Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 января 2024 года N 14-р


[О внесении изменений в Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года, одобренный распоряжением Правительства Республики Коми от 18.09.2023 N 481-р]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 02.08.2024 N 426-р.
____________________________________________________________________



Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 18 сентября 2023 г. N 481-р следующее изменение:


Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года, одобренный распоряжением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
В.КАЗАКОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 17 января 2024 г. N 14-р



"Одобрен
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 18 сентября 2023 г. N 481-р
     (приложение)



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2024 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2026 ГОДА

Показатели

Единица измерения

2021 факт

2022 факт

2023 оценка

прогноз

2024

2025

2026

консервативный

базовый

консервативный

базовый

консервативный

базовый

Численность населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. человек

808,5 <*>

730,4

721,8

711,5

712,7

700,2

703,7

688,9

694,6

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

8,9

8,7

8,5

8,1

8,5

7,9

8,0

7,9

8,0

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

16,2

14,3

13,7

13,7

13,0

13,6

12,9

13,6

12,9

Миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

-4,2

-3,9

-5,5

-7,3

-5,7

-7,3

-5,7

-7,3

-5,7

Валовой региональный продукт

млрд руб.

857,0

899,0

869,5

927,9

966,4

920,0

983,5

918,3

1 016,8

Темп роста объема валового регионального продукта

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,2

96,5

94,9

97,9

100,1

97,6

100,3

97,5

100,9

Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности:

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,7

104,7

97,9

99,7

102,0

100,5

101,8

100,3

101,3

Добыча полезных ископаемых

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

99,7

108,2

97,1

99,8

102,1

100,2

100,6

99,9

100,9

Обрабатывающие производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,8

94,9

99,5

99,3

102,3

101,6

105,9

101,5

102,8

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,5

99,9

100,0

100,1

100,1

100,4

100,4

100,4

100,4

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,8

85,4

103,1

99,0

102,0

100,3

102,5

100,7

103,1

Продукция сельского хозяйства всех категорий

млрд руб.

13,0

15,2

14,5

14,1

14,6

16,5

17,0

17,4

18,2

Индекс производства продукции сельского хозяйства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,4

97,5

94,3

93,0

95,8

111,4

112,2

101,1

102,8

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"

млрд руб., в ценах соответствующих лет

54,3

39,8

42,8

43,8

44,0

44,3

44,8

44,7

45,2

Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство"

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

87,1

66,9

96,0

95,5

96,2

95,7

96,4

95,9

96,6

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв.м общей площади

179,4

202,8

200,0

177,8

237,0

180,0

240,0

180,0

240,0

Инвестиции в основной капитал

млрд рублей

127,7

118,5

118,3

109,9

134,6

103,6

140,0

107,8

125,5

Темп роста объема инвестиций в основной капитал

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

88,0

82,6

93,3

87,9

108,1

91,6

101,0

90,5

91,5

Индекс потребительских цен на конец года

% к декабрю предыдущего года

106,1

113,3

107,9

105,9

105,3

105,4

104,9

105,1

104,7

Оборот розничной торговли

млрд рублей

179,4

189,0

203,2

215,7

219,3

228,7

235,9

240,5

253,9

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,6

91,6

102,3

100,6

102,7

101,0

103,1

101,1

103,5

Объем платных услуг населению

млрд рублей

52,9

58,8

61,8

64,4

65,6

67,3

69,2

70,1

73,1

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

109,0

104,0

96,9

96,5

98,8

97,5

99,0

98,0

99,8

Фонд заработной платы работников организаций

млрд рублей

207,8

224,1

241,3

241,8

251,4

239,8

259,4

237,5

267,1

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

рублей

52843

58839

65900

69788

71100

72929

75930

75992

80790

% к предыдущему году

104,6

111,3

112,0

105,9

107,9

104,5

106,8

104,2

106,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% г/г

99,7

94,6

101,0

97,2

99,8

96,2

98,7

95,9

97,7

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,7

1,3

1,5

1,6

1,5

1,5

1,4

1,5

1,4

Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе

тыс. чел.

479,4 <*>

436,4

423,3

412,8

414,6

402,9

405,9

385,5

389,6

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. чел.

439,1 <*>

393,3

387,2

377,6

379,2

368,6

371,3

352,1

355,8

иностранные трудовые мигранты

тыс. чел.

5,3 <*>

5,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике

тыс. чел.

35,0 <*>

37,9

32,9

32,1

32,2

31,2

31,4

30,3

30,6

Численность занятых в экономике

тыс. чел.

377,3 <*>

368,9

338,9

331,2

332,6

324,9

327,3

318,6

322,0


________________


* данные представлены без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года


Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.


Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Предполагается, что активная экономическая политика позволит экономике региона адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.


Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной геополитической ситуации, затяжном спаде экономики, более сильном снижении экспорта, инвестиций, доходов населения и в целом потребительского спроса.


В условиях санкционного давления в Республике Коми в отчетном периоде 2023 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.


Экономическая ситуация в Республике Коми в январе - августе 2023 г. характеризовалась увеличением объемов ввода жилья, оборотов розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем наблюдалось снижение объемов промышленного производства, производства в животноводстве, объемов строительных работ, оказанных платных услуг населению, сокращение поголовья крупного рогатого скота, свиней и птиц, а также инвестиций в основной капитал (за январь - июнь 2023 г.).


В социальной сфере в январе - июле 2023 г. отмечалось увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и реальной начисленной заработной платы. Также наблюдается рост денежных доходов населения при увеличении реальных денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов населения. В сфере занятости зафиксировано снижение уровня зарегистрированной безработицы.


Основные тенденции текущего года в сфере государственных финансов: снижение поступлений налоговых доходов, увеличение объема государственного долга Республики Коми.


Среднесрочная траектория развития экономики определяется следующими факторами:


сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;


сокращение экспорта ввиду потери ряда внешних рынков и введенных ограничений на транспортировку грузов;


структурная перестройка производственно-логистических цепочек.


При этом в Республике Коми продолжают действовать федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения, направленные на ограничение спада в экономике, поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми.


Так, программы поддержки субъектов экономики направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства и обеспечить их направление на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам МСП и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.


Кроме того, для облегчения и ускорения адаптации региональной экономики к новым условиям в связи с введением иностранными государствами санкционных ограничений 18.03.2022 принят План мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который актуализируется на постоянной основе. В План включены меры поддержки субъектов МСП и организаций промышленного комплекса, мероприятия по развитию сельского хозяйства, поддержке занятости населения.


Демографическая ситуация


Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, относительным ростом показателей смертности населения, отрицательным естественным приростом и сокращением ожидаемой продолжительности жизни.


В 2023 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2022 года на 1,2% и составит 721,8 тыс. человек. Снижение численности населения региона обусловлено естественной убылью населения и миграционной убылью, влияние которой постепенно снижается.


Несмотря на высокий уровень показателя общей смертности населения в период 2023 - 2026 годов, что обусловлено прогнозируемым ростом осложнений в виде инфарктов и инсультов среди пациентов, переболевших коронавирусной инфекцией, в результате реализации отдельных положений региональных проектов по развитию первичной медико-санитарной помощи, борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями значение коэффициента смертности в прогнозный период будет стремиться к "докоронавирусному" и к 2026 году достигнет 13,6 - 12,9 умерших на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Реализация дополнительных мер по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать последующему снижению абсолютного числа умерших практически по всем возрастным группам.


Сокращение числа родившихся связано с неблагоприятными изменениями возрастного состава населения - сокращением числа потенциальных родителей.


В 2026 году общий коэффициент рождаемости ожидается на уровне 7,9 - 8,0 родившихся на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Достижение такого уровня коэффициентов возможно, несмотря на уменьшение численности женщин фертильного возраста, при реализации системных мер социальной поддержки семей с детьми, направленных на рост числа рождений, в том числе вторых и последующих детей, выполнении плановых значений по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья.


Естественная убыль населения к 2026 году достигнет 5,0 на 1000 человек населения (по базовому варианту), в консервативном варианте естественная убыль населения составит 5,7 на 1000 человек населения.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»