Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2016)


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


АЧС относится к группе особо опасных инфекций.

Заболевание вызывается вирусом, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде, поражает домашних, диких свиней и независимо от способа распространения вызывает гибель животных всех возрастов в 100 процентах случаев.

Дикие кабаны являются скрытыми носителями вируса и при определенных условиях могут заражать домашних свиней.

Факторы передачи вируса АЧС разнообразны: живые и павшие инфицированные животные, продукты убоя зараженных свиней, навоз, корма, инвентарь, транспорт, насекомые и грызуны.

Проблема распространения АЧС усугубляется тем, что в настоящее время не разработаны способы и средства ее специфической профилактики и лечения.

В Волгоградской области случаи заболевания АЧС впервые зарегистрированы в 2010 году и с тех пор эпизоотическая ситуация по данному заболеванию ежегодно осложняется. Так, если в 2011 году на территории Волгоградской области имелось 3 неблагополучных по АЧС пункта, в 2012 году зарегистрировано 13 неблагополучных пунктов, а в 2013 году - 13 неблагополучных пунктов и три инфицированных объекта.

Также отмечается ежегодная тенденция к географическому распространению заболевания по территории Волгоградской области.

В 2010 году АЧС была зарегистрирована в 3 муниципальных районах, в 2011 году - в 3 муниципальных районах и городском округе город-герой Волгоград, в 2012 году - в 8 муниципальных районах. В 2013 году вектор заболевания с территории южных районов переместился на территорию северных районов, где заболевание ранее не регистрировалось.

Большая часть зарегистрированных на территории Волгоградской области неблагополучных пунктов по АЧС относится к личным подсобным хозяйствам, которые в силу слабой защищенности от АЧС играют одну из главных ролей в распространении инфекции.

В Волгоградской области разведением свиней занимается 24,78 тыс. личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются соответственно - ЛПХ, КФХ), в которых содержится 120,6 тыс. голов свиней (56,6 процента от общего поголовья свиней в Волгоградской области). Удельный вес производства свинины данными категориями хозяйств составляет 65,5 процента от общего производства свинины всеми категориями хозяйств, 60,4 процента валового производства мяса всех видов животных и птицы в области приходится на ЛПХ и КФХ. Таким образом, ликвидация данной отрасли (в случае вспышки АЧС) в ЛПХ и КФХ приведет к потере значительной части объемов производства мяса, а, следовательно, и валового дохода.

Учитывая тот факт, что для большинства селян подсобное хозяйство зачастую является основным источником доходов, а отрасль свиноводства - наиболее скороспелой и эффективной в финансовом отношении, Правительством Волгоградской области принято решение о стимулировании перевода ЛПХ и КФХ на альтернативные свиноводству отрасли животноводства во избежание возникновения социальной напряженности на селе при ликвидации свинопоголовья.

Государственная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", Законом Волгоградской области от 13 сентября 1999 года N 308-ОД "О ветеринарии" и содержит комплекс системных мероприятий, направленных на обеспечение стабилизации эпизоотической ситуации по АЧС на территории Волгоградской области и осуществление системного контроля за ней, что позволит беспрепятственно осуществлять реализацию произведенной в Волгоградской области продукции животноводства и растениеводства за пределы области, создаст положительный инвестиционный климат для развития отрасли животноводства.

В Волгоградской области в соответствии со схемой территориального планирования Волгоградской области, схемами территориального планирования муниципальных районов Волгоградской области, генеральными планами поселений и городских округов Волгоградской области создана система обеспечения комплексной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственной программой Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 года N 681-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", и государственной программой Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 года N 680-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы", предусматриваются мероприятия по созданию социальной, инженерной, транспортной инфраструктур в сельской местности и мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве.

(абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 09.06.2014 N 296-п)

К основным внешним рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

несовершенство законодательства в сфере ветеринарии;

резкое ухудшение эпизоотической ситуации по АЧС в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, стихийные бедствия и техногенные катастрофы;

ухудшение социально-экономического положения Волгоградской области.

Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внешних рисков предусматривается реализация следующих мероприятий:

активное участие комитета ветеринарии Волгоградской области в обсуждении проектов федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ветеринарии;

разработка региональных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ветеринарии;

при обострении эпизоотической ситуации по АЧС в соседних с Волгоградской областью субъектах Российской Федерации оборудование на границе охранно-карантинных постов для предотвращения возможного ввоза на территорию области инфицированных вирусом АЧС животных и животноводческой продукции.

К внутренним рискам можно отнести изношенность основных фондов, недостаточную укомплектованность государственных учреждений ветеринарии специализированной техникой, лекарственными средствами ветеринарного назначения, дезинфицирующими средствами и средствами индивидуальной защиты.

Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков предусматривается реализация следующих мероприятий:

укрепление материально-технической базы, реконструкция объектов капитальных вложений, оснащение государственных учреждений ветеринарии Волгоградской области приспособлениями и оборудованием, необходимым для своевременной диагностики и ликвидации АЧС.

Управление рисками в рамках реализации государственной программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования и четкого выполнения технологических регламентов.