Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2015 года N 111-ПП


Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" до 2018 года"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 марта 2018 года на основании
постановления Правительства Свердловской области от 22 марта 2018 года N 151-ПП
____________________________________________________________________



В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", на основании Распоряжения Правительства Свердловской области от 30.07.2014 N 918-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" на 2014 - 2018 годы" Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" до 2018 года" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра инвестиций и развития Свердловской области А.В. Орлова.

3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".


Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 24 февраля 2015 года N 111-ПП


Комплексная программа Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" до 2018 года"


Паспорт комплексной программы Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" до 2018 года"

1.

Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" до 2018 года" (далее - комплексная программа)

Министерство инвестиций и развития Свердловской области

2.

Заказчики комплексной программы

Министерство транспорта и связи Свердловской области;
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области

3.

Цель и задачи комплексной программы

цель комплексной программы:
формирование автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала", конкурентоспособного на рынке внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, соответствующего современным российским и международным стандартам качества, безопасности и разнообразия предоставляемых туристских услуг.
Задачи комплексной программы:
1) создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса "Алапаевская узкоколейная железная дорога" (Муниципальное образование Алапаевское);
2) создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного комплекса "Самоцвет" (Муниципальное образование Алапаевское);
3) создание благоприятных условий для развития туристского комплекса "Агропарк" (Муниципальное образование Алапаевское);
4) создание благоприятных условий для развития природно-минералогического заказника "Режевской" с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка (Горноуральский городской округ - Режевской городской округ);
5) создание благоприятных условий для развития туристского комплекса "Центр мотокультуры" (Муниципальное образование город Ирбит);
6) создание благоприятных условий для развития Невьянского туристского комплекса (Невьянский городской округ);
7) создание благоприятных условий для развития многофункционального термального комплекса;
8) создание благоприятных условий для развития рекреационно-туристской зоны "Набережная "Тагильская Лагуна" (город Нижний Тагил);
9) создание благоприятных условий для развития автомобильных дорог регионального значения;
10) создание благоприятных условий для развития объектов придорожного сервиса

4.

Важнейшие целевые показатели комплексной программы

1) объем ежегодного туристского потока, тыс. человек;
2) количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
3) количество размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
4) площадь номерного фонда коллективных средств размещения, кв. метров;
5) объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения, млн. рублей;
6) количество койко-мест в коллективных средствах размещения, мест;
7) количество работающих в коллективных средствах размещения, человек;
8) количество работающих в туристских фирмах, человек;
9) объем платных туристских услуг, млн. рублей;
10) объем платных услуг гостиниц и аналогичных услуг, млн. рублей

5.

Перечень подпрограмм комплексной программы

нет

6.

Сроки реализации комплексной программы

2015 - 2018 годы

7.

Объемы и источники финансирования комплексной программы

Всего по комплексной программе -
4924733,2 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год - 1362183,2 тыс. рублей;
2016 год - 1077550,0 тыс. рублей;
2017 год - 1175500,0 тыс. рублей;
2018 год - 1309500,0 тыс. рублей;
из них:
областной бюджет - 37433,2 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год - 34683,2 тыс. рублей;
2016 год - 2150,0 тыс. рублей;
2017 год - 300,0 тыс. рублей;
2018 год - 300,0 тыс. рублей;
бюджетные ассигнования федерального бюджета - 750600,0 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год - 324000,0 тыс. рублей;
2016 год - 158100,0 тыс. рублей;
2017 год - 130000,0 тыс. рублей;
2018 год - 138500,0 тыс. рублей;
местный бюджет - 293900,0 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год - 160400,0 тыс. рублей;
2016 год - 120000,0 тыс. рублей;
2017 год - 5000,0 тыс. рублей;
2018 год - 8500,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 3842800,0 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год - 717400,0 тыс. рублей;
2016 год - 923000,0 тыс. рублей;
2017 год - 1040200,0 тыс. рублей;
2018 год - 1162200,0 тыс. рублей

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы

достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия к 2018 году:
1) увеличение туристского потока на 492,8 тыс. человек;
2) увеличение количества лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, на 282,4 тыс. человек;
3) увеличение количества иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, на 17,3 тыс. человек;
3) увеличение количества рабочих мест в коллективных средствах размещения, туристских фирмах до 1320 человек;
4) увеличение общей площади номерного фонда коллективных средств размещения на 28 тыс. кв. метров;
5) привлечение инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения в объеме 2134 млн. рублей;
6) увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения до 2633 мест;
7) увеличение объема платных туристских услуг до 548,5 млн. рублей;
8) увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных услуг до 1059,9 млн. рублей


Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена реализация комплексной программы


Качественный анализ инфраструктуры сферы туризма и гостеприимства выявляет ряд проблем, факторов, существенным образом сдерживающих развитие туризма на территории Свердловской области:

1) недостаточная плотность сети автомобильных дорог, высокий удельный вес автомобильных дорог, транспортно-эксплуатационное состояние которых не соответствует нормативным требованиям.

Площадь Свердловской области составляет 194,8 тыс. кв. км, что соответствует общей площади, занимаемой Швейцарией (41,3 тыс. кв. км), Чехией (78,9 тыс. кв. км) и Австрией (83,9 тыс. кв. км). В этих условиях плотность автомобильных дорог и их технические характеристики имеют первоочередное значение для формирования внутреннего туристского потока, создавая условия быстроты, безопасности и комфорта перемещения.

Несмотря на достаточно внушительную протяженность региональной сети автомобильных дорог (свыше 11 тыс. км), плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 42,6 км на тысячу квадратных километров, что делает труднодоступными туристские ресурсы, расположенные в северной и восточной частях области. На фоне растущей автомобилизации населения Свердловской области (5 - 7 процентов в год) актуальной становится задача реконструкции автомобильных дорог с повышением их пропускной способности, особенно в зонах концентрации населения Свердловской области (города с численностью населения от 70 - 100 тыс. человек и прилегающие территории);

2) отсутствие достаточной придорожной инфраструктуры (объектов сервиса, автозаправочных станций, кемпингов, мини-маркетов, кафе), знаков туристской навигации (в том числе на английском языке), условий оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций (обеспеченность маршрутов движения мобильной и интернет-связью, возможностью оперативного реагирования служб Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Свердловской области);

3) недостаточное развитие объектов обеспечивающей инфраструктуры, в том числе инженерно-технических объектов и сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование объектов автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" (автодорожные подъезды, источники и линии тепло-, водо-, газо- снабжения; линии водоотведения, водоочистные сооружения, берегоукрепительные работы);

4) недостаточная представленность туристских объектов проактивной направленности.

Несмотря на то, что перечень расположенных на территории области туристских объектов превышает тысячу позиций, туристские объекты проактивной направленности представлены минимально. В области нет этнокультурных агропромышленных парков. Большинство музейных экспозиций также носит пассивную направленность. Возможности проведения интерактивных мероприятий с участием туристов поддерживаются деятельностью энтузиастов туристского и музейного сообществ - по частной инициативе появляются интерактивные программы в музеях (село Коптелово, село Мироново, поселок Висим), создаются контактные зоопарки (поселок Висим, город Красноуфимск, город Ирбит), популяризируются места бытования народных промыслов (деревни Верхние Таволги и Нижние Таволги);

5) несоответствие коллективных средств размещения объемам и направлениям формируемых туристских потоков.

Большинство коллективных средств размещения сконцентрированы в крупных городах (Екатеринбург, Нижний Тагил), что не соответствует основным географическим направлениям внутриобластного туристского потока. Согласно данным, представленным администрациями муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в 2012 году общий объем регистрируемого туристского потока (с учетом посещения объектов показа, коллективных средств размещения, событийных мероприятий) на территорию области (без учета города Екатеринбурга) составил порядка 1,6 млн. человек, из которых более 65 процентов составили посетители объектов показа и музеев, и только 13 процентов - гости коллективных средств размещения;

6) минимальная готовность персонала, занятого в сфере социально-культурного сервиса и туризма, предоставлять качественные услуги, соответствующие международным и российским стандартам.

В сфере туризма Свердловской области трудится более 10 тыс. человек. Вместе со смежными отраслями сектор внутреннего туризма дает более 40 тыс. рабочих мест, формируя около 1,5 процента валового регионального продукта Свердловской области.

Однако около 2/3 всего занятого населения в сфере туризма сконцентрировано преимущественно в городах Екатеринбург и Нижний Тагил. Областные города, являющиеся точками притяжения туристских потоков, испытывают острый дефицит кадров, владеющих навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами;

7) отсутствие многоступенчатой (комплексной) системы профессиональной подготовки.

Система профессионального образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма представлена более чем 7 высшими учебными заведениями Свердловской области.

В области отсутствует целостная система профессионального образования: практически нет специализированных учреждений профессионального образования, обеспечивающих подготовку среднего персонала гостиниц, гидов-экскурсоводов, владеющих специальными региональными знаниями и одновременно - иностранными языками; отсутствует специализированная система послевузовского (корпоративного) профессионального образования.

Решение этих проблем в условиях всей Свердловской области потребует значительных временных и финансовых ресурсов. В условиях их ограниченности было принято решение сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее перспективных территориях развития туризма.

В результате проведенного с участием туристского и бизнес-сообщества анализа была признана целесообразность формирования на территории Свердловской области туристского маршрута "Самоцветное кольцо Урала" в формате автотуристского кластера. При этом под самим понятием "кластер" понимается сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных туристских ресурсов и объектов туристской индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта территории. В свою очередь, кластерный подход является стратегическим направлением развития туризма в Свердловской области. Развитие автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" предусмотрено проектом стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года, а также соответствует общим направлениям развития туризма в Российской Федерации, утвержденным Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года").

Автотуристский кластер "Самоцветное кольцо Урала" позволит объединить предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Элементы сети автотуристского кластера планируется располагать на наиболее загруженных региональных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и иным туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" позволит создать удобную базу для организации маршрутов автотуристов, а также обеспечить единый высокий стандарт услуг.

Кольцевой маршрут является наиболее рационально организованным и востребованным туристским продуктом, так как предполагает насыщенность, новизну, отсутствие дублирования.

Кластерный подход позволяет решать ряд актуальных для Свердловской области задач:

концентрация ресурсов, инвестиций и организационных усилий;

обеспечение разнообразия совокупного туристского продукта Свердловской области - в результате территории не конкурируют между собой, а развивают собственную туристскую специализацию;

решение проблемы позиционирования, что очень важно в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских дестинаций.

Нормальное функционирование кластера как целостного туристского маршрута обеспечивается объектами "поддерживающей инфраструктуры" - предприятиями, обеспечивающими деятельность туристских и инфраструктурных объектов (туристские фирмы, транспортные организации, образовательные учреждения, консалтинговые и рекламные агентства).

Все объекты кластера связываются внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включаются в единые туристские маршруты, что позволяет увеличить общий туристский поток и тем самым повысить доходность туристского бизнеса в пределах всего кластера.

Детальный анализ размещения туристских ресурсов, инфраструктурной и автодорожной обеспеченности показал целесообразность формирования кольцевого маршрута автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" в пределах более 13 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: муниципальное образование "город Екатеринбург", городской округ Верхняя Пышма, Невьянский городской округ, город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ, Муниципальное образование Алапаевское, Муниципальное образование город Алапаевск, Муниципальное образование город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, Туринский городской округ, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Малышевский городской округ, Березовский городской округ, Арамильский городской округ.

На территориях, расположенных по маршруту автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала":

1) проживает около 800 тыс. человек (2,2 млн. человек с учетом города Екатеринбурга) - 17,7 процента общей численности жителей области (51 процент с учетом города Екатеринбурга), что является гарантией спроса на предлагаемые и формируемые туристские услуги;

2) сконцентрировано почти 90 процентов объектов культурного наследия Свердловской области (с учетом расширения маршрута в опорных точках), в том числе: 522 объекта - в городе Екатеринбурге, 305 объектов - на территории других муниципальных образований, расположенных в зоне формируемого маршрута (1/3 общего числа объектов культурного наследия Свердловской области), из которых 62 - памятники культурного наследия федерального значения, что позволяет формировать дифференцированные туристские продукты. В качестве основы позиционирования бренда маршрута предлагается осуществить синтез исторического имени данной территории - "Самоцветная полоса Урала" и кольцевого характера маршрута, получив в итоге "Самоцветное кольцо Урала".

Автотуристский кластер "Самоцветное кольцо Урала" как туристский маршрут может составить конкуренцию знаменитому Золотому кольцу России и формируемому в северо-западной части Российской Федерации Серебряному кольцу России.


Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели комплексной программы


В соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития Свердловской области комплексная программа принимается с целью формирования автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала", конкурентоспособного на рынке внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, соответствующего современным российским и международным стандартам качества, безопасности и разнообразия предоставляемых туристских услуг.

Для достижения поставленной цели комплексной программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:

Задача 1. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса "Алапаевская узкоколейная железная дорога" (Муниципальное образование Алапаевское).

Проект направлен на создание туристской дестинации на базе развития Алапаевской узкоколейной железной дороги.

Алапаевская узкоколейная железная дорога является своеобразным историческим и техническим памятником. Построена в 1898 году французским предпринимателем А.Ю. Иллеро для обеспечения подвоза древесного угля к железоделательным заводам. Сегодня - одна из крупнейших узкоколейных железных дорог на территории России. Ее протяженность составляет 174 км. Максимальная протяженность (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500 - 600 километров. В настоящее время наиболее перспективным выглядит ее развитие в качестве туристского объекта, включающего развитие взаимосвязанных объектов туристской инфраструктуры по основным пунктам (точкам) приема туристов. Дополнительная туристская привлекательность объекта обусловлена его исторической ценностью, а также сосредоточением в пределах маршрута значимых культурно-познавательных объектов для организации туристской деятельности и досуга.

В рамках проекта предполагается задействовать территорию протяженностью 40 км, включающую маршрут г. Алапаевск - п. Верхняя Синячиха - п. Ельничная. Компактность расположения существующих и планируемых к созданию объектов туристской инфраструктуры на территории маршрута Алапаевской узкоколейной железной дороги позволяет сформировать отдельный туристско-рекреационный кластер. Расстояние до Екатеринбурга в пределах 150 км (не более 3 часов в пути). Проект предусматривает развитие туристско-рекреационного комплекса "Алапаевская узкоколейная железная дорога" с формированием и развитием интерактивной зоны приема туристов, объектов туристского показа, обустройством зон отдыха, созданием сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры.

На базе Алапаевской узкоколейной железной дороги функционируют туристские маршруты (основная доля перевозок - детские группы). Действующий туристский маршрут рассчитан на использование железнодорожного пути от станции вокзала в городе Алапаевске до станции Синячиха в р.п. Верхняя Синячиха. Организована работа по формированию дополнительных комбинированных туристских программ, предусматривающих знакомство туристов с историей развития Алапаевской узкоколейной железной дороги, музеями и иными объектами культурно-исторического наследия.

Развитие территории туристско-рекреационного комплекса "Алапаевская узкоколейная железная дорога" предполагает создание и развитие следующих тематических зон:

1) Алапаевская туристско-рекреационная зона (развитие вокзала и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги, строительство стилизованной столовой и гостиницы);

2) туристско-рекреационная зона в р.п. Верхняя Синячиха с прилегающей зоной в с. Нижняя Синячиха (развитие станции "Синячиха" с интерактивной зоной приема туристов, строительство гостиничных комплексов, объектов общественного питания, создание парка экстремального туризма, развитие музейных комплексов);

3) туристско-рекреационная зона в п. Ельничная (реализация проекта "старопромышленная деревня" с обустройством остановочного пункта приема туристов и организацией экскурсионных туристских маршрутов на дрезинах, строительство восстанавливающих комплексов-здравниц).

Задача 2. Создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного комплекса Самоцвет (Муниципальное образование Алапаевское).

Санаторно-курортный комплекс "Самоцвет" находится в 130 км от Екатеринбурга. Поблизости расположено озеро Молтаево, которое известно своими лечебными грязями. Это один из немногих санаториев Урала, обладающих статусом федерального значения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»