Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия) представляет собой совокупность целевых установок, взглядов, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Белгородской области, других органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Белгородской области.
В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов сферы культуры, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020", Концепции федеральной целевой программы "Культура России" (2012 - 2016 годы)", Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года N 423-пп.
Финансирование развития сферы культуры осуществляется в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 526-пп.
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 26.12.2016 N 481-пп)
- абзацы пятый - одиннадцатый исключены. - Постановление Правительства Белгородской области от 26.12.2016 N 481-пп.
По истечении сроков реализации указанных программ планируется их актуализация с учетом положений настоящей Стратегии.
Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры Белгородской области и прогноз ее развития, обоснованное определение объективных культурных потребностей населения и реальных возможностей обеспечения их развития, а также системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем.
Стратегия опирается на следующие основные принципы:
- интеграция институционального, социального и личностного аспектов функционирования культуры на уровне регионального сообщества;
- соотнесение региональных культурных процессов с современным культурным контекстом и в целом с вызовами современности, где культура выступает мощным ресурсом развития социальности, в частности, фундаментом новой экономики и источником инновационного мышления;
- моделирование культурного пространства Белгородской области посредством стратегических и ситуационных технологий проектирования, организации и коммуникации.
Стратегия призвана стать инструментом формирования современной культурной политики региона, сохраняя, приумножая достижения и решая те непростые проблемы, которые накопились в отрасли за прошедшие два десятилетия адаптации к новым реалиям современной России. Вместе с обществом и структурами государственной власти региона культура должна достойно выйти на новый исторический этап социально-экономического развития Белгородской области.
Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития культуры населения, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры области.
В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:
сфера культуры - область применения культурной деятельности, объединяющая личностный, социальный и институциональный аспекты функционирования культуры;
культура - смысловое содержание человеческой жизни, отражающее исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей;
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
культурно-ценностные ориентации - это отражение в сознании человека культурных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
культурные блага - материальные и духовные ценности, условия и услуги для их потребления, предоставляемые организациями культуры, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан;
культурные потребности - внутренние мотивы личности, побуждающие к активному познанию, усвоению и творческому приумножению культурного наследия; проявлению духовно-нравственных, моральных качеств, художественно-эстетических способностей; повышению культурного, образовательного уровня и потреблению субъектом культурных услуг;
культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности;
культурная услуга - деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры;
культурный продукт - культурная услуга, в определенном формате предлагаемая потенциальному потребителю;
культурный бренд региона - это широко узнаваемое и ассоциируемое с культурой региона учреждение культуры, культурный продукт или культурное событие.