АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 марта 2013 года N 18-р
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р, Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г. N Пр-3411:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ненецком автономном округе".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.Г.ФЕДОРОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ненецком автономном округе" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.
Площадь Ненецкого автономного округа составляет 176,8 тыс. кв. км. Административный центр округа - город Нарьян-Мар с населением 22 375 чел. В округе проживает 42 271 человек. Плотность населения - 0,239 человека на один кв. км.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц трудоспособного возраста. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 10 835 человек, в трудоспособном возрасте - 26 631 человек, старше трудоспособного возраста - 4 581 человек. Рождаемость в 2012 году составляла 16,6 на 1000 населения, смертность - 10,0 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (47,5% в общем числе умерших), внешние причины (21,4%) и новообразования (10,3%).
Всего к началу 2013 года в Ненецком автономном округе функционировало 19 лечебно-профилактических учреждений окружного подчинения.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 0,515 тыс. коек. В течение 5 лет мероприятий по реорганизации круглосуточного коечного фонда проведено не было (2007 г. - 515 коек). В рамках Региональной программы модернизации здравоохранения на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.03.2011 N 41-п об утверждении региональной программы "Модернизация здравоохранения Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы" в 2012 году реализованы следующие изменения структуры коечного фонда:
выделение кардиологических 15 коек из структуры коек терапевтического профиля;
увеличение доли неврологических коек;
выделение 15 коек травматологических из структуры коек хирургического профиля;
выделение 5 коек хирургических для детей из структуры коек хирургического профиля для взрослых.
Мощность дневных стационаров при стационаре составила 53 койки, мощность стационаров на дому - 58 коек.
Модель организации медицинской помощи в Ненецком автономном округе представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации окружного уровня. Медицинские организации второго уровня отсутствуют.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Ненецком автономном округе в 2013 - 2018 году включают следующие мероприятия: Фактическая сеть медицинских учреждений не соответствует нормативам. В регионе отмечается профицит фельдшерско-акушерских пунктов - 25 при нормативе 21, отсутствие офисов врача общей практики, в округе работают 17 учреждений первого уровня (при нормативе 4), два учреждения третьего уровня, при отсутствии учреждений второго уровня. Сеть медицинских учреждений является достаточной. Планируется дальнейшее реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения округа, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории округа, сети и структуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений Ненецкого автономного округа в соответствии с утвержденной номенклатурой и нормативами по уровням оказания медицинской помощи, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности, включенных в программу обязательного медицинского страхования. Не планируется сокращение действующих фельдшерско-акушерских пунктов, несмотря на малокомплектность. В 2014 году планируется передать все казенные учреждения здравоохранения в ведение государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа" (далее - ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО") в качестве структурных подразделений. Весь круглосуточный коечный фонд казенных учреждений здравоохранения будет реорганизован в койки дневного стационара при ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО", что увеличит мощность дневного стационара при поликлинике с 0 коек в 2013 году до 100 коек в 2014 году.
На базе ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО" создан передвижной медицинский отряд, целью которого является обеспечение доступности медицинской помощи жителям сельской местности. В состав передвижного отряда входят специалисты - оториноларинголог, акушер-гинеколог, офтальмолог, врач функциональной диагностики, по заявкам главных врачей казенных учреждений здравоохранения в передвижной отряд дополнительно включаются врачи других специальностей. Проведение выездной работы позволяет приблизить оказание квалифицированной помощи сельскому населению, оказать консультативно-методическую помощь медицинским работникам казенных учреждений здравоохранения, обучить население само- и взаимопомощи.
На территории Ненецкого автономного округа применяются следующие формы выездной работы:
1) оказание первичной специализированной медицинской помощи по некоторым специальностям (хирургия, неврология, педиатрия, офтальмология, эндокринология, акушерство-гинекология, оториноларингология, ультразвуковая диагностика) - децентрализованная форма работы передвижного медицинского отряда ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО";
2) стоматологическая помощь - выездная работа стоматологов и протезистов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная стоматологическая поликлиника";
3) флюорографическое обследование - передвижной флюорографический отряд ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО".
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Ненецком автономном округе включают следующие мероприятия: В целях приведения материально-технической базы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница" (далее - ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница") к требованиям норм современного законодательства, а также для оснащения учреждения в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, для размещения на открывающихся новых площадях необходимого перечня оборудования на ближайший период запланировано строительство следующих зданий структурных подразделений ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница":
1) строительство лабораторно-диагностического корпуса в 2012 - 2013 гг.;
2) разработка проектной документации и строительство нового здания окружной поликлиники для обслуживания взрослого населения региона в 2013 - 2014 гг.;
3) корректировка проектной документации и строительство нового здания инфекционного отделения в 2013 - 2015 гг.;
4) строительство нового здания отделения скорой медицинской помощи на 2012 - 2013 гг.;
5) реконструкция патолого-анатомического корпуса в 2013 г.
Финансирование данных мероприятий предусмотрено в рамках Адресной инвестиционной программы Ненецкого автономного округа на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 24.04.2012 N 106-п. Введение новых площадей позволит реализовать в регионе следующие направления оказания медицинской помощи населению Ненецкого автономного округа:
открытие коек дневного стационара при поликлинике (до настоящего времени данное подразделение в регионе отсутствует в связи с отсутствием помещений);
размещение на новых площадях Центра здоровья;
организация амбулаторного отделения реабилитации и восстановительного лечения;
применение стационарозамещающих технологий при оказании амбулаторной хирургической помощи.
На территории Ненецкого автономного округа отсутствуют учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, в связи с этим объемы высокотехнологичной медицинской помощи жителям Ненецкого автономного округа в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи не предусмотрены. Основная доля специализированной медицинской помощи оказывается в специализированных учреждениях здравоохранениях г. Архангельска в виду территориальной близости регионов.
Все объемы специализированной медицинской помощи, требующие специальных методов диагностики, лечения, использования сложных медицинских технологий и медицинской реабилитации, объемы высокотехнологичной медицинской помощи жителям Ненецкого автономного округа предоставляются за пределами региона за счет средств федерального бюджета, а также в рамках закона Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 N 382-ОЗ "О здравоохранении в Ненецком автономном округе", в соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 27.05.2008 N 76-п "Об утверждении положения о порядке предоставления социальной помощи при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения, использования сложных медицинских технологий и медицинской реабилитации".
Развитие специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Ненецкого автономного округа нецелесообразно в связи с малой численностью населения и высоких затратах, материальных и кадровых, для развития специализированной помощи.
В ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" планируется организовать службу неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства. С этой целью будет утвержден порядок оказания неотложной медицинской помощи, определено время работы службы.
В ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" будет организована деятельность кабинета неотложной помощи с диспетчерской для приема вызовов и связи с отделением скорой медицинской помощи. Прием вызовов и передача их выездной бригаде будет осуществляется диспетчером. При этом в лечебно-профилактических учреждениях будет организовано ведение учетно-отчетной документации (журнал приема неотложных вызовов, карта вызова неотложной медицинской помощи), установлены дополнительные телефоны для приема неотложных вызовов от пациентов и отделением скорой медицинской помощи и связи с выездной бригадой, приобретен санитарный транспорт для оказания неотложной медицинской помощи
Бригада неотложной медицинской помощи при получении вызова или обращении пациента в поликлинику будет осуществлять: уточнение диагноза, проведение мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента, при наличии медицинских показаний, вызов бригады скорой медицинской помощи для транспортировки в лечебно-профилактическое учреждение, а также ведение медицинской документации (карта вызова неотложной медицинской помощи).
Для максимального достижения результата деятельности службы население будет проинформировано о порядке оказания неотложной помощи на дому и амбулаторно-поликлиническом подразделении ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница", правилах вызова бригады неотложной медицинской помощи в соответствии с утвержденным перечнем поводов для вызова.
В результате организации оказания неотложной помощи в амбулаторно-поликлиническом подразделении ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" планируется уменьшить количество выполненных вызовов по неотложным поводам отделением скорой медицинской помощи, а также уменьшить количество выполненных вызовов к пациентам с хроническими заболеваниями.
Планируется преобразовать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ненецкого автономного округа "Окружной противотуберкулезный диспансер". Учитывая уровень заболеваемости, смертности от туберкулеза необходимо привести коечный фонд в соответствие с федеральными нормативами. Число коек круглосуточного стационара сократить до 40 коек. Будет предусмотрена организация: стационарозамещающих форм лечения для пациентов, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении и коек сестринского ухода.
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Ненецком автономном округе предусматривают:
Наименование целевого показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1. | Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) | проценты | 6,6 | 6,25 | 5,94 | 5,83 | 5,72 | 5,61 |
2. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | проценты | 27,83 | 29,48 | 31,13 | 32,56 | 33,6 | 34,87 |
3. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий | проценты | 1,54 | 1,98 | 2,42 | 2,97 | 3,63 | 4,29 |
4. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий | проценты | 6,3 | 6,66 | 6,93 | 8,5 | 9 | 9 |
5. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | проценты | 57,73 | 55,63 | 53,58 | 50,14 | 47,99 | 46,23 |
6. | Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации | проценты | 75,0 | 80,8 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 |
7. | Доля аккредитованных специалистов | проценты | 0 | 0 | 0 | 0 | 20,0 | 40,0 |
8. | Обеспеченность населения (на 10 тысяч) врачами | проценты | 42,5 | 42,2 | 41,9 | 41,6 | 41,3 | 41,0 |
9. | Соотношение врачи/средние медицинские работники | 1 /2,5 | 1 /2,6 | 1 /2,7 | 1 2,7 | 1 /2,8 | 1 /2,8 | |
10. | Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) | проценты | 172,00 | 173,00 | 174,00 | 189,00 | 200,00 | 200,00 |
11. | Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) | проценты | 105,00 | 105,00 | 106,00 | 107,00 | 108,00 | 109,00 |
12. | Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) | проценты | 57,00 | 65,00 | 76,00 | 85,00 | 100,00 | 100,0 |
13. | Число дней работы койки в году | дни | 330 | 340 | 340 | 340 | 340 | 340 |
14. | Средняя длительность лечения больного в стационаре | дни | 12,2 | 12,2 | 11,5 | 11,5 | 11,5 | 11,5 |
15. | Доля врачей первичного звена от общего число врачей | процент | 60,6 | 61,3 | 62,0 | 62,7 | 63,3 | 64,0 |
16. | Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях | процент | 42,0 | 42,0 | 42,0 | 42,0 | 42,0 | 42,0 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 65,00 | 65,90 | 66,70 | 67,50 | 68,10 | 68,80 |
18. | Смертность от всех причин | на 1000 населения | 11,2 | 11,00 | 10,90 | 10,60 | 10,30 | 10,00 |
19. | Материнская смертность | случаев на 100 тыс. родившихся живыми | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
20. | Младенческая смертность | случаев на 1000 родившихся живыми | 5,70 | 5,60 | 5,50 | 5,20 | 5,20 | 5,00 |
21. | Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет | случаев на 10000 населения соответствующего возраста | 8,20 | 8,00 | 7,80 | 7,60 | 7,40 | 7,10 |
22. | Смертность от болезней системы кровообращения | на 100 тыс. населения | 550,9 | 530,60 | 525,50 | 513,40 | 500,50 | 490,20 |
23. | Смертность от дорожно-транспортных происшествий | на 100 тыс. населения | 7,00 | 6,80 | 6,60 | 6,40 | 6,20 | 6,00 |
24. | Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) | на 100 тыс. населения | 199,70 | 178,30 | 156,60 | 135,5 | 123,10 | 110,00 |
25. | Смертность от туберкулеза | на 100 тыс. населения | 4,40 | 4,00 | 3,90 | 3,80 | 3,80 | 3,70 |
26. | Заболеваемость туберкулезом | на 100 тыс. населения | 42,00 | 41,90 | 41,90 | 40,00 | 39,20 | 38,00 |
27. | Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут | проценты | 94,00 | 95,00 | 96,00 | 97,00 | 98,00 | 99,60 |