Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Указами Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", от 31 декабря 2015 года N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 20 октября 2012 года N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", от 6 октября 2011 года N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года", Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2015 года N 130-оз "О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 427-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 422-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 413-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 428-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах", от 9 октября 2013 года N 412-п "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года", пунктом 15 перечня поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к жителям, представителям общественности и депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2014 года.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 20.05.2016 N 253-рп)
Целевыми группами системы гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра, регион) являются:
дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослыми;
подростки, для которых актуальны образцы для подражания, способы поведения, дающие им признание в коллективе сверстников и среди взрослых, и образы героев;
молодежь, определяющая свои перспективы и жизненные траектории;
взрослое население, определяющее собственную гражданскую позицию к системам управления и способное принимать управленческие решения, влияющие на общественную жизнь, выдвигать оптимизирующие и рационализаторские предложения по отношению к общественной жизни, готовое вступать во взаимодействие с органами власти;
лица с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально самовыражение через участие в проектных и коммуникационных площадках.
По данным всероссийского опроса ВЦИОМ <1>, на 2014 год 77% опрошенной молодежи из Уральского федерального округа ощущают себя патриотами, 18% не ощущают себя патриотами. При этом 46% из них считают, что непатриотичные поступки и заявления - это частное дело человека, общество не должно на них реагировать.
________________
<1> Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=952&q_id=65331&date=09.03.2014
По данным всероссийского опроса о патриотизме, проведенного в феврале 2014 года "Левада-центром" <2>, большинство россиян считает, что в основе патриотизма лежит любовь к своей стране. Именно так 68% россиян ответили на вопрос: "Что, по вашему мнению, значит быть патриотом?". По мнению 27% опрошенных, быть патриотом означает работу (действие) во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. В большинстве случаев молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет видят суть патриотизма в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: для 19% патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% - стремление к изменению положения дел в стране.
________________
<2> http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii
Для подавляющего большинства россиян (84%) патриотизм означает "глубоко личное чувство"; при этом, по мнению опрошенных, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет.
Исходя из выше обозначенных данных, можно сделать вывод, что, несмотря на высокую долю граждан, считающих себя патриотами, их позиция по ее содержанию является в большей степени пассивной, не задающей стратегии самоопределения и ответственной деятельности, что особо ярко выражается в социальной группе молодежи от 18 до 24 лет.
В свою очередь анализ данных, характеризующих результаты реализации программ гражданско-патриотического воспитания, общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, используя аналитический метод на основе экспертных суждений и привлекая социологические исследования в регионе, позволяет сделать следующие выводы относительно восприятия гражданами патриотизма и патриотических настроений:
1) большая часть граждан затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом ("не знаю", "никогда не думал об этом", "мне эта тема не важна", "когда как" и т.п.);
2) понятие патриотизма в сознании граждан связано в первую очередь с героями войны, армейской службой. В подавляющем большинстве случаев граждане считают, что патриотами являются ветераны войны, солдаты, военнослужащие. Из представителей "мирной жизни" наибольшее упоминание в качестве "настоящих патриотов" заслужили пенсионеры, учителя, полиция;
3) для меньшей части граждан патриотизм является важной и необходимой характеристикой личности;
4) еще меньшее количество граждан говорит, что руководствуются патриотическими чувствами, ценностями своей страны при принятии решений планирования жизни;
5) для части граждан не характерен патриотизм как мера ответственности за свою Родину. Ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявляется крайне редко;
6) при реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, задавая вопрос о том, что должно произойти, чтобы большее количество детей, подростков и молодежи стали патриотами, более половины отвечают, что "от нас должно что-то зависеть", "молодежь должна иметь возможность влиять на происходящее", "мнение и интересы молодежи должны учитываться".