____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 02.08.2024 N 426-р.
____________________________________________________________________
Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 18 сентября 2023 г. N 481-р следующее изменение:
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года, одобренный распоряжением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.
Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
В.КАЗАКОВ
"Одобрен
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 18 сентября 2023 г. N 481-р
(приложение)
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2024 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2026 ГОДА
Показатели | Единица измерения | 2021 факт | 2022 факт | 2023 оценка | прогноз | |||||
2024 | 2025 | 2026 | ||||||||
консервативный | базовый | консервативный | базовый | консервативный | базовый | |||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) | тыс. человек | 808,5 <*> | 730,4 | 721,8 | 711,5 | 712,7 | 700,2 | 703,7 | 688,9 | 694,6 |
Общий коэффициент рождаемости | число родившихся на 1000 человек населения | 8,9 | 8,7 | 8,5 | 8,1 | 8,5 | 7,9 | 8,0 | 7,9 | 8,0 |
Общий коэффициент смертности | число умерших на 1000 человек населения | 16,2 | 14,3 | 13,7 | 13,7 | 13,0 | 13,6 | 12,9 | 13,6 | 12,9 |
Миграционный прирост (убыль) | тыс. чел. | -4,2 | -3,9 | -5,5 | -7,3 | -5,7 | -7,3 | -5,7 | -7,3 | -5,7 |
Валовой региональный продукт | млрд руб. | 857,0 | 899,0 | 869,5 | 927,9 | 966,4 | 920,0 | 983,5 | 918,3 | 1 016,8 |
Темп роста объема валового регионального продукта | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 102,2 | 96,5 | 94,9 | 97,9 | 100,1 | 97,6 | 100,3 | 97,5 | 100,9 |
Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности: | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 101,7 | 104,7 | 97,9 | 99,7 | 102,0 | 100,5 | 101,8 | 100,3 | 101,3 |
Добыча полезных ископаемых | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 99,7 | 108,2 | 97,1 | 99,8 | 102,1 | 100,2 | 100,6 | 99,9 | 100,9 |
Обрабатывающие производства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 107,8 | 94,9 | 99,5 | 99,3 | 102,3 | 101,6 | 105,9 | 101,5 | 102,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 105,5 | 99,9 | 100,0 | 100,1 | 100,1 | 100,4 | 100,4 | 100,4 | 100,4 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 107,8 | 85,4 | 103,1 | 99,0 | 102,0 | 100,3 | 102,5 | 100,7 | 103,1 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий | млрд руб. | 13,0 | 15,2 | 14,5 | 14,1 | 14,6 | 16,5 | 17,0 | 17,4 | 18,2 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 98,4 | 97,5 | 94,3 | 93,0 | 95,8 | 111,4 | 112,2 | 101,1 | 102,8 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" | млрд руб., в ценах соответствующих лет | 54,3 | 39,8 | 42,8 | 43,8 | 44,0 | 44,3 | 44,8 | 44,7 | 45,2 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 87,1 | 66,9 | 96,0 | 95,5 | 96,2 | 95,7 | 96,4 | 95,9 | 96,6 |
Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м общей площади | 179,4 | 202,8 | 200,0 | 177,8 | 237,0 | 180,0 | 240,0 | 180,0 | 240,0 |
Инвестиции в основной капитал | млрд рублей | 127,7 | 118,5 | 118,3 | 109,9 | 134,6 | 103,6 | 140,0 | 107,8 | 125,5 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал | % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 88,0 | 82,6 | 93,3 | 87,9 | 108,1 | 91,6 | 101,0 | 90,5 | 91,5 |
Индекс потребительских цен на конец года | % к декабрю предыдущего года | 106,1 | 113,3 | 107,9 | 105,9 | 105,3 | 105,4 | 104,9 | 105,1 | 104,7 |
Оборот розничной торговли | млрд рублей | 179,4 | 189,0 | 203,2 | 215,7 | 219,3 | 228,7 | 235,9 | 240,5 | 253,9 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах | 101,6 | 91,6 | 102,3 | 100,6 | 102,7 | 101,0 | 103,1 | 101,1 | 103,5 | |
Объем платных услуг населению | млрд рублей | 52,9 | 58,8 | 61,8 | 64,4 | 65,6 | 67,3 | 69,2 | 70,1 | 73,1 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах | 109,0 | 104,0 | 96,9 | 96,5 | 98,8 | 97,5 | 99,0 | 98,0 | 99,8 | |
Фонд заработной платы работников организаций | млрд рублей | 207,8 | 224,1 | 241,3 | 241,8 | 251,4 | 239,8 | 259,4 | 237,5 | 267,1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) | рублей | 52843 | 58839 | 65900 | 69788 | 71100 | 72929 | 75930 | 75992 | 80790 |
% к предыдущему году | 104,6 | 111,3 | 112,0 | 105,9 | 107,9 | 104,5 | 106,8 | 104,2 | 106,4 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | % г/г | 99,7 | 94,6 | 101,0 | 97,2 | 99,8 | 96,2 | 98,7 | 95,9 | 97,7 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | % | 1,7 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,5 | 1,4 |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе | тыс. чел. | 479,4 <*> | 436,4 | 423,3 | 412,8 | 414,6 | 402,9 | 405,9 | 385,5 | 389,6 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте | тыс. чел. | 439,1 <*> | 393,3 | 387,2 | 377,6 | 379,2 | 368,6 | 371,3 | 352,1 | 355,8 |
иностранные трудовые мигранты | тыс. чел. | 5,3 <*> | 5,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике | тыс. чел. | 35,0 <*> | 37,9 | 32,9 | 32,1 | 32,2 | 31,2 | 31,4 | 30,3 | 30,6 |
Численность занятых в экономике | тыс. чел. | 377,3 <*> | 368,9 | 338,9 | 331,2 | 332,6 | 324,9 | 327,3 | 318,6 | 322,0 |
________________
* данные представлены без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Предполагается, что активная экономическая политика позволит экономике региона адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной геополитической ситуации, затяжном спаде экономики, более сильном снижении экспорта, инвестиций, доходов населения и в целом потребительского спроса.
В условиях санкционного давления в Республике Коми в отчетном периоде 2023 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
Экономическая ситуация в Республике Коми в январе - августе 2023 г. характеризовалась увеличением объемов ввода жилья, оборотов розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем наблюдалось снижение объемов промышленного производства, производства в животноводстве, объемов строительных работ, оказанных платных услуг населению, сокращение поголовья крупного рогатого скота, свиней и птиц, а также инвестиций в основной капитал (за январь - июнь 2023 г.).
В социальной сфере в январе - июле 2023 г. отмечалось увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и реальной начисленной заработной платы. Также наблюдается рост денежных доходов населения при увеличении реальных денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов населения. В сфере занятости зафиксировано снижение уровня зарегистрированной безработицы.
Основные тенденции текущего года в сфере государственных финансов: снижение поступлений налоговых доходов, увеличение объема государственного долга Республики Коми.
Среднесрочная траектория развития экономики определяется следующими факторами:
сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;
сокращение экспорта ввиду потери ряда внешних рынков и введенных ограничений на транспортировку грузов;
структурная перестройка производственно-логистических цепочек.
При этом в Республике Коми продолжают действовать федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения, направленные на ограничение спада в экономике, поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми.
Так, программы поддержки субъектов экономики направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства и обеспечить их направление на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам МСП и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Кроме того, для облегчения и ускорения адаптации региональной экономики к новым условиям в связи с введением иностранными государствами санкционных ограничений 18.03.2022 принят План мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который актуализируется на постоянной основе. В План включены меры поддержки субъектов МСП и организаций промышленного комплекса, мероприятия по развитию сельского хозяйства, поддержке занятости населения.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, относительным ростом показателей смертности населения, отрицательным естественным приростом и сокращением ожидаемой продолжительности жизни.
В 2023 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2022 года на 1,2% и составит 721,8 тыс. человек. Снижение численности населения региона обусловлено естественной убылью населения и миграционной убылью, влияние которой постепенно снижается.
Несмотря на высокий уровень показателя общей смертности населения в период 2023 - 2026 годов, что обусловлено прогнозируемым ростом осложнений в виде инфарктов и инсультов среди пациентов, переболевших коронавирусной инфекцией, в результате реализации отдельных положений региональных проектов по развитию первичной медико-санитарной помощи, борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями значение коэффициента смертности в прогнозный период будет стремиться к "докоронавирусному" и к 2026 году достигнет 13,6 - 12,9 умерших на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Реализация дополнительных мер по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать последующему снижению абсолютного числа умерших практически по всем возрастным группам.
Сокращение числа родившихся связано с неблагоприятными изменениями возрастного состава населения - сокращением числа потенциальных родителей.
В 2026 году общий коэффициент рождаемости ожидается на уровне 7,9 - 8,0 родившихся на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Достижение такого уровня коэффициентов возможно, несмотря на уменьшение численности женщин фертильного возраста, при реализации системных мер социальной поддержки семей с детьми, направленных на рост числа рождений, в том числе вторых и последующих детей, выполнении плановых значений по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья.
Естественная убыль населения к 2026 году достигнет 5,0 на 1000 человек населения (по базовому варианту), в консервативном варианте естественная убыль населения составит 5,7 на 1000 человек населения.