ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2011 года N 423-пп
О КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 25.11.2013 N 476-пп)
В целях дальнейшего развития сферы культуры в Белгородской области правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы (далее - Концепция).
2. Управлению культуры области (Курганский С.И.) осуществлять мониторинг реализации Концепции, методическое и информационное сопровождение проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях области.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области принять участие в реализации Концепции и разработать проекты социально-культурных кластеров муниципальных образований.
О ходе реализации проектов информировать управление культуры области ежегодно к 1 марта начиная с 2013 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.).
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 25.11.2013 N 476-пп)
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 мая начиная с 2013 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
Концепция проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы основывается на положениях Программы улучшения качества жизни населения области, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Концепция является одним из элементов системы государственного планирования Белгородской области и базируется на правовых актах, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на эффективное управление и обеспечение основных принципов государственной политики Белгородской области в сфере культуры.
Культура, являясь важнейшей гуманитарной составляющей создания среды жизнедеятельности во всех сферах жизни, служит эффективным инструментом устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и в целом территории области, реальным ресурсом реализации идей инновационной экономики.
Современное понимание роли и значения культуры в решении задачи повышения качества жизни населения области определяет необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства на всей территории области путем создания системы муниципальных социально-культурных кластеров для обеспечения доступа жителей территорий к культурным ценностям, права на свободу творчества и пользование учреждениями культуры области, сохранение местных народных традиций.
Сегодня культурная политика Белгородской области стала частью региональной политики устойчивого развития территорий и проводится совместными усилиями органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений культуры и образования, местного сообщества, хозяйствующих субъектов и средств массовой информации.
В настоящее время неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений культуры свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют не одинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом сказывается отрицательно на социальном самочувствии населения.
Развитие сферы культуры в Белгородской области обеспечивается системным характером управления и реализуется комплексным программно-целевым методом.
В рамках реформы местного самоуправления ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам, создание и предоставление услуг культуры сконцентрирована в большей части на уровне органов местного самоуправления и муниципальных учреждений культуры.
В рамках бюджетной реформы в Белгородской области принят ряд нормативных правовых актов, которыми регламентируется перечень бюджетных услуг в сфере культуры и кинематографии, стандарт качества услуг в области культуры и искусства, критерии эффективности деятельности государственных учреждений культуры, стандарт модельного учреждения культуры клубного типа и модельной библиотеки.
Итоги развития Белгородской области за последние годы стимулируют поиск инновационных путей дальнейшего развития сферы культуры, в первую очередь на селе, который оформился в идею проектирования региональной сети социально-культурных кластеров на уровне муниципальных образований как части многокомпонентного социального кластера.
Проектирование социально-культурных кластеров нацелено на выработку новых моделей культурной политики с учетом местной социально-экономической и культурной специфики, на содействие созданию особой уникальной культурной среды каждого поселения, определение его культурно-исторической миссии, возрождение забытых и формирование новых, современных культурных традиций, развитие комплекса услуг в сфере культуры.
Актуальность Концепции заключается в признании перспективы развития муниципальных социально-культурных кластеров как приоритетного направления формирования пространства для творческого развития и самореализации личности.
Создание социально-культурных кластеров в муниципальных районах и городских округах, городских и сельских поселениях придаст новый импульс развитию и эффективному использованию вновь созданных материальных ресурсов отрасли (Модельных домов культуры и библиотек), формированию новых экономических отношений, расширению взаимодействия с другими субъектами кластера, повышению доступности и качества услуг культуры, их социальной роли.
Социально-культурный кластер сконцентрирует правовые, материальные, организационные, инфраструктурные, кадровые ресурсы муниципального образования и создаст инновационную, консолидированную, привлекательную для населения культурную среду.
Использование методологии кластерного подхода к развитию сферы культуры в муниципальных образованиях, при налаживании эффективного диалога всех субъектов культурной и социальной направленности, должно обеспечить эффективное развитие культурного и творческого потенциала большинства жителей Белгородской области.
Социально-культурный кластер муниципального образования (далее - Кластер) - это многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая динамичная система, интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению качественных услуг.
Синергетические эффекты функционирования Кластера позволят обеспечить системные изменения по основным направлениям развития сферы культуры и ее смежных отраслей, а также будут эффективно содействовать созданию солидарного общества в Белгородской области.
Гарантией достижения поставленных целей в рамках разработанной Концепции станет государственная поддержка кластерных инициатив через организацию государственного и муниципального заказа, поддержку развития творческих проектов.
Целью развития Кластеров в Белгородской области можно считать развитие человеческого потенциала в целом и развитие творческого начала каждого индивидуума.
Задачи создания Кластеров:
- повышение уровня культурных потребностей населения области и качества предоставления услуг в сфере культуры;
- подтверждение уникальности культурных традиций населенных пунктов области, наполнение их современным содержанием и смыслом, укрепление культурной целостности региона;
- повышение инновационного творческого потенциала специалистов в производстве услуг в сфере культуры и создание культурной среды нового качества;
- активное развитие новых отношений с представителями малого бизнеса, развитие рекреационных зон;
- создание культурных брендов муниципальных образований как культурных презентаций и ситуаций возможных культурных "прорывов";
- повышение престижности занятости в сфере культуры через развитие доходности учреждений, улучшение жилищных условий специалистов и систематическое повышение заработной платы работников.
Основными компонентами Кластера являются:
- Модельный Дом культуры (клубные формирования, в том числе творческие коллективы народного творчества);
- Модельная библиотека (читальный зал - интернет-зал);
- классы музыкальной школы (филиал детской школы искусств);
- парк культуры с детской площадкой;
- музей истории села (музейная комната);
- Дом ремесел (Дом мастера) и (или) Дом фольклора;
- временные выставки;
- памятники истории и культуры;
- организация кинопоказа;
- выступления профессиональных коллективов (филармонии, театров);
- танцевальный зал (дискозал);
- спортзал (комната для спортивных занятий с тренажерами, возможно бассейн);
- центр молодежных проектов (развитие творческих индустрии);
- сувенирная лавка;
- детское кафе;
- кинофотоуслуги;
- студия красоты (парикмахерские услуги);
- обувная мастерская;
- представительство ЗАГС (торжественная регистрация браков);
- ателье (пошивочная мастерская);
- рекреационные зоны;
- зоопарк (зооуголок).
Принципы проектирования Кластера:
- территориальное единство размещения учреждений и организаций - основных элементов Кластера;
- интеграция отдельных функциональных отраслевых подсистем в организованную систему - комплекс услуг;
- наличие разработанной нормативно-правовой базы компонентов Кластера, стандартизация и регламентация услуг в сфере культуры;
- финансовая поддержка развития Кластеров органами исполнительной власти области, привлечение внебюджетных источников финансирования;
- развитие внешней и внутренней конкуренции между компонентами Кластера, активное продвижение сектора платных услуг;
- активное взаимодействие с представителями малого бизнеса - развитие смежных услуг.
Для формирования Кластера необходимо обеспечить:
- вертикальное выстраивание единой социально-культурной политики в соответствии с разграничением полномочий всех уровней управления;
- эффективное взаимодействие организаций и учреждений социальной сферы (общеобразовательная школа, общественные, молодежные, ветеранские, женские и др. организации, храм) на основе разработки целевых программ и проектов;
- интеграция материально-технических, информационно-технологических, инфраструктурных, кадровых и организационных ресурсов обеспечения функционирования Кластера.
Механизм проектирования Кластеров включает:
- разработку комплексного плана совместных действий всех участников Кластера и заинтересованных сторон;
- методическое и информационное сопровождение реализации Концепции;
- организацию системы внешнего и внутреннего мониторинга проведения мероприятий по реализации Концепции.
Ожидаемыми системными эффектами создания региональной сети Кластеров должны стать:
- создание условий для раскрытия культурно-творческого потенциала жителей области;
- улучшение показателей в сфере культуры, характеризующих расширение спектра услуг и повышение качества услуг в сфере культуры;
- расширение возможностей по созданию комплексных смежных услуг;
- востребованность выпускников учреждений профессионального образования в сфере культуры на региональном рынке труда.