Принят
Законодательным Собранием
30 мая 2024 года
Внести в Закон Нижегородской области от 8 августа 2008 года N 98-З "Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области" (с изменениями, внесенными законами области от 4 марта 2011 года N 46-З, от 9 августа 2011 года N 99-З, от 21 декабря 2011 года N 188-З, от 5 июня 2012 года N 63-З, от 30 апреля 2014 года N 46-З, от 7 мая 2015 года N 56-З, от 6 апреля 2017 года N 32-З, от 10 сентября 2020 года N 92-З, от 10 декабря 2021 года N 146-З, от 7 сентября 2023 года N 112-З) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) комплексное экологическое обследование территории - сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах, их природоохранном, научном, культурном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении, подтвержденной в том числе полевыми исследованиями, с целью последующей разработки документации, обосновывающей придание данным комплексам и объектам статуса особо охраняемой природной территории либо изменение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, а также установления границ и режима охраны памятников природы, ранее не имевших утвержденной документации;";
2) часть 3 статьи 4 дополнить предложением следующего содержания: "ООПТ местного значения, образованные решениями Нижегородского областного Совета народных депутатов, относятся к ООПТ регионального значения.";
3) в пункте 3 части 2 статьи 6 слова "органа исполнительной власти" заменить словами "исполнительного органа";
4) статью 13 признать утратившей силу;
5) статью 14 изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Изменение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения
1. Изменение режима особой охраны ООПТ регионального значения осуществляется по предложениям федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, на основании утвержденной Правительством Нижегородской области схемы развития и размещения ООПТ в Нижегородской области, результатов инвентаризации ООПТ.
2. Основаниями изменения режима особой охраны ООПТ регионального значения являются:
1) необходимость расширения границ ООПТ регионального значения с целью охраны природных комплексов и (или) их компонентов, отвечающих критериям, установленным пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";
2) объединение двух и более ООПТ регионального значения в одну;
3) разделение одной ООПТ регионального значения на две и более;
4) необходимость проведения работ, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения;
5) изменение категории и (или) профиля ООПТ регионального значения;
6) изменение значения ООПТ;
7) выявление в границах ООПТ природных комплексов или объектов, сохранение которых невозможно без изменения режима ее особой охраны;
8) изменение границ ООПТ регионального значения при включении территории или ее части в состав ООПТ федерального значения, другой ООПТ регионального значения, при пересечении границ ООПТ одной и той же категории;
9) частичное расположение ООПТ в границах иного субъекта Российской Федерации.
3. Решение об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения принимается Правительством Нижегородской области с учетом мнения координационного совета по сохранению биоразнообразия Нижегородской области по представлению уполномоченного органа, подготовленного на основании документов и материалов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, по согласованию:
1) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
2) с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
4. Предложения об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения направляются на рассмотрение в уполномоченный орган. Подготовка обосновывающих материалов осуществляется инициаторами предложений об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения.
5. Документы и материалы, обосновывающие необходимость изменения режима особой охраны ООПТ регионального значения, должны содержать:
1) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости изменения режима особой охраны ООПТ регионального значения;
2) финансово-экономическое обоснование изменения режима особой охраны ООПТ регионального значения;
3) материалы комплексного экологического обследования территории.
6. Комплексное экологическое обследование территории не проводится:
1) при изменении режима особой охраны ООПТ, связанного с соблюдением обязательных требований по содержанию, регламентному обслуживанию существующих линейных объектов, а также их реконструкции;
2) при изменении режима особой охраны ООПТ, связанного с частичным расположением ООПТ в границах иного субъекта Российской Федерации;
3) при включении ООПТ регионального значения полностью в состав ООПТ федерального значения или другого ООПТ регионального значения, при пересечении границ ООПТ регионального значения одной и той же категории.
7. Порядок принятия решения об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения и содержание материалов комплексного экологического обследования устанавливаются Правительством Нижегородской области.
8. Не является изменением режима особой охраны ООПТ и не выносится на заседание координационного совета по сохранению биоразнообразия:
1) исправление в положении (паспорте) об ООПТ регионального значения технических ошибок (опечаток, орфографических, пунктуационных, грамматических или арифметических ошибок);
2) уточнение площади ООПТ по результатам проведения кадастровых работ;
3) приведение режима особой охраны ООПТ в соответствие с требованиями действующего законодательства;
4) установление предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) в соответствии с установленными документами территориального планирования, градостроительными регламентами на территории населенных пунктов, находящихся в границах ООПТ.
9. При изменении режима особой охраны ООПТ изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.";
6) в части 3 статьи 17.1 слова "органом исполнительной власти" заменить словами "исполнительным органом";
7) в статье 17.2:
а) в пункте 2 части 1 слова "органом исполнительной власти" заменить словами "исполнительным органом";
б) часть 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории ООПТ, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождении туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".";
8) в части 3 статьи 21 слова "органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "исполнительными органами Нижегородской области".
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением подпункта "б" пункта 7 статьи 1 настоящего Закона.
2. Подпункт "б" пункта 7 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 июня 2024 года.
Губернатор Нижегородской области
Г.С.НИКИТИН
Нижний Новгород
14 июня 2024 года
N 53-З