Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2014 года N 21-пп

О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 610-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 30.12.2016 N 457-пп.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьями 179 и 217 Бюджетного кодекс Российской Федерации, постановлением Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области" Правительство Тверской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Тверской области "Культура Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 610-пп "О государственной программе Тверской области "Культура Тверской области" на 2013 - 2018 годы" (далее – государственная программа), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014, за исключением положений, касающихся изменений мероприятий, показателей мероприятий и объемов бюджетных ассигнований, выделенных в соответствии с бюджетным законодательством на реализацию государственной программы в 2013 году, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Комитета по делам культуры Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Положения, касающиеся изменений мероприятий, показателей мероприятий и объемов бюджетных ассигнований, выделенных в соответствии с бюджетным законодательством на реализацию государственной программы в 2013 году, вступают в силу со дня подписания настоящего постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.12.2013.

     Губернатор области А.В. Шевелев


Приложение
к постановлению Правительства Тверской области
от 28.01.2014 N 21-пп


"Приложение

к постановлению Правительства Тверской области

от 16.10.2012 N 610-пп

Государственная программа Тверской области "Культура Тверской области" на 2013 - 2018 годы

г. Тверь 2012

Паспорт государственной программы Тверской области


Наименование программы

Государственная программа Тверской области "Культура Тверской области" на 2013 - 2018 годы

Главный администратор программы

Комитет по делам культуры Тверской области

Администраторы  программы

Министерство строительства Тверской области

Срок реализации программы

2013 - 2018 годы

Цели программы

Цель 1 "Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, удовлетворения потребностей в развитии и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности"

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Сохранение и развитие культурного потенциала Тверской области".
 Подпрограмма 2 "Реализация социально значимых проектов в сфере культуры".
 Подпрограмма 3 "Сохранение культурного наследия Тверской области".
 Обеспечивающая подпрограмма

Ожидаемые результаты реализации программы

Уровень удовлетворенности населения Тверской области культурной жизнью в регионе (2018 г. - 75%).
 Количество государственных услуг в сфере культуры Тверской области, предоставляемых государственными учреждениями культуры Тверской области (2018 г. - 9 ед.).
 Соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы в Тверской области (2018 г. - 100%).
 Отношение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры к средней заработной плате в Тверской области (2018 г. - 100%).
 Отношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры к средней заработной плате в Тверской области (2018 г. - 100%).
 Количество посещений библиотек на 1000 человек населения (2018 г. - 406 ед.).
 Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1000 человек населения (2018 г. - 175 ед.).
 Количество посещений музеев на 1000 человек населения (2018 г. - 289 ед.).
 Количество посещений организаций исполнительских искусств на 1000 человек населения (2018 г. - 254 ед.).
 Количество пользователей услугой предоставления фильмов для проката (2018 г. - 25 ед.).
 Количество посещений культурно-досуговых учреждений на 1000 человек населения (2018 г. - 220 ед.).
 Число лиц, занимающихся в государственных культурно-досуговых учреждениях творческой деятельностью на непрофессиональной основе (2018 г. - 2555 чел.).
 Удельный вес детей и подростков, занимающихся в системе художественного образования (2018 г. - 16,1%).
 Доля работников отрасли "Культура", повысивших свою квалификацию (2018 г. - 16,1%).
 Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры (2018 г. - 252%).
 Доля лауреатов и дипломантов областных и межрегиональных конкурсов в общей численности обучающихся  в учебных заведениях культуры и искусства (2018 г. - 17%).
 Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Тверской области (2018 г. -
 53,2%).
 Доля муниципальных учреждений культуры, получивших финансовую поддержку из областного бюджета Тверской области и федерального бюджета (2018 г. - 16,4%).
 Доля государственных учреждений культуры, находящихся в нормативном состоянии (2018 г. - 42%).
 Доля государственных учреждений культуры, в которых приобретено новое оборудование (2018 г. - 11%).
 Доля государственных учреждений культуры, которые полностью соответствуют нормам и требованиям противопожарной безопасности (2018 г. - 79%).
 Доля объектов культурного наследия (памятников архитектуры и деревянного зодчества), находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, расположенных на территории Тверской области (памятников архитектуры и деревянного зодчества) (2018 г. - 33%).
 Количество участников совещаний, круглых столов и других мероприятий с привлечением общественности по вопросам сохранения культурного наследия Тверской области (2018 г. - 1250 чел.)

Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации  в разрезе подпрограмм

Областной бюджет Тверской области - 6  260  774,8 тыс. руб.
 В том числе в разрезе подпрограмм:
  в тыс. руб.

Подпрограммы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Подпрограмма 1 "Сохранение и развитие культурного потенциала Тверской области"

614241,2

643369,6

714766,9

795999,5

795999,5

795999,5

Подпрограмма 2 "Реализация социально значимых проектов в сфере культуры"

208859,5

57217,7

46080,0

46080,0

46080,0

46080,0

Подпрогра мма 3 "Сохранение культурного наследия Тверской области"

243291,0

253540,1

178810,0

178810,0

178810,0

178810,0

Обеспечивающая подпрограмма

38588,3

39868,4

39868,4

39868,4

39868,4

39868,4

Всего:

1104980,0

993995,8

979525,3

1060757,9

1060757,9

1060757,9

Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы

Подраздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы и прогноз ее развития


1. В современном мире культура является важнейшим фактором, который обеспечивает духовное развитие общества и активно влияет на экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.

2. Отрасль "Культура" - важнейшая составляющая в стратегии социально-экономического развития Тверской области. Тверской регион имеет богатое историко-культурное наследие, замечательные творческие школы и традиции. Все эти факторы должны стать определяющими при духовно-нравственном развитии жителей Тверской области, формировании имиджа региона.

3. На территории Тверской области расположена широкая сеть общедоступных организаций культуры и искусства: 822 общедоступные библиотеки, 775 учреждений культурно-досугового типа, 5 театров, филармония, 49 музеев, Тверской учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства, 68 учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Это позволяет всем желающим приобщиться к историко-культурному наследию. В учреждениях культуры трудятся около 8 тысяч человек.

4. В период с 2004 года и по настоящее время в отрасли "Культура" Тверской области имеет место положительная динамика в показателях посещений театров и филармонии, выпуска новых театральных постановок и концертных программ, организации выездных спектаклей в города и районы области.

5. Важным направлением в сохранении и приумножении культурного потенциала нашей области являются мероприятия по сохранению и развитию библиотечного дела. В настоящее время библиотеки являются основным социальным институтом, гарантирующим сохранение и развитие культурного и информационного пространства. Библиотеки Тверской области обслуживают 43 процента населения Тверской области. Ежегодно областные и муниципальные библиотеки насчитывают около 600 тысяч пользователей, которым ежегодно из библиотечных фондов выдается свыше 16,5 млн экземпляров документов. По численности пользователей общедоступных библиотек среди 18 регионов Центрального федерального округа наша область занимает шестое место.

6. В библиотечной сфере активно развиваются интернет-технологии. За последние годы прослеживается устойчивая тенденция увеличения числа посещений библиотек через веб-сайты и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Комитетом по делам культуры Тверской области реализуется проект "Тверская региональная электронная библиотека" (далее - Тверская региональная электронная библиотека). Координатором проекта является Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького. Тверская региональная электронная библиотека позволяет читателям получить открытый бесплатный доступ к фондам библиотек Тверской области и крупнейших российских библиотек. В рамках реализации проекта создания "Тверского регионального центра Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина" в 2012 году подписано Соглашение о сотрудничестве с Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина.

7. Сохранение и развитие музеев - важный фактор, обеспечивающий доступность учреждений культуры и предоставляемых ими услуг населению области. Количество открытых выставок и созданных экспозиций в музеях Тверской области ежегодно увеличивается. В музеях области продолжают развиваться новые формы работы с посетителями: интерактивные выставки и экспозиции, в Тверской областной картинной галерее работает виртуальный филиал государственного Русского музея.

8. В музейной сфере развиваются информационные технологии. Государственные музеи ведут работу по внесению фондовых предметов в электронный каталог. В 2011 году на базе Тверской областной картинной галереи создан региональный центр государственного каталога, проведено обучение сотрудников по учету фондовых предметов.

9. На тверской земле удалось сохранить лучшие традиции драматического искусства. В Тверской области имеет место положительная динамика в цифровых показателях посещений театров и филармонии, выпуска новых театральных постановок и концертных программ, организации выездных спектаклей в города и районы области.

10. Задача сохранения и развития культурных традиций в Тверской области решается культурно-досуговыми учреждениями Тверской области путем организации и проведения культурно-массовых мероприятий, сохранения и развития традиционных форм народного творчества. Ежегодно на территории Тверской области государственными учреждениями культуры проводится около 900 культурно-досуговых мероприятий, фестивалей, смотров, конкурсов и различных выставок. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, составляет 250 процентов, что на 10 процентов выше, чем в 2010 году. Динамика значения показателя по Тверской области с 2004 года показывает положительную тенденцию (+ 67 процентов). По данному показателю Тверская область занимает шестое место в Центральном федеральном округе.

11. Основным показателем стабильности и востребованности услуг культурно-досуговых учреждений является работа клубных формирований. Ежегодно в большинстве муниципальных образований Тверской области увеличивается количество участников клубных формирований. Это свидетельствует о повышении интереса жителей Тверской области к любительскому творчеству и расширении спектра муниципальных услуг, предлагаемых учреждениями культурно-досугового типа.

12. Сеть учебных заведений культуры и искусства области на протяжении нескольких лет является стабильной. В целом охват детского населения области художественным образованием составляет 16,1 процента, это выше среднего показателя по России (14,2 процента), выше норматива (12 процентов). Учащиеся детских школ искусств неизменно добиваются высоких результатов и достойно представляют Тверскую область на мероприятиях различного уровня. Доля лауреатов и дипломантов международных, всероссийских, региональных, межрегиональных конкурсов, фестивалей выставок имеет стабильную тенденцию роста.

13. Тверская область по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. Правительством Тверской области большое внимание уделяется привлечению средств из бюджетов всех уровней для решения задачи сохранения наиболее значимых объектов культурного наследия нашего региона. Для решения вопроса проведения комплексной реставрации одного из наиболее значимых объектов культурного наследия федеральной категории охраны, расположенного на территории города Твери и долгое время находящегося в аварийном состоянии - "Комплекса Путевого дворца XVIII - XIX века" (далее - объект), в 2012 году заключено Соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Тверской области о реализации подпроекта "Тверской императорский путевой дворец" (далее – подпроект) в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития "Сохранение и использование культурного наследия в России". Результатом реализации подпроекта станет создание на базе уникального объекта культурного наследия современного музейно – выставочного комплекса, обеспечит доступ к культурным ценностям намного большего числа посетителей.

14. Реализация государственной программы к 2018 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения Тверской области ко всему спектру культурных благ, активизировать интеграцию в межрегиональный и международный культурный процесс, укрепить позитивный культурный имидж.

Подраздел II Результаты анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации государственной программы


15. В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры.

16. В последние годы в культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий.

17. Развиваются коммерческие формы культуры и развлечения, находящиеся вне сферы влияния государственных органов. Для сохранения баланса между различными формами творчества и культурной деятельности, для противовеса коммерциализации сферы культуры, у которой есть и позитивная и негативная стороны, финансирование "высокой" культуры должно увеличиваться в соответствующей пропорции. В противном случае возникает риск утраты тех ценностей, которые составляют основу национального единства и многообразия российской культуры.

18. Ежегодно наблюдается сокращение сети учреждений культуры Тверской области. Число учреждений культурно-досугового типа сократилось по сравнению с 2003 годом на 188 единиц, в связи с чем доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений снизилась. Число библиотек сократилось по сравнению с 2003 годом на 123 единицы.

19. Неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.

20. Ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг связано с устареванием применяемых технологий и форм работы, ухудшением материально-технического оснащения (так, аудио и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях стала хуже имеющейся у граждан в личном пользовании).

21. По состоянию на 1 января 2012 года в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся всего 32,3 процента памятников истории и культуры, расположенных на территории Тверской области. Остальные имеют неудовлетворительное состояние. Главной проблемой является недостаток средств на проведение не только текущих, но и противоаварийных ремонтных и консервационных работ. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается.

22. Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное дело, театральную и концертную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также укреплению культурного потенциала в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа области.

Подраздел III Перечень основных проблем в сфере реализации государственной программы


23. Анализ результатов реализации политики в сфере культуры региона за последние годы наряду с позитивными базовыми достижениями позволяет выявить ключевые проблемы:

а) слабая материально-техническая база учреждений культуры, которая не в полной мере отвечает современным требованиям, недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием. В учреждениях культуры Тверской области требуется продолжение проведения ремонтных работ и комплекса противопожарных мероприятий, приобретение звукового и светового оборудования, музыкальных инструментов, износ которых составляет до 80 процентов, физический износ зданий музеев и музейного оборудования, дефицит фондовых площадей для хранения музейных фондов;

б) дефицит квалифицированных кадров в отрасли, старение профессиональных кадров (средний возраст работников учреждений культуры от 45 до 55 лет и выше), уровень профессиональных компетенций работников культуры не в полной мере отвечает современным требованиям;

в) неудовлетворительная обновляемость и комплектование фондов общедоступных библиотек Тверской области и недостаточные темпы информатизации библиотек. Совокупный библиотечный фонд общедоступных муниципальных библиотек ежегодно сокращается. Связано это с тем, что объем списанной по ветхости и другим причинам литературы во много раз больше новых поступлений литературы. Остается недостаточным уровень информатизации муниципальных библиотек. В целом по области компьютеризировано только 33 процента муниципальных библиотек, доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет имеют 16 процентов муниципальных библиотек;

г) снижение качества услуг представляемых в сфере культуры (особенно в сельской местности), недостаточно активно используется культурный потенциал Тверской области, необходимо дальнейшее насыщение региона культурными событиями областного, российского и международного уровней, чтобы обеспечить жителям области богатый выбор для удовлетворения их запросов и одновременно стимулировать культурные потребности;

д) большое число объектов культурного наследия Тверской области (около 70 процентов) находится в неудовлетворительном состоянии. Памятники истории и культуры нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ.

Подраздел IV Перечень приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы


24. Приоритеты государственной политики в сфере культуры Тверской области установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области:

а) Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

б) Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

в) Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

г) Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212;

д) Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р;

е) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

ж) Концепцией развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р;

з) Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011N 1540-р;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»