ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 года N 278-п
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Ивановской области от 01.02.2023 N 40-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Ивановской области от 11.12.2013 N 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области
постановляет:
Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 454-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Совершенствование институтов государственного управления и местного самоуправления Ивановской области" следующие изменения:
1. В пункте 3 слова "заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя аппарата" заменить словами "заместителя Председателя Правительства Ивановской области - руководителя аппарата".
2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 10.07.2014 N 278-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 454-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование государственной программы Ивановской области | Совершенствование институтов государственного управления и местного самоуправления Ивановской области |
Срок реализации государственной программы Ивановской области | 2014 - 2016 годы |
Перечень подпрограмм | Аналитические подпрограммы: |
Администратор государственной программы Ивановской области | Правительство Ивановской области |
Исполнители государственной программы Ивановской области | Правительство Ивановской области; |
Цель (цели) государственной программы Ивановской области | 1. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области. |
Объем ресурсного обеспечения государственной программы Ивановской области по годам ее реализации и в разрезе источников финансирования | Общий объем бюджетных ассигнований: |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области
Совершенствование системы управления региональным развитием
Эффективность государственного управления зависит от множества факторов - квалификации и профессионализма руководителей региона и государственных гражданских служащих Ивановской области, отлаженности системы взаимодействия между органами государственной власти, эффективности институтов регулирования, совершенства организационных структур, механизмов распределения и использования бюджетных средств и многого другого.
Однако в долго- и среднесрочной перспективе первостепенное значение приобретает фактор обусловленности стратегических и тактических решений, обеспечения единого вектора регионального развития и согласованности действий региональных органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления.
Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ утверждена Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (далее - Стратегия). Стратегия была призвана стать документом, консолидирующим усилия различных органов государственной власти и бизнеса, направляющим их к достижению единых целей.
Однако на практике Стратегия оказалась во многом оторванной от реальных управленческих решений, зачастую принимаемых ситуационно, на основе узких отраслевых интересов. Не в последнюю очередь данная ситуация связывается с отсутствием эффективно работающих механизмов реализации Стратегии.
Роль такого механизма по мере развития институтов государственного управления отводилась докладам о результатах и основных направлениях деятельности, целевым программам (областным, долгосрочным, ведомственным), системам показателей эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Ивановской области.
Однако ни один из указанных институтов с данной ролью в полной мере не справился. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности оказались больше справочными материалами, нежели документами стратегического планирования. Ключевым недостатком областных целевых программ было отсутствие согласованности с бюджетными возможностями, а долгосрочных и ведомственных целевых программ - фрагментарный подход к решению проблем регионального развития. В свою очередь, показатели эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области были чрезмерно формализованы, универсализированы и не давали представления о способах их достижения.
На современном этапе роль связующего звена между стратегическим и тактическим управлением отводится государственным программам, однако их эффективность как инструмента управления региональным развитием еще предстоит доказать на практике.
Таблица 1
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере управления региональным развитием
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 оценка |
1 | Наличие Стратегии | да/нет | да | да | да | да |
2 | Количество областных (долгосрочных) целевых программ, реализуемых на территории Ивановской области | программ | 8 | 11 | 13 | 16 |
3 | Наличие докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ивановской области | да/нет | да | да | да | да |
Параллельно развивалась и выстраивалась система реализации на территории Ивановской области указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 601, 606. Были разработаны и утверждены "дорожные карты" по выполнению перечисленных указов (с федеральными органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления), определен перечень целевых показателей по выполнению указов, определены ответственные лица.
Как следствие, в регионе сформировалось несколько параллельных систем результативного управления. Во многом данные системы дублируют друг друга, однако имеют место и противоречия, "клонирование" аналогичных показателей, имеющих различные формулы и порядки расчета. Такая вариативность не способствует повышению эффективности государственного и муниципального управления, а во многом даже снижает его, формируя неясную картину целей и стимулов для руководителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области.
Наряду с этим, потенциал сбора ведомственной статистики и статистики органов местного самоуправления, которая могла бы использоваться для управленческих целей, на сегодняшний день реализован далеко не полностью. Отсутствуют специализированные информационные системы для сбора и обработки данной информации, недостаточно высокой остается точность такого рода статистики.
Инерционное развитие ситуации в данной сфере приведет лишь к усугублению существующих проблем в сфере стратегического и тактического управления развитием региона, обусловит невозможность полноценного внедрения показателей результативности профессиональной деятельности на государственной гражданской службе Ивановской области.
Обеспечение деятельности органов государственной власти Ивановской области и кадровое обеспечение государственной гражданской службы Ивановской области
В систему исполнительных органов государственной власти Ивановской области помимо Правительства Ивановской области и его аппарата входят 29 исполнительных органов государственной власти Ивановской области и 21 территориальный орган центральных исполнительных органов государственной власти Ивановской области, выполняющих возложенные на них функции и полномочия в соответствующих сферах.
Общая численность занятых в Правительстве Ивановской области, аппарате Правительства Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области на начало 2013 года составляла 1528 человек, из них 1409 человек (92,2%) имели статус государственных гражданских служащих Ивановской области.
В среднесрочной перспективе ожидается стабилизация данного показателя на текущем уровне. Дальнейшие меры по сокращению численности государственных гражданских служащих Ивановской области могут негативно отразиться на качестве работы исполнительных органов государственной власти Ивановской области, в том числе качестве исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Особое внимание в регионе уделяется вопросам профессионализма государственных гражданских служащих Ивановской области, их нацеленности на эффективное решение стоящих перед ними задач. Сегодня государственные гражданские служащие Ивановской области должны обладать знаниями и навыками, позволяющими воспринимать большие объемы информации, действовать в условиях стремительно меняющейся внешней среды, принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях, прогнозировать развитие политических, экономических и социальных процессов.
Для выполнения указанных условий в регионе организуется регулярное повышение квалификации государственных гражданских служащих Ивановской области, внедряются эффективные методы подбора персонала для работы в областных органах государственной власти.
Таблица 2
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере обеспечения деятельности органов государственной власти Ивановской области и кадрового обеспечения государственной гражданской службы Ивановской области
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 оценка |
1 | Численность лиц, занятых в Правительстве Ивановской области, аппарате Правительства Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области | человек | 2222 | 1518 | 1528 | 1590 |
1.1 | - в т.ч. государственных гражданских служащих Ивановской области | человек | 1831 | 1401 | 1409 | 1460 |
2 | Численность лиц, замещающих государственные должности Ивановской области, получивших профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование, и государственных гражданских служащих Ивановской области, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации | человек | 284 | 577 | 76 | 443 |
3 | Численность работников государственных учреждений Ивановской области, обеспечивающих деятельность Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области | человек | 355 | 1004 | 1008 | 1035 |
В среднем за 2010 - 2012 годы более 900 государственных гражданских служащих Ивановской области (или более 20% от их общей численности) проходили повышение квалификации, что позволяло полностью удовлетворить потребность в получении дополнительного образования и выполнить требования федерального законодательства о периодичности повышения квалификации государственными гражданскими служащими Ивановской области.
Активно ведется работа по формированию резерва управленческих кадров Ивановской области. На начало 2013 года в резерв входили 239 граждан, с момента формирования резерва управленческих кадров Ивановской области по состоянию на 01.04.2013 произведено 185 назначений из числа лиц, включенных в резерв управленческих кадров Ивановской области, из них 9 назначений на должности заместителей высшего должностного лица Ивановской области, 75 назначений на должности руководителей, заместителей руководителей государственных органов Ивановской области, 14 назначений на должности глав муниципальных образований Ивановской области и глав местных администраций. Улучшить качественный состав резерва управленческих кадров Ивановской области и качество его подготовки должны внедряемые в 2013 году новации:
- введение оценочных процедур в отношении кандидатов на включение в резерв управленческих кадров Ивановской области перед принятием комиссией по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Ивановской области соответствующего решения;
- использование стажировок в исполнительных органах государственной власти Ивановской области, а также временного замещения руководящих должностей (на период отпуска, болезни основных сотрудников) в качестве основных методов подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров Ивановской области;
- распределение лиц, включенных в резерв управленческих кадров Ивановской области, по уровням готовности к занятию управленческих должностей: высший, базовый и перспективный уровень готовности для более эффективного планирования мероприятий подготовки резерва управленческих кадров Ивановской области.
Параллельно в 2013 году была начата реализация регионального проекта "Профессиональная команда Губернатора". В первую очередь проект ориентирован на выявление и продвижение талантливой молодежи для сферы государственного и муниципального управления. По итогам реализации проекта из победителей и лауреатов в каждой конкурсной категории формируется Профессиональная команда Губернатора, которая может привлекаться Губернатором Ивановской области для участия в работе консультативных и совещательных органов, в разработке государственных программ Ивановской области, проектов правовых актов Ивановской области, в подготовке и проведении семинаров, конференций по различным направлениям деятельности. Тем самым обеспечивается интенсивная практическая подготовка молодежи для работы на государственной гражданской службе Ивановской области.
Деятельность Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области обеспечивают 10 государственных учреждений, в том числе:
- областное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Ивановской области" - в части содержания зданий, сооружений и иных помещений, необходимых для обеспечения деятельности Правительства Ивановской области;
- областное казенное учреждение "Автохозяйство Правительства Ивановской области" - в части транспортного обслуживания Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области и его аппарата, исполнительных органов государственной власти Ивановской области;
- областное государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ОГБУ "МФЦ") - в части оказания государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна".
Выделение данных учреждений из структуры органов исполнительной власти Ивановской области позволило сократить численность государственных гражданских служащих Ивановской области и расходы на их содержание, повысить эффективность выполнения отдельных обеспечительных функций за счет их централизации, сократить время, затрачиваемое населением Ивановской области на получение государственных услуг.
В среднесрочной перспективе основное внимание необходимо уделить следующим проблемам и вопросам функционирования исполнительных органов государственной власти Ивановской области и государственной гражданской службы Ивановской области:
- недостаточная эффективность исполнения государственных функций, накопление определенного объема дублирующих и избыточных функций;
- упорядочение и конкретизация должностных обязанностей государственных гражданских служащих Ивановской области;
- обеспечение привлекательности государственной гражданской службы Ивановской области в условиях усиления конкуренции работодателей на областном рынке труда;
- увязка уровня оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;
- противодействие коррупции, внедрение механизмов, устраняющих конфликт интересов в служебной деятельности государственных гражданских служащих Ивановской области и лиц, замещающих государственные должности Ивановской области.
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области
Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму управления, предполагающую известную самостоятельность и автономность местных органов власти. В связи с этим государственное вмешательство в деятельность органов местного самоуправления должно носить преимущественно непрямой характер.