Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2016 ГОДЫ

II. Итоги реализации предыдущей Концепции


В 2013 году завершилась реализация Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы, впервые утвержденной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2010 года N 395-РП "О Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы". Основной целью Концепции установлено повышение эффективности реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в формировании финансовой самостоятельности местных бюджетов и в области межбюджетных отношений. За период реализации Концепции решены следующие основные задачи:

1. За 5 лет налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований выросли на 169% от 9,1 млрд. рублей до 15,5 млрд. рублей, межбюджетные трансферты увеличились на 134%.

2. Завершена передача администрирования межбюджетных трансфертов исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия). На сегодня межбюджетные трансферты администрируются 22 министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия).

3. Увеличены на долгосрочный период нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц городским округам в размере 10%.

4. Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности производится на основе единых формализованных подходов в зависимости от вопросов местного значения, закрепленных федеральным законодательством. Так, с 2012 года внедрены минимальные финансовые затраты по вопросам местного значения, с 2014 года внедрены единые нормативы расходов на оплату коммунальных услуг. Таким образом, распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется в зависимости от количества потребителей бюджетных услуг.

5. В целях отказа от несистемных решений, принимаемых в ходе исполнения государственного бюджета республики, утвержден новый порядок распределения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

6. Упорядочен процесс предоставления межбюджетных субсидий, утверждены общие положения постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 года N 676 "Об утверждении Порядков предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам и определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", устанавливается конкретный перечень субсидий на 2014 год. Отдельным приложением к закону о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), начиная с 2014 года, поэтапно будет утверждаться распределение субсидий между муниципальными образованиями. Если в 2013 году количество субсидий составляло 86 на сумму 15 173,0 млн. рублей, то на 2014 год количество составило 39 на сумму 8 007,0 млн. рублей.

7. Внедрена единая автоматизированная система управления бюджетным процессом, осуществляется перенос базы данных местных бюджетов на единый сервер с целью автоматического взаимодействия с региональными и федеральными порталами Электронного бюджета, bus.gov.ru, системами СВОД-КС, Хранилище-КС, Ревизор-КС.

8. В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведена большая работа по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

9. Местные бюджеты по программно-целевому принципу на 2013 год сформированы в 27 муниципальных районах и городских округах, а на 2014 год - во всех 36 районах и округах.

Цель, поставленная в Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы, в целом выполнена. Удалось перестроить систему межбюджетных отношений в республике, бюджетная обеспеченность муниципальных образований повышается, объем поступлений налоговых и неналоговых доходов увеличивается, устанавливаются прозрачные механизмы межбюджетного регулирования.

Вместе с тем, в области межбюджетных отношений в республике существуют свои характерные особенности, обусловленные в основном высокой дотационностью местных бюджетов, неравномерностью размещения налогооблагаемой базы и незначительными ее объемами, малым количеством финансово самостоятельных муниципальных образований. Кроме того, на систему межбюджетных отношений республики непосредственное влияние оказывает бюджетная политика Российской Федерации.

Прогнозируемое на предстоящие годы снижение темпов роста налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и консолидированных бюджетов муниципальных образований выводит на первое место цели и задачи по эффективному использованию имеющихся бюджетных ресурсов, созданию стимулов к повышению качества управления бюджетным процессом и к мобилизации внутренних резервов.