Во исполнение Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Коми "О стратегическом планировании в Республике Коми", постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2015 г. N 586 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Коми на среднесрочный и долгосрочный периоды":
1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2025 год и на период до 2027 года согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
1) распоряжение Правительства Республики Коми от 18 сентября 2023 г. N 481-р;
2) распоряжение Правительства Республики Коми от 17 января 2024 г. N 14-р.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
Э.АХМЕЕВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2025 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА
Показатели | Единица измерения | 2022 г. факт | 2023 г. факт | 2024 г. оценка | прогноз | |||||
2025 г. | 2026 г. | 2027 г. | ||||||||
консервативный | базовый | консервативный | базовый | консервативный | базовый | |||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) | тыс. человек | 730,4 | 723,5 | 717,3 | 709,0 | 710,2 | 699,0 | 702,8 | 688,9 | 695,6 |
Общий коэффициент рождаемости | число родившихся на 1000 человек населения | 8,7 | 8,7 | 8,5 | 7,9 | 8,1 | 7,8 | 8,0 | 7,7 | 7,9 |
Общий коэффициент смертности | число умерших на 1000 человек населения | 14,3 | 13,4 | 13,3 | 13,7 | 13,3 | 13,9 | 13,3 | 14,1 | 13,3 |
Миграционный прирост (убыль) | тыс. чел | -3,9 | -2,4 | -3,2 | -5,9 | -3,8 | -5,8 | -3,6 | -5,7 | -3,3 |
Валовой региональный продукт | млрд руб. | 975,7 | 964,6 | 1 055,4 | 1 072,3 | 1 102,6 | 1 077,1 | 1 144,2 | 1 100,3 | 1 191,3 |
Темп роста объема валового регионального продукта | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 99,9 | 92,4 | 100,8 | 96,9 | 100,3 | 97,5 | 100,2 | 98,9 | 100,4 |
Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности: | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 103,3 | 99,3 | 103,0 | 99,7 | 101,0 | 100,3 | 101,5 | 100,3 | 100,9 |
Добыча полезных ископаемых | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 108,1 | 98,3 | 103,3 | 99,5 | 100,6 | 100,2 | 101,6 | 100,2 | 100,7 |
Обрабатывающие производства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 94,9 | 102,9 | 103,2 | 100,5 | 102,0 | 100,8 | 101,6 | 101,0 | 101,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 99,9 | 97,4 | 99,0 | 99,0 | 101,3 | 99,2 | 100,5 | 99,2 | 100,5 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 85,4 | 95,5 | 101,0 | 100,0 | 101,7 | 100,2 | 101,7 | 100,5 | 101,7 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий | млрд руб. | 14,4 | 14,7 | 15,7 | 17,1 | 17,3 | 17,9 | 18,5 | 18,7 | 19,5 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 97,5 | 94,6 | 100,4 | 104,9 | 106,3 | 100,9 | 102,3 | 100,4 | 101,3 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" | млрд руб., в ценах соответствующих лет | 50,0 | 29,9 | 30,6 | 30,8 | 31,1 | 31,0 | 31,7 | 31,7 | 32,5 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 84,1 | 56,5 | 96,2 | 95,3 | 96,4 | 95,9 | 96,6 | 98,0 | 98,2 |
Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м общей площади | 202,8 | 217,1 | 190,0 | 180,0 | 240,0 | 180,0 | 240,0 | 180,0 | 240,0 |
Инвестиции в основной капитал | млрд рублей | 120,0 | 128,6 | 136,1 | 117,2 | 146,6 | 108,6 | 144,3 | 102,6 | 136,9 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 83,6 | 98,5 | 100,1 | 82,5 | 102,8 | 88,8 | 94,1 | 90,5 | 90,7 |
Индекс потребительских цен на конец года | % к декабрю предыдущего года | 111,4 | 107,3 | 108,8 | 105,8 | 105,3 | 105,3 | 104,9 | 105,0 | 104,5 |
Оборот розничной торговли | млрд рублей | 189,0 | 208,3 | 223,2 | 239,5 | 239,8 | 256,0 | 258,1 | 271,3 | 277,8 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах | 91,6 | 105,8 | 101,6 | 101,7 | 102,5 | 101,8 | 103,1 | 101,9 | 103,5 | |
Объем платных услуг населению | млрд рублей | 58,8 | 62,8 | 68,8 | 72,1 | 72,9 | 75,6 | 77,4 | 78,6 | 81,6 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах | 104,0 | 97,7 | 98,9 | 97,5 | 99,0 | 98,0 | 99,8 | 98,0 | 99,9 | |
Фонд заработной платы работников организаций | млрд рублей | 224,1 | 247,2 | 273,1 | 290,1 | 293,1 | 305,5 | 310,9 | 320,2 | 328,1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) | рублей | 58 839,0 | 66 488,0 | 74 000,0 | 79 846,0 | 80 220,0 | 85 036,0 | 85 850,0 | 90 223,2 | 91 510,0 |
% к предыдущему году | 111,3 | 113,0 | 111,3 | 107,9 | 108,4 | 106,5 | 107,0 | 106,1 | 106,6 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | % г/г | 95,0 | 99,5 | 99,9 | 99,3 | 100,1 | 99,5 | 100,6 | 99,7 | 100,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | % | 1,3 | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,2 |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе | тыс. чел. | 436,4 | 421,9 | 419,7 | 415,6 | 416,8 | 411,6 | 413,9 | 407,3 | 411,0 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте | тыс. чел. | 393,3 | 385,0 | 383,0 | 379,8 | 380,9 | 376,3 | 378,8 | 373,3 | 376,7 |
иностранные трудовые мигранты | тыс. чел. | 5,2 | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике | тыс. чел. | 37,9 | 32,9 | 32,2 | 31,3 | 31,4 | 30,8 | 30,6 | 29,6 | 29,9 |
Численность занятых в экономике | тыс. чел. | 368,9 | 340,9 | 334,6 | 328,3 | 329,3 | 322,0 | 324,0 | 315,7 | 318,7 |
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2025 год и на период до 2027 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер по стабилизации и росту экономики на федеральном и региональном уровнях. Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий, затяжном спаде экономики. В консервативном варианте учтены риски, связанные с ужесточением режима санкций (особенно вторичных санкций).
В 2023 году на социально-экономическую ситуацию в Республике Коми, как и в целом в России, прежде всего оказало влияние ухудшения ситуации на финансовых рынках, в системе организации производства и поставок продукции, вызванное санкционным давлением. В связи с этим, в экономике и социальной сфере республики наблюдались негативные явления, в числе которых:
снижение индекса промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";
снижение объемов сельскохозяйственного производства;
сокращение объема платных услуг населению;
сокращение объема инвестиций в основной капитал;
уменьшение объема строительных работ;
сокращение поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми;
сохранение тенденции естественной убыли населения.
Вместе с тем в 2023 году имелись позитивные итоги социально-экономического развития республики, среди которых:
увеличение объемов производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства";
увеличение объемов лесозаготовки;
увеличение оборота розничной торговли;
замедление инфляции в потребительском секторе в сравнении с предыдущим годом;
увеличение ввода в действие жилых домов;
увеличение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций и реальной заработной платы;
увеличение среднедушевых денежных доходов населения;
снижение уровня зарегистрированной безработицы;
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);
увеличение объемов оборота средних и малых предприятий;
сокращение объема государственного долга Республики Коми.
Среднесрочная траектория развития экономики определяется следующими факторами:
сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;
сокращение экспорта ввиду потери ряда внешних рынков и введенных ограничений на транспортировку грузов;
структурная перестройке производственно-логистических цепочек.