ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 апреля 2014 года N 167-рп

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


В соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 2524-р, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 64-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 63-оз "О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп:

1. Утвердить:

Стратегию развития системы дополнительного пенсионного обеспечения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (приложение 1);

план мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии развития системы дополнительного пенсионного обеспечения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (приложение 2).

2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Новости Югры".

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 4 апреля 2014 года N 167-рп

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)

1. Общие положения


Система дополнительного пенсионного обеспечения (далее также - система ДПО), созданная в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра), является на сегодняшний день уникальной в Российской Федерации, так как предусматривает пожизненное назначение дополнительной пенсии для отдельных категорий граждан.

Настоящей Стратегией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, общепризнанными принципами и нормами международного права в области негосударственного пенсионного обеспечения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, задачи, принципы и основные направления развития системы ДПО в автономном округе на период до 2030 года.

Утверждение Стратегии обусловлено изменениями, происходящими в отечественной системе пенсионного страхования, экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед системой ДПО в автономном округе.

Развитие системы ДПО в автономном округе требует совершенствования правовых, экономических механизмов управления в соответствии с требованиями реалий, формирующихся как в Российской Федерации в целом, так и на территории автономного округа, а также предусматривает использование программно-целевого метода управления, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию системы ДПО в автономном округе, на основе координации деятельности органов исполнительной власти, работников, работодателей и других заинтересованных сторон.

Стратегия направлена на формирование у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений, на стимулирование работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, на создание корпоративных систем ДПО для своих работников и в целом на повышение уровня благосостояния населения Югры.

2. Характеристика современной системы дополнительного пенсионного обеспечения в автономном округе


Современная система ДПО в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в значительной степени определена социально-экономическими процессами, происходившими в течение последних 20 лет. Предпосылкой создания системы ДПО в автономном округе послужила объективная необходимость повышения за счет возможностей бюджета автономного округа сложившегося низкого уровня доходов пенсионеров по отношению к базовому прожиточному минимуму (в 2003 году он превышал прожиточный минимум на 2% по Российской Федерации и на 14% по Югре). Для сравнения: по итогам 2013 года уровень доходов пенсионеров превышает базовый прожиточный минимум на 71,2% по Российской Федерации и на 75,6% по Югре. Поддержка пенсионеров была осуществлена путем внедрения механизма негосударственного пенсионного обеспечения, реализованного в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее также - Закон 75-ФЗ).

Нормативное правовое регулирование системы ДПО отдельных категорий граждан в Югре берет начало с принятия Закона автономного округа от 27 июня 2003 года N 45-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа", которым была установлена дополнительная пенсия работникам бюджетной сферы автономного округа.

Позднее, 16 декабря 2004 года, принят Закон автономного округа N 81-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" (далее - Закон 81-оз), в соответствии с которым перечень категорий получателей дополнительной пенсии был расширен. Срок для обращения за назначением дополнительной пенсии неработающим пенсионерам был определен до 30 ноября 2010 года.

В настоящее время система ДПО в Югре осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 64-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" (далее - Закон 64-оз).

Согласно статье 5 Закона 64-оз право на дополнительную пенсию имеют следующие категории граждан:

граждане, имеющие достижения и заслуги перед автономным округом;

граждане, имеющие стаж работы в бюджетной сфере;

граждане, которым установлена дополнительная пенсия в соответствии с Законом 81-оз.

В Законе 64-оз регулируются вопросы совершенствования системы ДПО, требований и условий для назначения и выплаты дополнительной пенсии.

Так, для назначения дополнительной пенсии отдельным категориям граждан не требуется обязательное проживание на территории автономного округа, достаточно учета стажа работы, достижений и заслуг перед автономным округом. Для граждан, работавших в бюджетной сфере автономного округа, исключена обязательность выхода на пенсию из учреждений бюджетной сферы.

Кроме того, для назначения дополнительной пенсии нет необходимости прекращать трудовую, а также предпринимательскую деятельность при достижении возраста мужчинами - 60 лет, женщинами - 55 лет.

Получателям дополнительной пенсии предоставлено право на ее сохранение при выезде на постоянное место жительства за пределы автономного округа в иные субъекты Российской Федерации.

Продлен срок для обращения граждан, работавших в бюджетной сфере автономного округа, за назначением базовой части дополнительной пенсии до 31 декабря 2020 года.

Для определения порядка и условий назначения дополнительных пенсий принято постановление Правительства автономного округа от 22 сентября 2011 года N 344-п "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан".

Для определения случаев включения в стаж работы в бюджетной сфере автономного округа периодов работы в учреждениях до передачи их в собственность автономного округа или муниципальных образований автономного округа принято постановление Правительства автономного округа от 29 декабря 2011 года N 518-п "О перечне учреждений, переданных в собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Согласно постановлению Правительства автономного округа от 23 июня 2011 года N 235-п "О порядке расчета стоимости пенсионных обязательств, размера пенсионных взносов и выделения средств на дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан и порядке расчета стоимости обязательств на установление доплаты из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выделения средств по государственному стимулированию развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" совершен переход от принципа принятия отдельных решений о финансировании к упорядочению ежегодного планирования и ежеквартального финансирования расходов на дополнительное пенсионное обеспечение.

Общая численность пенсионеров в автономном округе в 2013 году составляла 379183 чел., из них получателями дополнительной пенсии являются 215449 чел. Таким образом, 56,8% от всей численности пенсионеров охвачены системой ДПО (этот показатель в целом по России находится на уровне около 10%). Из них, 183221 человек, являются получателями дополнительной пенсии, в отношении 32228 человек выплаты дополнительной пенсии временно приостановлены.

Структура получателей на 1 января 2014 года представлена следующими категориями:

граждане, имеющие достижения и заслуги перед автономным округом, - 1343 чел., что составляет 0,6% от общего количества участников;

граждане, имеющие стаж работы в бюджетной сфере, - 14179 чел., что составляет 6,3% от общего количества участников;

граждане, которым была установлена дополнительная пенсия в соответствии с Законом 81-оз, - 199927 чел., что составляет 92,8% от общего количества участников.

Впервые в 2011 году было принято решение о том, что размер дополнительной пенсии подлежит индексации:

с 1 марта 2011 года в размере 7%;

с 1 сентября 2011 года в размере 10%;

с 1 января 2012 года на 59 рублей;

с 1 января 2013 года на 5,5%.

В результате по состоянию на 1 января 2014 года средний размер дополнительной пенсии по категориям получателей составил:

по старости - 1136 рублей;

по инвалидности - 991 рубль;

социальная пенсия - 1017 рублей;

за достижения и заслуги перед автономным округом - 2154 рубля;

за стаж работы в бюджетной сфере - 1122 рубля.

Таким образом, с учетом дополнительной пенсии средний размер дохода пенсионера в Югре по итогам 2013 года составил 15780 рублей, что на 53,0% превышает средний уровень пенсии по Российской Федерации, составивший 10313 рубля.

Средний размер дохода пенсионера в автономном округе состоит из:

государственной пенсии;

дополнительной пенсии;

прочих единовременных денежных выплат.

При этом необходимо отметить, что объем государственной пенсии в Югре определяется путем умножения базовой части пенсии, установленной на федеральном уровне, на районный коэффициент.

Также впервые в 2011 году принято решение о начислении минимального гарантированного дохода на пенсионные счета вкладчиков (физических лиц) за истекший календарный год вне зависимости от результатов размещения пенсионных резервов. Ставка минимального гарантированного дохода утверждается ежегодно, и по итогам 2010, 2011, 2012 годов ее размер составил 6% годовых. Таким образом, несмотря на колебания на финансовом рынке Югра гарантировала сохранность дохода участников, вложивших свои личные средства в систему ДПО автономного округа.

Для формирования у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений и, таким образом, повышения уровня жизни пенсионеров в Югре внедряется проект "Пенсионный стандарт Югры", который распространяется на работников, проживающих в автономном округе и имеющих право на получение доплаты из бюджета автономного округа в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 63-оз "О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон 63-оз), за которых работодатель перечисляет пенсионные взносы.

Автономный округ взял на себя обязательство по доплате из бюджета гражданам, вступившим в правоотношения в проекте "Пенсионный стандарт Югры", в течение переходного периода, с момента вступления в действие Закона 63-оз и до 2020 года.

Система ДПО, созданная в автономном округе, строится на сформированной нормативно-правовой основе, предусматривает поддержку в виде дополнительной пенсии, назначенной пожизненно, наименее защищенной категории населения Югры - пенсионерам и по своим масштабам и условиям не имеет аналогов в Российской Федерации.

3. Цели и задачи развития системы дополнительного пенсионного обеспечения


Главными целями Стратегии развития системы ДПО в автономном округе на период до 2030 года являются:

повышение качества жизни и увеличение уровня доходов пенсионеров автономного округа;

обеспечение финансовой устойчивости системы ДПО.

Достижение поставленных целей возможно путем решения следующих задач:

реализация комплекса мер по обеспечению сохранности средств пенсионных накоплений и доходности от их инвестирования;

направление долгосрочных инвестиционных ресурсов в инфраструктурные проекты;

решение об увеличении уровня дополнительных пенсий, включая индексацию, принимается при наличии источника финансирования суммы обязательств на весь период;

обеспечение сбалансированности принятых и формируемых пенсионных обязательств с источниками их финансового обеспечения;

стимулирование работодателей к созданию условий для развития корпоративных систем дополнительного пенсионного обеспечения работников организаций независимо от осуществляемых ими видов деятельности и форм собственности;

вовлечение населения автономного округа в формирование будущей пенсии за счет личных средств.

4. Внутренние и внешние условия и риски, возможности и предпосылки развития системы дополнительного пенсионного обеспечения


Необходимость реформирования пенсионной системы обусловлена прогнозируемым сокращением численности работающего населения к численности пенсионеров, что определено в первую очередь демографическими факторами. В таких условиях для государственной пенсионной системы, распределительной в своей основе, возникает проблема компромисса между противоречивыми целями: повышением уровня обеспеченности пенсионеров и достижением сбалансированности пенсионной системы.

В Российской Федерации последние 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (валоризация);

создание экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»