводства актуальными вопросами являются снижение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и, как следствие, сокращение объемов производства молока во всех категориях хозяйств. Начиная с 2009 года ежегодное сокращение объемов производства молока составляет порядка 7%, сокращение поголовья КРС – около 8%. Это связано с перепрофилированием сельскохозяйственного производства области на скороспелые отрасли животноводства, такие как свиноводство и птицеводство, что привело к изменению структуры поголовья сельскохозяйственных животных.

13. Многие достижения в отрасли АПК Тверской области стали возможны в рамках инвестиционных проектов, реализация которых в большинстве своем осуществляется с привлечением кредитных ресурсов. Немалое значение уделяется снижению нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей при привлечении ими кредитных средств на развитие сельского хозяйства Тверской области. Объем привлечения кредитов на развитие сельского хозяйства региона в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 5,4 раза.

14. Активно пользуются привлечением кредитов и малые формы хозяйствования (далее - МФХ). Объем субсидируемых кредитных ресурсов, привлеченных личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 1,3 раза. Крестьянские (фермерские) хозяйства пользуются всеми видами господдержки наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями области.

15. Вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в общий объем производства продукции сельского хозяйства региона по итогам 2012 года составляет 44,7% (доля продукции растениеводства, произведенной МФХ, составляет - 76,7%, продукции животноводства – 27,1%).

16. Одним из приоритетов комплексного развития АПК Тверской области по-прежнему является создание условий для комфортного проживания граждан на селе. Тверская область принимает участие в реализации большинства мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности). Всего за 2008 - 2012 годы введено и приобретено жилья 61,2 тыс. кв. м, введено в эксплуатацию 183,11 км газораспределительных и газовых сетей, 65,55 км водопроводных сетей. Это делает более комфортной и привлекательной жизнь на селе и создает условия для привлечения и закрепления молодежи для работы в сельскохозяйственной отрасли.

17. Привлечению кадров для работы в сельскохозяйственной отрасли способствует реализация закона Тверской области от 10.01.2003 N 03-ЗО "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области", за время действия которого в сельскохозяйственные организации Тверской области трудоустроилось 772 молодых специалиста. Из числа трудоустроенных молодых специалистов доля с высшим образованием составляет 44,6%, со средним профессиональным образованием - 47,0%, с начальным профессиональным образованием - 8,4%. В 2012 году из средств областного бюджета Тверской области поддержку получили 342 молодых специалиста. Всего на материальную поддержку молодых специалистов, трудоустроившихся в 2004 - 2012 годах, из областного бюджета было выделено 113 млн рублей, в том числе в 2012 году - 26,25 млн рублей.

18. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей региона самым насущным является вопрос хранения, переработки и сбыта продукции. Именно отсутствие сбыта по приемлемой цене не дает возможности нормального функционирования и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства.

19. С целью решения вопроса организации сбыта произведенной сельхозпродукции в Тверской области регулярно проводятся ярмарки выходного дня, на которых сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность реализовать свою продукцию без посредников. Предоставление торговых мест на ярмарках осуществляется в упрощенном порядке и бесплатно. Однако данной меры недостаточно, для того чтобы обеспечить реализацию продукции в полном объеме по приемлемым для сельскохозяйственных товаропроизводителей ценам.

Подраздел II

Результаты анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу сельского хозяйства Тверской области


20. Результатами анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы является установление:

а) положительного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы в виде событий или условий, предоставляющих дополнительные возможности или преимущества для функционирования организации в сфере реализации Программы (потенциальный ресурс сферы реализации Программы);

б) отрицательного влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации Программы в виде событий или условий, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие для функционирования организации в сфере реализации Программы (потенциальное ограничение сферы реализации Программы).

21. К потенциальному ресурсу сферы реализации Программы:

а) обусловленному внешней средой, относятся:

реализация мер государственной поддержки в предыдущие годы в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол N 2 от 21.12.2005), и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446;

наличие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, определяющей приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства Российской Федерации на восьмилетний период;

сохранение объемов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

реализация Правительством Российской Федерации мер по адаптации агропромышленного комплекса к условиям Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и по нейтрализации рисков в связи с присоединением к ВТО;

б) обусловленному внутренней средой, относятся:

расположение Тверской области между Москвой и Санкт-Петербургом;

наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

эффективное взаимодействие с сельскохозяйственными товаропроизводителями Тверской области, оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

22. К потенциальному ограничению сферы реализации Программы:

а) обусловленному внешней средой, относятся:

рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

изменение конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающие в связи с этим ценовыми колебаниями;

снижение уровня таможенно-тарифной защиты в рамках присоединения к ВТО;

размещение Тверской области в зоне рискованного земледелия, что может привести к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров;

б) обусловленному внутренней средой, относятся:

отсутствие в полном объеме финансовых средств для реализации всех мероприятий Программы;

ограниченность полномочий Министерства сельского хозяйства Тверской области для полномасштабного воздействия на развитие ситуации в сельскохозяйственном производстве и переработке, поскольку сельскохозяйственные товаропроизводители являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.

23. С учетом текущего состояния агропромышленного комплекса Тверской области, его потенциальных возможностей и перспектив развития необходимо выделить ряд основных направлений:

а) развитие молочно-мясного животноводства, включая производство молока и мяса и продуктов их переработки;

б) развитие растениеводства, включая льноводство, его глубокую переработку и производство конечной продукции из льна;

в) развитие сельскохозяйственной кооперации;

г) стимулирование развития малых форм хозяйствования;

д) устойчивое развитие сельских территорий.

24. Развитие каждого из вышеназванных направлений предполагает проведение мероприятий, направленных на внедрение и использование передовых технологий и полную вертикальную интеграцию производства, с включением в производственную кооперацию существующих сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области, тем самым обеспечивая общий эффект синергии и масштабного развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»