ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 мая 2014 года N 448-РГ
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2016 ГОДЫ
В целях установления стратегии государственной политики в области развития муниципальных финансов и межбюджетных отношений, повышения эффективности и качества управления финансовыми ресурсами:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.) до 1 июля 2014 года разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции.
3. Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) при разработке нормативных правовых актов, регулирующих межбюджетные отношения в Республике Саха (Якутия), учитывать положения Концепции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
5. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
19 мая 2014 года
N 448-РГ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Настоящая Концепция определяет основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы (далее - Концепция) и направлена на повышение прозрачности, сбалансированности и эффективности межбюджетных трансфертов.
Концепция разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" от 13 июня 2013 года, Бюджетным посланием Президента Республики Саха (Якутия) "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 год" от 29 октября 2013 года, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 376-р "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации".
В 2013 году завершилась реализация Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы, впервые утвержденной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2010 года N 395-РП "О Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы". Основной целью Концепции установлено повышение эффективности реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в формировании финансовой самостоятельности местных бюджетов и в области межбюджетных отношений. За период реализации Концепции решены следующие основные задачи:
1. За 5 лет налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований выросли на 169% от 9,1 млрд. рублей до 15,5 млрд. рублей, межбюджетные трансферты увеличились на 134%.
2. Завершена передача администрирования межбюджетных трансфертов исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия). На сегодня межбюджетные трансферты администрируются 22 министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия).
3. Увеличены на долгосрочный период нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц городским округам в размере 10%.
4. Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности производится на основе единых формализованных подходов в зависимости от вопросов местного значения, закрепленных федеральным законодательством. Так, с 2012 года внедрены минимальные финансовые затраты по вопросам местного значения, с 2014 года внедрены единые нормативы расходов на оплату коммунальных услуг. Таким образом, распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется в зависимости от количества потребителей бюджетных услуг.
5. В целях отказа от несистемных решений, принимаемых в ходе исполнения государственного бюджета республики, утвержден новый порядок распределения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
6. Упорядочен процесс предоставления межбюджетных субсидий, утверждены общие положения постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 года N 676 "Об утверждении Порядков предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам и определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", устанавливается конкретный перечень субсидий на 2014 год. Отдельным приложением к закону о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), начиная с 2014 года, поэтапно будет утверждаться распределение субсидий между муниципальными образованиями. Если в 2013 году количество субсидий составляло 86 на сумму 15 173,0 млн. рублей, то на 2014 год количество составило 39 на сумму 8 007,0 млн. рублей.
7. Внедрена единая автоматизированная система управления бюджетным процессом, осуществляется перенос базы данных местных бюджетов на единый сервер с целью автоматического взаимодействия с региональными и федеральными порталами Электронного бюджета, bus.gov.ru, системами СВОД-КС, Хранилище-КС, Ревизор-КС.
8. В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведена большая работа по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
9. Местные бюджеты по программно-целевому принципу на 2013 год сформированы в 27 муниципальных районах и городских округах, а на 2014 год - во всех 36 районах и округах.
Цель, поставленная в Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы, в целом выполнена. Удалось перестроить систему межбюджетных отношений в республике, бюджетная обеспеченность муниципальных образований повышается, объем поступлений налоговых и неналоговых доходов увеличивается, устанавливаются прозрачные механизмы межбюджетного регулирования.
Вместе с тем, в области межбюджетных отношений в республике существуют свои характерные особенности, обусловленные в основном высокой дотационностью местных бюджетов, неравномерностью размещения налогооблагаемой базы и незначительными ее объемами, малым количеством финансово самостоятельных муниципальных образований. Кроме того, на систему межбюджетных отношений республики непосредственное влияние оказывает бюджетная политика Российской Федерации.
Прогнозируемое на предстоящие годы снижение темпов роста налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и консолидированных бюджетов муниципальных образований выводит на первое место цели и задачи по эффективному использованию имеющихся бюджетных ресурсов, созданию стимулов к повышению качества управления бюджетным процессом и к мобилизации внутренних резервов.
Целью Концепции развития межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы является создание условий для укрепления финансовой самостоятельности и ответственности муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач, обеспечивающих повышение прозрачности, сбалансированности и эффективности системы межбюджетных отношений, усиление качества управления финансами в муниципальных образованиях.
В настоящее время при распределении межбюджетных трансфертов существенная роль отводится применению субъективных факторов, индивидуальных решений, что не способствует прозрачности системы межбюджетных отношений. Необходимо кардинально изменить отношение к предоставлению трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), чтобы у органов местного самоуправления не возникало иждивенческих настроений, повысилась ответственность за принятые решения и появилась заинтересованность в эффективном управлении муниципальными финансами.
Основные мероприятия, способствующие повышению прозрачности межбюджетных отношений, можно разделить на следующие этапы:
I этап - в течение 2014 года:
1.1. Создание условий для перехода к принятию местных бюджетов на среднесрочный период.
1.2. Переход к распределению межбюджетных трансфертов преимущественно законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и до финансового года.
1.3. Утверждение перечня расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на трехлетний период.
1.4. Оперативное размещение нормативных правовых актов по предоставлению и расходованию межбюджетных трансфертов и достигнутых результатах деятельности на сайтах исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
II этап - в период до 2016 года:
1.5. Рассмотрение вопроса утверждения распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете.
1.6. Установление единых регламентов предоставления органами местного самоуправления услуг по переданным государственным полномочиям.
1.7. Отказ от выделения дополнительных финансовых средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансирование договоров и контрактов, подписанных органами местного самоуправления без обеспечения лимитов бюджетных обязательств.
1.8. Рассмотрение вопроса выделения бюджетных инвестиций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности.
1.9. Внедрение и постоянная актуализация единого электронного портала бюджетной системы.
В настоящее время для реализации собственных целей бюджетной политики у муниципальных образований удельный вес финансовых источников составляет менее 30% от общего объема их бюджета. Две трети объемов местных бюджетов составляют целевые трансферты. В данных условиях, некоторые территории для решения своих вопросов увеличивают долговые обязательства, что в свою очередь приводит к дестабилизации их бюджетов. Неравномерность поступлений доходов в течение финансового года также создает предпосылки для мобильного управления средствами на едином счете бюджета и увеличения дотаций в целях повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов.
Основные мероприятия, способствующие достижению сбалансированности местных бюджетов, можно разделить на следующие этапы:
I этап - в течение 2014 года:
2.1. Снижение коэффициента изъятия "отрицательного трансферта" для городских поселений.
2.2. Рассмотрение норматива площади для размещения органов местного самоуправления под административные цели на одного работника административного персонала, для применения при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
II этап - в период до 2016 года:
2.3. Увеличение доли дотаций в структуре межбюджетных трансфертов.
2.4. Своевременное внесение изменений в минимальные финансовые затраты по вопросам местного значения с учетом изменений расходных полномочий, установленных федеральным законодательством.
2.5. Усиление мер по качественному прогнозированию налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
2.6. Осуществление финансового обеспечения передаваемых полномочий в форме "единой субвенции".
2.7. Объединение межбюджетных субсидий по принципу "одна госпрограмма - одна субсидия".
2.8. Принятие мер по сокращению муниципальных долговых обязательств.
Актуальность перехода к повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов обусловлена следующими предпосылками: бюджетная обеспеченность муниципальных образований Республики Саха (Якутия) постепенно повышается, объем поступлений налоговых и неналоговых доходов увеличивается, устанавливаются прозрачные механизмы межбюджетного регулирования.
Предоставление средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не должно производиться без учета достижения конечных результатов, должна быть увязка между выделением средств из бюджета и удовлетворенностью населения качеством и количеством предоставляемых муниципальных услуг.
Основными мероприятиями по повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов на период до 2016 года являются:
3.1. Повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности.
3.2. Упорядочение софинансирования расходов муниципальных образований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (повышение эффективности, расширение бюджетной самостоятельности, достижение результатов), сокращение числа действующих субсидий, за исключением субсидий капитального характера и на поддержку приоритетных направлений расходов.
3.3. Закрепление показателей результативности предоставления субвенций при передаче отдельных государственных полномочий на исполнение органам местного самоуправления и установление мер ответственности за их невыполнение.
3.4. Корректировка государственных программ Республики Саха (Якутия) с учетом оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.
3.5. Постоянная актуализация контроля за реализацией муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и создание стимулирующих механизмов с учетом оценки их результативности.
Повышение качества управления бюджетным процессом обеспечивает эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг. Одновременно обеспечивается экономическая стабильность, низкая долговая нагрузка, долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, возможность достижения установленных целей и решения приоритетных задач социально-экономического развития при их гарантированном обеспечении финансовыми ресурсами, прозрачном и конкурентном распределении имеющихся средств. В этих условиях оценка качества управления должна стать мощным инструментом для создания стимулов к улучшению качества управления, использованию передовых технологий, открытости бюджетного процесса, повышению эффективности использования бюджетных средств.
Проведение мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами на период до 2016 года заключается в следующем:
4.1. Усиление бюджетных мер принуждения за невыполнение условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, предоставления целевых средств и бюджетных кредитов.
4.2. Ежегодное проведение оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами, мониторинг финансового положения муниципальных образований, формирование рейтинга муниципальных образований в зависимости от типа для повышения мотивации органов местного самоуправления к эффективному управлению муниципальными финансами.
4.3. Использование результатов оценки платежеспособности и качества управления финансами при анализе исполнения и оценке сбалансированности местных бюджетов.