Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2014 года N 324-п


О концепции развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

(с изменениями на 10 декабря 2021 года)

(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п, от 27.05.2016 N 183-п, от 20.07.2018 N 221-п, от 10.12.2020 N 565-п, от 25.12.2020 N 613-п, от 02.09.2021 N 341-п, от 10.12.2021 N 557-п)




Учитывая Концепцию создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятую протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 года N 4, принимая во внимание План реализации Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденный заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


Утвердить:


1. Концепцию развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (приложение 1).


2. План мероприятий по реализации концепции развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (приложение 2).



Первый заместитель
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.М.КИМ



Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 сентября 2014 года N 324-п



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п, от 27.05.2016 N 183-п, от 20.07.2018 N 221-п, от 10.12.2020 N 565-п, от 25.12.2020 N 613-п, от 02.09.2021 N 341-п, от 10.12.2021 N 557-п)



1. Термины и определения


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.


Гражданская оборона (далее - ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п)


Потенциально опасный объект (далее - ПОО) - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.


Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2020 N 613-п)


Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС.


КСИОН - комплексная система информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономного округа) при угрозе возникновения или о возникновении ЧС.


РАСЦО - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения автономного округа, предназначенная для своевременного оповещения и оперативного информирования граждан об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, угрозах террористических актов.


(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п, от 10.12.2021 N 557-п)


ОКСИОН - общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.


Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН) - элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.


Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа на муниципальном уровне.


Дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа на объектовом уровне.


Информация о ЧС - сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам РСЧС, а также населению об опасности или факте возникновения ЧС и рекомендуемых действиях.


Оповещение населения о ЧС - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п)


Информирование населения о ЧС - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.


Система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы РСЧС автономного округа и населения автономного округа.


Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.


Сигналы оповещения - специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности.


Концепция - концепция развития комплексной системы информирования и оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


ГУ МЧС России - Главное управления Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.


ДГЗН - Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


ДИТ - Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


(абзац введен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п; в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2018 N 221-п)


МО - органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


ТП РСЧС - территориальная подсистема Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.


КЧС и ОПБ - Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.12.2020 N 565-п)



2. Общие положения


Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные ЧС требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней РСЧС. Своевременное оповещение и информирование населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае их возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь населения и материального ущерба. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения.


Согласно законодательству Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население о ЧС.


В настоящее время в автономном округе созданы и функционируют территориальная (в границах автономного округа), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов).


В соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. При этом системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п)


Непосредственное оповещение населения о ЧС осуществляется силами органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа с использованием различных систем и технических средств.


В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уровень реагирования, режим функционирования и порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС определяется в зависимости от классификации ЧС, и характера ее развития, а также других факторов.


В условиях быстро меняющихся рисков ЧС (рост масштабов, развитие природно-техногенных процессов, появление принципиально новых угроз), современного развития телекоммуникационных технологий, интенсивного развития транспортной инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в труднодоступных местах, урбанизации населения и, соответственно, появления значительного количества новых мест массового пребывания людей требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем информирования и оповещения населения о ЧС.


Так, рост масштабов ЧС и частота возникновения катастрофического развития природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения о ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов их информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами информирования и оповещения населения о ЧС.