ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2011 года N 423-пп

О КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 25.11.2013 N 476-пп)

В целях дальнейшего развития сферы культуры в Белгородской области правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы (далее - Концепция).

2. Управлению культуры области (Курганский С.И.) осуществлять мониторинг реализации Концепции, методическое и информационное сопровождение проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях области.

3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области принять участие в реализации Концепции и разработать проекты социально-культурных кластеров муниципальных образований.

О ходе реализации проектов информировать управление культуры области ежегодно к 1 марта начиная с 2013 года.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.).

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 25.11.2013 N 476-пп)

О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 мая начиная с 2013 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

     




Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 21 ноября 2011 года N 423-пп



 КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ



Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ


Концепция проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы основывается на положениях Программы улучшения качества жизни населения области, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Концепция является одним из элементов системы государственного планирования Белгородской области и базируется на правовых актах, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на эффективное управление и обеспечение основных принципов государственной политики Белгородской области в сфере культуры.

Культура, являясь важнейшей гуманитарной составляющей создания среды жизнедеятельности во всех сферах жизни, служит эффективным инструментом устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и в целом территории области, реальным ресурсом реализации идей инновационной экономики.

Современное понимание роли и значения культуры в решении задачи повышения качества жизни населения области определяет необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства на всей территории области путем создания системы муниципальных социально-культурных кластеров для обеспечения доступа жителей территорий к культурным ценностям, права на свободу творчества и пользование учреждениями культуры области, сохранение местных народных традиций.

Сегодня культурная политика Белгородской области стала частью региональной политики устойчивого развития территорий и проводится совместными усилиями органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений культуры и образования, местного сообщества, хозяйствующих субъектов и средств массовой информации.

В настоящее время неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений культуры свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют не одинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом сказывается отрицательно на социальном самочувствии населения.

Развитие сферы культуры в Белгородской области обеспечивается системным характером управления и реализуется комплексным программно-целевым методом.

В рамках реформы местного самоуправления ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам, создание и предоставление услуг культуры сконцентрирована в большей части на уровне органов местного самоуправления и муниципальных учреждений культуры.

В рамках бюджетной реформы в Белгородской области принят ряд нормативных правовых актов, которыми регламентируется перечень бюджетных услуг в сфере культуры и кинематографии, стандарт качества услуг в области культуры и искусства, критерии эффективности деятельности государственных учреждений культуры, стандарт модельного учреждения культуры клубного типа и модельной библиотеки.

Итоги развития Белгородской области за последние годы стимулируют поиск инновационных путей дальнейшего развития сферы культуры, в первую очередь на селе, который оформился в идею проектирования региональной сети социально-культурных кластеров на уровне муниципальных образований как части многокомпонентного социального кластера.

Проектирование социально-культурных кластеров нацелено на выработку новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики, на содействие созданию особой уникальной культурной среды каждого поселения, определение его культурно-исторической миссии, возрождение забытых и формирование новых, современных культурных традиций, развитие комплекса услуг в сфере культуры.

Актуальность Концепции заключается в признании перспективы развития муниципальных социально-культурных кластеров как приоритетного направления формирования пространства для творческого развития и самореализации личности.

Создание социально-культурных кластеров в муниципальных районах и городских округах, городских и сельских поселениях придаст новый импульс развитию и эффективному использованию вновь созданных материальных ресурсов отрасли (Модельных домов культуры и библиотек), формированию новых экономических отношений, расширению взаимодействия с другими субъектами кластера, повышению доступности и качества услуг культуры, их социальной роли.

Социально-культурный кластер сконцентрирует правовые, материальные, организационные, инфраструктурные, кадровые ресурсы муниципального образования и создаст инновационную, консолидированную, привлекательную для населения культурную среду.

Использование методологии кластерного подхода к развитию сферы культуры в муниципальных образованиях, при налаживании эффективного диалога всех субъектов культурной и социальной направленности, должно обеспечить эффективное развитие культурного и творческого потенциала большинства жителей Белгородской области.

Социально-культурный кластер муниципального образования (далее - Кластер) - это многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая динамичная система, интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению качественных услуг.

Синергетические эффекты функционирования Кластера позволят обеспечить системные изменения по основным направлениям развития сферы культуры и ее смежных отраслей, а также будут эффективно содействовать созданию солидарного общества в Белгородской области.

Гарантией достижения поставленных целей в рамках разработанной Концепции станет государственная поддержка кластерных инициатив через организацию государственного и муниципального заказа, поддержку развития творческих проектов.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ


Целью развития Кластеров в Белгородской области можно считать развитие человеческого потенциала в целом и развитие творческого начала каждого индивидуума.

Задачи создания Кластеров:

- повышение уровня культурных потребностей населения области и качества предоставления услуг в сфере культуры;

- подтверждение уникальности культурных традиций населенных пунктов области, наполнение их современным содержанием и смыслом, укрепление культурной целостности региона;

- повышение инновационного творческого потенциала специалистов в производстве услуг в сфере культуры и создание культурной среды нового качества;

- активное развитие новых отношений с представителями малого бизнеса, развитие рекреационных зон;

- создание культурных брендов муниципальных образований как культурных презентаций и ситуаций возможных культурных "прорывов";

- повышение престижности занятости в сфере культуры через развитие доходности учреждений, улучшение жилищных условий специалистов и систематическое повышение заработной платы работников.

Раздел 3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КЛАСТЕРОВ


Основными компонентами Кластера являются:

- Модельный Дом культуры (клубные формирования, в том числе творческие коллективы народного творчества);

- Модельная библиотека (читальный зал - интернет-зал);

- классы музыкальной школы (филиал детской школы искусств);

- парк культуры с детской площадкой;

- музей истории села (музейная комната);

- Дом ремесел (Дом мастера) и (или) Дом фольклора;

- временные выставки;

- памятники истории и культуры;

- организация кинопоказа;

- выступления профессиональных коллективов (филармонии, театров);

- танцевальный зал (дискозал);

- спортзал (комната для спортивных занятий с тренажерами, возможно бассейн);

- центр молодежных проектов (развитие творческих индустрии);

- сувенирная лавка;

- детское кафе;

- кинофотоуслуги;

- студия красоты (парикмахерские услуги);

- обувная мастерская;

- представительство ЗАГС (торжественная регистрация браков);

- ателье (пошивочная мастерская);

- рекреационные зоны;

- зоопарк (зооуголок).

Раздел 4. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ


Принципы проектирования Кластера:

- территориальное единство размещения учреждений и организаций - основных элементов Кластера;

- интеграция отдельных функциональных отраслевых подсистем в организованную систему - комплекс услуг;

- наличие разработанной нормативно-правовой базы компонентов Кластера, стандартизация и регламентация услуг в сфере культуры;

- финансовая поддержка развития Кластеров органами исполнительной власти области, привлечение внебюджетных источников финансирования;

- развитие внешней и внутренней конкуренции между компонентами Кластера, активное продвижение сектора платных услуг;

- активное взаимодействие с представителями малого бизнеса - развитие смежных услуг.

Раздел 5. МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ


Для формирования Кластера необходимо обеспечить:

- вертикальное выстраивание единой социально-культурной политики в соответствии с разграничением полномочий всех уровней управления;

- эффективное взаимодействие организаций и учреждений социальной сферы (общеобразовательная школа, общественные, молодежные, ветеранские, женские и др. организации, храм) на основе разработки целевых программ и проектов;

- интеграция материально-технических, информационно-технологических, инфраструктурных, кадровых и организационных ресурсов обеспечения функционирования Кластера.

Раздел 6. МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ


Механизм проектирования Кластеров включает:

- разработку комплексного плана совместных действий всех участников Кластера и заинтересованных сторон;

- методическое и информационное сопровождение реализации Концепции;

- организацию системы внешнего и внутреннего мониторинга проведения мероприятий по реализации Концепции.

Раздел 7. ОЖИДАЕМЫЕ СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ


Ожидаемыми системными эффектами создания региональной сети Кластеров должны стать:

- создание условий для раскрытия культурно-творческого потенциала жителей области;

- улучшение показателей в сфере культуры, характеризующих расширение спектра услуг и повышение качества услуг в сфере культуры;

- расширение возможностей по созданию комплексных смежных услуг;

- востребованность выпускников учреждений профессионального образования в сфере культуры на региональном рынке труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»