Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти Республики Коми за достижение запланированных целей и результатов.
Повышение эффективности бюджетных расходов в рамках Программы предполагает развитие следующих направлений:
создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
повышение функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг;
повышение эффективности бюджетных инвестиций;
развитие государственно-частного партнерства;
повышение качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждениях Республики Коми.
1. Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в процессе формирования проекта республиканского бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования должны в полной мере применяться требования, установленные постановлением Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 года N 288 "О государственных программах Республики Коми", с применением механизмов обоснований бюджетных ассигнований и государственных заданий, установленных соответствующими методическими документами Министерства финансов Республики Коми.
Также значительное место в системе анализа эффективности бюджетных расходов должно занять формирование планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом целесообразность осуществления государственных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации государственных программ, планов закупок, планы-графики закупок должны быть увязаны с планами реализации указанных программ, а в контрактах на проведение услуг или закупку товаров для государственных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий государственных программ.
В целом система оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации государственных программ.
Необходимо нормативно закрепить принцип оценки эффективности расходов, заключающийся в том, что при прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы прироста расходов на один условный рубль не превышают темпов улучшения соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования государственных финансов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
2. Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено формирование в структуре органов власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений, иных юридических лиц контрактных служб (или контрактных управляющих).
В рамках организации данного процесса заказчикам предстоит утвердить правовые акты (регламенты), устанавливающие порядок реализации контрактными службами возлагаемых на них функций, а также обеспечить требуемый уровень квалификации государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников учреждений. При этом формирование контрактных служб должно осуществляться в рамках общей штатной численности органов власти, органов местного самоуправления, работников учреждений.
Оптимизация бюджетных расходов на государственные нужды будет обеспечиваться также передачей отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу. Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок.
В целях реализации возможности централизации закупок для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений постановлением Правительства Республики Коми от 10 декабря 2013 года N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми" определен орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми путем проведения конкурсов и аукционов. Указанные полномочия возложены на Министерство финансов Республики Коми.
3. В сфере повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг необходимо развивать следующие направления:
(в ред. распоряжения Правительства РК от 17.10.2016 N 447-р)
повысить значение государственного задания на оказание государственных услуг в качестве одного из инструментов стратегического и бюджетного планирования, обеспечить взаимосвязь государственных программ и государственных заданий;
(в ред. распоряжения Правительства РК от 17.10.2016 N 447-р)
оптимизировать структуру бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений Республики Коми, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти Республики Коми, а также не соответствующие профилю органа исполнительной власти Республики Коми, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы;
(в ред. распоряжения Правительства РК от 17.10.2016 N 447-р)
перейти на применение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки, которые в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов;
(в ред. распоряжения Правительства РК от 17.10.2016 N 447-р)
обеспечить изменение типа бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, оказывающих услуги в интересах органов государственной власти Республики Коми, на тип казенного учреждения Республики Коми либо их ликвидацию;
(в ред. распоряжения Правительства РК от 17.10.2016 N 447-р)