ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 октября 2014 года N 555-рп
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры
от 12.12.2014 N 673-рп)
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период":
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Прогноз).
2. Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработать проект бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов на основании первого варианта Прогноза.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры
от 12.12.2014 N 673-рп)
Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия Югры - 2030), прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, в основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Югры за январь - июль 2014 года, прогнозные показатели исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа, Югры)
Основными результатами реализации социально-экономической политики в период до 2014 года стало обеспечение: долгосрочной макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, реализации национальной предпринимательской инициативы, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.
Основные показатели развития экономики в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
Показатели | 2013 год | 2014 год | ||||||
январь - март | январь - июнь | январь - июль | год, отчет | январь - март | январь - июнь | январь - июль | год <1>, оценка | |
Индекс промышленного производства | 99,3 | 98,1 | 97,9 | 98,4 | 97,2 | 98,9 | 98,7 | 98,6 |
в том числе: | ||||||||
добыча полезных ископаемых | 98,2 | 98,0 | 97,9 | 98,3 | 96,9 | 98,7 | 98,6 | 98,2 |
обрабатывающие производства | 90,3 | 95,8 | 95,1 | 96,1 | 97,1 | 100,2 | 99,5 | 101,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 100,7 | 101,0 | 101,3 | 102,1 | 101,8 | 99,4 | 99,3 | 103,3 |
Инвестиции в основной капитал | 97,5 | 102,5 | х | 101,5 | 99,1 | 92,7 | х | 100,0 |
Ввод в действие жилых домов | 66,4 | 102,5 | 100 | 102,2 | 131,8 | 110,3 | 115,5 | 105,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 105,2 | 103,4 | 103,0 | 102,0 | 101,1 | 103,4 | 103,11 | 100,5 |
Реальная заработная плата | 99,3 | 101,6 | 101,5 | 100,9 | 102,7 | 102,5 | 102,6 | 101,0 |
Оборот розничной торговли | 112,2 | 110,6 | 109,4 | 106,1 | 103,1 | 102,5 | 102,3 | 103,0 |
Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года | 101,7 | 103,6 | 104,3 | 106,2 | 101,5 | 103,1 | 103,5 | 106,0 |
Объем платных услуг населению | 105,9 | 104,6 | 104,3 | 102,9 | 103,2 | 100,5 | 100,5 | 103,2 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 6,7 | 13,3 | х | 24,7 | 5,6 | 10,9 | х | 23,4 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 0,2 | 0,5 | х | 1,1 | 0,4 | 0,8 | х | 1,1 |
Средняя цена за нефть марки Urals, долл./барр. | 111,0 | 106,5 | 106,8 | 107,9 | 106,8 | 107,3 | 107,0 | 101,0 |
________________
<1> оценка Депэкономики Югры
По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проводимому Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января - июля 2014 года Ханты-Мансийский автономный округ - Югра по сводному индексу социально-экономического развития занял четвертое место среди субъектов Российской Федерации <2>.
________________
<2> http://www.minregion.ru/monitoringevaluation/region_dev_monitor?locale=ru/
Предприятиями автономного округа произведено около 8,0% от общего объема произведенной промышленной продукции в России.
По информации автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. Шпильмана" за январь - июль 2014 года в автономном округе добыто 145,8 млн. тонн нефти.
С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 августа 2014 года накопленная добыча нефти - 10620,9 млн. тонн. Доля Югры в общероссийской добыче нефти около 48,0%.
Добыча газа за январь - июль 2014 года - 20,0 млрд. куб. м. Доля автономного округа в общем объеме добычи газа в России - 5,3%.
В январе - июле 2014 года выработано 51,4 млрд. кВтч электроэнергии, что на 2,8% больше соответствующего периода 2013 года. Доля автономного округа в общем объеме выработки электроэнергии в России - 8,5%.
В Югре в январе - июле 2014 года на потребительском рынке увеличилось потребление населением товаров и услуг на 2,3% и 0,5% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Этому способствовало: позитивная динамика реальных денежных доходов населения - 103,1%; увеличение заработных плат и пенсий на 8,3% и 8,1% соответственно; ввод в эксплуатацию новых объектов торговой площадью 32,8 тыс. кв. метров; потребительское кредитование.
За 7 месяцев 2014 года введено 313,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 15,5% больше соответствующего периода 2013 года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 1098 тыс. кв. м.
За январь - июль 2014 года индекс потребительских цен - 3,5%, что на 0,8 процентных пунктов ниже соответствующего периода 2013 года. Учитывая умеренный рост инфляции, оценка по итогам года - 6,0% (2013 год - 6,2%).
По предварительной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре среднедушевые денежные доходы населения за январь - июль 2014 года сложились в сумме 40559,7 рублей, увеличившись на 10,9% к соответствующему периоду 2013 года.
Среднемесячная начисленная заработная плата за январь - июль 2014 года - 56843,6 рубля, увеличение по сравнению с соответствующим периодом 2013 года в реальном выражении на 2,6%.
По состоянию на 1 августа 2014 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,36% от экономически активного населения округа (на 1 августа 2013 года - 0,44%), при этом коэффициент напряженности снизился до отметки 0,3 человека на 1 свободное рабочее место.
По данным Федеральной службы государственной статистики естественный прирост населения за январь - июль 2014 года - 10,2 тыс. человек (январь - июль 2013 года - 10,1 тыс. человек). Количество родившихся за этот период - 16,2 тыс. человек (январь - июль 2013 года - 15,9 тыс. человек), что в 2,7 раза больше количества умерших - 6,0 тыс. человек (январь - июль 2013 года - 5,8 тыс. человек).
2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период
2.1. Внешние условия развития
Таблица 2
Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр. | 2013 год, отчет | 2014 год, оценка | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Вариант 1 | 107,9 | 101,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Вариант 2 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 3
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 2013 год, отчет | 2014 год, оценка | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Вариант 1 | 31,8 | 35,5 | 37,7 | 38,7 | 39,5 |
Вариант 2 | 37,4 | 37,6 | 37,8 |
2.2. Внутренние условия развития
Индекс потребительских цен (декабрь/декабрю предыдущего года), % | 2013 год, отчет | 2014 год, оценка | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Вариант 1 | 106,2 | 106,0 | 105,0 | 104,5 | 104,3 |
Вариант 2 | 105,0 | 104,4 | 104,1 |
Добыча нефти
В расчет прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов заложены параметры, согласованные с основными нефтедобывающими компаниями, являющимися системообразующими для экономики автономного округа.
Объемы добычи нефти, млн. тонн | 2013 год, отчет | 2014 год, оценка | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Вариант 1 | 255,1 | 250,6 | 249,7 | 246,5 | 240,9 |
Вариант 2 | 250,0 | 246,7 | 242,5 |
Прогноз разработан в 2 вариантах.
В обоих вариантах прогнозируется решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 - 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688.
Вариант первый - предполагает усиление политических и экономических рисков, влияющих на активность проведения процессов диверсификации, импортозамещения, развития инфраструктуры. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной с ограничением финансовых ресурсов и безусловным исполнением социальных обязательств. В варианте учтены риски социально-экономического развития: зависимость региональной экономики от внешних условий развития; инфраструктурные ограничения; высокая изношенность основных фондов, расширение инвестиционных потребностей системообразующих организаций, постепенное снижение активности потребительского кредитования. Источник увеличения производства за счет реализации инвестиционных проектов с большей долей государства, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей ограничен.
Опорный (первый) вариант прогноза сбалансирован с точки зрения макроэкономики, создает определенный запас прочности с тем, чтобы обеспечить безусловное исполнение социальных обязательств. В их число входит дальнейшая модернизация образования и здравоохранения, развитие жилищно-коммунального хозяйства и решение демографических задач. Безусловным приоритетом остается выполнение Указов Президента Российской Федерации от мая 2012 года.