В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", распоряжением Губернатора Белгородской области от 10 июня 2022 года N 286-р "Об утверждении концепции развития креативных индустрий в Белгородской области" и в целях развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород":
1. Утвердить Концепцию развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" (прилагается).
2. Управлению информационной политики администрации города (Абакумова О.С.) обеспечить опубликование настоящего распоряжения в газете "Наш Белгород", сетевом издании "Газета "Наш Белгород" (GAZETANB.RU) и на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации города по социальной политике и образованию Андреева С.В.
Глава администрации
города Белгорода
В.В.ДЕМИДОВ
Утверждена
распоряжением
администрации города Белгорода
от 10 июня 2024 г. N 1641
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД БЕЛГОРОД"
Концепция развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" (далее - Концепция) определяет систему долгосрочных направлений, целей, задач развития и поддержки креативных индустрий, являющихся одним из важнейших ресурсов экономики и социальной сферы городского округа "Город Белгород".
Развитие креативных индустрий городского округа "Город Белгород" основывается на стратегических документах:
- решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Стратегия социально-экономического развития города Белгорода на период до 2030 года".
Реализация Концепции будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
- реализация потенциала каждого человека, развития его талантов, воспитание патриотической и социальной ответственности личности;
- устойчивая и динамичная экономика;
- цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
- "креативная экономика" - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности: научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии;
- "креативные индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества;
- "креативный кластер" - размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости взаимосвязанные организации и предприятия сферы креативных индустрий;
- "арт-резиденция" - действующее на постоянной основе специально оборудованное место для представителей креативных индустрий, функционирование которого поддерживается ведением творческой деятельности и демонстраций результатов творческой работы массовой публике.
К креативным индустриям относятся в том числе:
- индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);
- индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);
- современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.);
- прикладные креативные индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.).
Основными элементами, характеризующими креативные индустрии, являются обязательное наличие интеллектуальной и (или) творческой составляющей, создание рыночной продукции в системе разноуровневых производств, где экономическая ценность получаемой продукции соединена и соотносится с их интеллектуальной (культурной) ценностью, обязателен высокий уровень развития цифровых технологий, а также предпринимательской активности и самозанятости. Развитие креативного сектора экономики тесно взаимосвязано с урбанизацией и феноменом "умных городов", которые привлекают высококвалифицированные кадры из сферы культуры и высоких технологий.
В Белгороде выделено 16 отраслей креативных индустрий, в которых задействована 881 компания с определенным видом деятельности. Сбор данных об организациях креативных индустрий города произведен по классификации ОКВЭД с использованием информационного ресурса СПАРК. Полученные на этапе анализа ОКВЭД данные проверяются в ходе полевого социологического исследования.
Часть представителей креативных индустрий Белгорода выступают индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, поэтому не могут быть учтены при анализе с использованием текущей методологии и официальных данных.
Особая роль в развитии креативных индустрий принадлежит цифровой экономике - деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанных с ними продуктов и услуг, основанной на цифровых технологиях. Развитие цифровых технологий позволяет обеспечить не только производство креативного продукта организациями ИКТ-сектора, но и является эффективным инструментом развития креативных индустрий в целом: распространение и воспроизводство многих видов креативного продукта происходит исключительно в цифровой среде, во всех видах креативной деятельности активно распространяются дистанционные форматы работы.
Необходимым условием для развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" является наличие современной креативной инфраструктуры арт-резиденций и арт-кластеров - совокупности объектов движимого и недвижимого имущества, интеллектуальной собственности, необходимых для обеспечения креативной деятельности субъектов креативных индустрий, арт-резиденций.
Важно, что креативные индустрии являются важнейшим поставщиком инноваций в отрасли экономики вне креативных индустрий, а также социальную сферу. Это способствует повышению конкурентоспособности предприятий и организаций, их продвижению на товарных рынках и увеличению объемов продаж товаров и услуг.
Согласно общемировой и российской практике классификации креативных индустрий они включают в себя следующие сферы деятельности, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии:
1) искусство и культурное наследие:
- изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное творчество и пр.);
- исполнительское искусство (музыка, театр, танцевальное, цирковое искусство, перфоманс, КВН);
- культурное наследие (музеи, выставки и библиотеки, антиквариат, а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры);
2) медиаиндустрия:
- аудиовизуальный контент (кино, видео, анимация, звукозапись, издательская деятельность и пр.);
- телевизионные, радиовещательные и интернет-проекты;
- ИКТ-технологии (создание программного обеспечения, программирование, нейросетевые разработки, ИТ-стратегии, тестирование, внедрение, дизайн приложений и пр.);
3) сектор функционального креатива и специализированные услуги:
- архитектурная, конструкторская деятельность, урбанистика;
- дизайн (графический, промышленный, ландшафтный, интерьерный, индустрия моды);
- создание и продвижение товарных знаков (маркетинг, реклама, связи с общественностью, авторское и патентное право);
- продюсерская деятельность;
- деятельность в сфере туризма, отдыха и спорта (событийный туризм).
Сектор креативных индустрий в мире растет опережающими темпами: в развитых странах его доля в валовом внутреннем продукте уже составляет от 5 до 9 процентов. Развитие творческих профессий и бизнеса в сфере креативных индустрий - ответ на развитие производственных технологий и цифровую трансформацию и вызванные ими изменения структуры занятости и досуга. В России развитие сектора креативных индустрий носит децентрализованный характер. При этом он имеет хороший экспортный потенциал и может быть использован для формирования позитивного имиджа страны в мире.
С 2016 года в России проводится комплексная оценка креативного потенциала городской среды, приведшая к созданию Индекса креативного капитала - совместного проекта консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) в России и благотворительной организации "Фонд Calvert 22".