ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 октября 2014 года N 555-рп

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры
от 12.12.2014 N 673-рп
)

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период":

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Прогноз).

2. Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработать проект бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов на основании первого варианта Прогноза.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 октября 2014 года N 555-рп

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры
от 12.12.2014 N 673-рп
)

Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия Югры - 2030), прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, в основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Югры за январь - июль 2014 года, прогнозные показатели исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа, Югры)

Основными результатами реализации социально-экономической политики в период до 2014 года стало обеспечение: долгосрочной макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, реализации национальной предпринимательской инициативы, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики в процентах к соответствующему периоду предыдущего года


Показатели

2013 год

2014 год

январь - март

январь - июнь

январь - июль

год, отчет

январь - март

январь - июнь

январь - июль

год <1>, оценка

Индекс промышленного производства

99,3

98,1

97,9

98,4

97,2

98,9

98,7

98,6

в том числе:

добыча полезных ископаемых

98,2

98,0

97,9

98,3

96,9

98,7

98,6

98,2

обрабатывающие производства

90,3

95,8

95,1

96,1

97,1

100,2

99,5

101,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100,7

101,0

101,3

102,1

101,8

99,4

99,3

103,3

Инвестиции в основной капитал

97,5

102,5

х

101,5

99,1

92,7

х

100,0

Ввод в действие жилых домов

66,4

102,5

100

102,2

131,8

110,3

115,5

105,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

105,2

103,4

103,0

102,0

101,1

103,4

103,11

100,5

Реальная заработная плата

99,3

101,6

101,5

100,9

102,7

102,5

102,6

101,0

Оборот розничной торговли

112,2

110,6

109,4

106,1

103,1

102,5

102,3

103,0

Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года

101,7

103,6

104,3

106,2

101,5

103,1

103,5

106,0

Объем платных услуг населению

105,9

104,6

104,3

102,9

103,2

100,5

100,5

103,2

Экспорт товаров, млрд. долл. США

6,7

13,3

х

24,7

5,6

10,9

х

23,4

Импорт товаров, млрд. долл. США

0,2

0,5

х

1,1

0,4

0,8

х

1,1

Средняя цена за нефть марки Urals, долл./барр.

111,0

106,5

106,8

107,9

106,8

107,3

107,0

101,0

     ________________

<1> оценка Депэкономики Югры

По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проводимому Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января - июля 2014 года Ханты-Мансийский автономный округ - Югра по сводному индексу социально-экономического развития занял четвертое место среди субъектов Российской Федерации <2>.

     ________________

<2> http://www.minregion.ru/monitoringevaluation/region_dev_monitor?locale=ru/

Предприятиями автономного округа произведено около 8,0% от общего объема произведенной промышленной продукции в России.

По информации автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. Шпильмана" за январь - июль 2014 года в автономном округе добыто 145,8 млн. тонн нефти.

С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 августа 2014 года накопленная добыча нефти - 10620,9 млн. тонн. Доля Югры в общероссийской добыче нефти около 48,0%.

Добыча газа за январь - июль 2014 года - 20,0 млрд. куб. м. Доля автономного округа в общем объеме добычи газа в России - 5,3%.

В январе - июле 2014 года выработано 51,4 млрд. кВтч электроэнергии, что на 2,8% больше соответствующего периода 2013 года. Доля автономного округа в общем объеме выработки электроэнергии в России - 8,5%.

В Югре в январе - июле 2014 года на потребительском рынке увеличилось потребление населением товаров и услуг на 2,3% и 0,5% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Этому способствовало: позитивная динамика реальных денежных доходов населения - 103,1%; увеличение заработных плат и пенсий на 8,3% и 8,1% соответственно; ввод в эксплуатацию новых объектов торговой площадью 32,8 тыс. кв. метров; потребительское кредитование.

За 7 месяцев 2014 года введено 313,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 15,5% больше соответствующего периода 2013 года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 1098 тыс. кв. м.

За январь - июль 2014 года индекс потребительских цен - 3,5%, что на 0,8 процентных пунктов ниже соответствующего периода 2013 года. Учитывая умеренный рост инфляции, оценка по итогам года - 6,0% (2013 год - 6,2%).

По предварительной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре среднедушевые денежные доходы населения за январь - июль 2014 года сложились в сумме 40559,7 рублей, увеличившись на 10,9% к соответствующему периоду 2013 года.

Среднемесячная начисленная заработная плата за январь - июль 2014 года - 56843,6 рубля, увеличение по сравнению с соответствующим периодом 2013 года в реальном выражении на 2,6%.

По состоянию на 1 августа 2014 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,36% от экономически активного населения округа (на 1 августа 2013 года - 0,44%), при этом коэффициент напряженности снизился до отметки 0,3 человека на 1 свободное рабочее место.

По данным Федеральной службы государственной статистики естественный прирост населения за январь - июль 2014 года - 10,2 тыс. человек (январь - июль 2013 года - 10,1 тыс. человек). Количество родившихся за этот период - 16,2 тыс. человек (январь - июль 2013 года - 15,9 тыс. человек), что в 2,7 раза больше количества умерших - 6,0 тыс. человек (январь - июль 2013 года - 5,8 тыс. человек).

2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период

2.1. Внешние условия развития

    Основной внешний фактор, который в силу мононаправленности экономики Югры играет ключевую роль, - цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр.


Таблица 2

Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр.

2013 год, отчет

2014 год, оценка

2015 год

2016 год

2017 год

Вариант 1

107,9

101,0

100,0

100,0

100,0

Вариант 2

100,0

100,0

100,0

     Обменный курс рубля к доллару предлагается по 2014 году 35,5 рублей за доллар США, затем постепенный рост до 39,5 рублей за доллар США в 2017 году.


Таблица 3

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

2013 год, отчет

2014 год, оценка

2015 год

2016 год

2017 год

Вариант 1

31,8

35,5

37,7

38,7

39,5

Вариант 2

37,4

37,6

37,8


2.2. Внутренние условия развития

Таблица 4

Индекс потребительских цен (декабрь/декабрю предыдущего года), %

2013 год, отчет

2014 год, оценка

2015 год

2016 год

2017 год

Вариант 1

106,2

106,0

105,0

104,5

104,3

Вариант 2

105,0

104,4

104,1


Добыча нефти

В расчет прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов заложены параметры, согласованные с основными нефтедобывающими компаниями, являющимися системообразующими для экономики автономного округа.

Таблица 5

Объемы добычи нефти, млн. тонн

2013 год, отчет

2014 год, оценка

2015 год

2016 год

2017 год

Вариант 1

255,1

250,6

249,7

246,5

240,9

Вариант 2

250,0

246,7

242,5


Прогноз разработан в 2 вариантах.

В обоих вариантах прогнозируется решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 - 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688.

Вариант первый - предполагает усиление политических и экономических рисков, влияющих на активность проведения процессов диверсификации, импортозамещения, развития инфраструктуры. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной с ограничением финансовых ресурсов и безусловным исполнением социальных обязательств. В варианте учтены риски социально-экономического развития: зависимость региональной экономики от внешних условий развития; инфраструктурные ограничения; высокая изношенность основных фондов, расширение инвестиционных потребностей системообразующих организаций, постепенное снижение активности потребительского кредитования. Источник увеличения производства за счет реализации инвестиционных проектов с большей долей государства, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей ограничен.

Опорный (первый) вариант прогноза сбалансирован с точки зрения макроэкономики, создает определенный запас прочности с тем, чтобы обеспечить безусловное исполнение социальных обязательств. В их число входит дальнейшая модернизация образования и здравоохранения, развитие жилищно-коммунального хозяйства и решение демографических задач. Безусловным приоритетом остается выполнение Указов Президента Российской Федерации от мая 2012 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»