Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
И.о. Губернатора
А.Н.ГНЕУШЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 301
1. Раздел 2 "Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере образования", раздел 3 "Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации" и раздел 4 "Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Нижегородской области" изложить в следующей редакции:
"2. Описание приоритетов и целей социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере образования
К стратегическим национальным приоритетам относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
Национальными целями развития Российской Федерации, устанавливаемыми Указом Президента Российской Федерации, помимо прочих определена следующая национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года на перспективу до 2036 года - реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.
С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Нижегородская область и муниципальные образования Нижегородской области участвуют в реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - Государственная программа Российской Федерации), в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Реализация Нижегородской областью своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированном бюджете Нижегородской области.
Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Субсидии предоставляются при условии наличия государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Государственной программы Российской Федерации по годам ее реализации.
Таким образом, общие требования к политике субъектов Российской Федерации, в том числе, Нижегородской области, в сфере образования основываются на принципах комплексности, преемственности и взаимодополняемости.
3. Сведения о взаимосвязи Государственной программы
со стратегическими приоритетами, целями и показателями
государственных программ Российской Федерации
Приоритеты Государственной программы разработаны на основании:
- Национальных целей развития Российской Федерации, определяемых Указом Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" и с учетом положений иных документов стратегического планирования.
Для достижения целей и показателей Государственной программы из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области предусмотрены субсидии:
- на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 1 к Государственной программе;
- на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 2 к Государственной программе;
- на реализацию мероприятий по исполнению требований к антитеррористической защищенности объектов образования, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 3 к Государственной программе;
- на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 4 к Государственной программе;
- на реализацию мероприятий по модернизации пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 5 к Государственной программе;
- на капитальный ремонт образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 6 к Государственной программе;
- на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в части финансирования стоимости набора продуктов для организации питания, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 7 к Государственной программе.
4. Задачи государственного управления, способы
их эффективного решения в сфере образования и сфере
государственного управления Нижегородской области
Для достижения цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" в сфере общего образования, включающего дошкольное образование, решаются следующие задачи:
- обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях Нижегородской области и муниципальных образовательных организациях с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений;
- поэтапное обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и внедрение обновленных на его основе примерных основных образовательных программ, реализация концепций преподавания учебных предметов и (или) предметных областей (русский язык и литература, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, обществознание, основы безопасности и защиты Родины, труд (технология), физическая культура, искусство);
- обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
- совершенствование системы итоговой аттестации (измерительных материалов, технологий и инструментов), последовательный переход на использование российского программного обеспечения, разработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся при итоговой аттестации и отборе в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;
- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;
- укрепление здоровья школьников и поддержка семей с детьми, включающие продолжение работы по организации качественного бесплатного горячего питания для всех учеников 1 - 4 классов, медицинского обслуживания, подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;
- создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства - получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка, правовое сопровождение родителей, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
- совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизацию дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи;
- внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования, предполагающее работу по переводу услуг в электронный вид и выводу их на Единый портал государственных услуг, развитие различных цифровых инструментов и сервисов и создание условий для их использования в образовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников в области цифровых технологий, искусственного интеллекта.
Элементы безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом дополнят традиционную систему образования, обеспечат равные условия для получения качественного образования.
Повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров реализуется за счет формирования и функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Создается система непрерывного профессионального роста, задающая карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий), внедрение программы наставничества с привлечением в качестве наставников учителей предпенсионного и пенсионного возраста, молодых учителей в части развития компетенций по информационно-коммуникационным технологиям, адресное повышение квалификации и методическая поддержка педагогов. Для создания прозрачной системы оплаты труда педагогов будут изменены подходы и требования к оплате труда педагогических работников, установлены перечни стимулирующих и компенсационных выплат.
Повысится эффективность и производительность труда учителя за счет внедрения цифровых помощников (инструментов автоматического планирования, генерации отчетов, проверки домашних заданий, сервисов общения с родителями), интегрированных с федеральной государственной информационной системой "Моя школа", являющейся ключевым элементом формируемой цифровой образовательной среды.
Важнейшим приоритетом в образовании является современная подготовка будущих учителей. С этой целью реализуются мероприятия по развитию педагогических образовательных организаций высшего образования, обновлению их программ, функционированию на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников, развитию педагогических технопарков "Кванториум" и определению единых квалификационных требований для новых учителей.
Цель "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" также достигается за счет реализации комплекса мер, направленных в первую очередь на повышение доступности дополнительного образования, выявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи.
Расширение потенциала системы дополнительного образования позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжить решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности. Предусмотрено тиражирование лучших практик воспитания и развития детей, создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по типу образовательного центра "Сириус". Продолжится внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования. В целях профессионального самоопределения школьников появятся новые современные форматы профессиональной ориентации (с учетом опыта портала "Проектория", проекта "Билет в будущее", открытых онлайн-уроков "Шоу профессий" и прочих).