Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу Республики Татарстан "Развитие юстиции в Республике Татарстан", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2022 N 618 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие юстиции в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2023 N 1217, от 23.03.2024 N 177, от 19.04.2024 N 264), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
Государственная программа Республики Татарстан "Развитие юстиции в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализацию конституционных прав и свобод граждан, которые непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, а также с формированием единой системы правовых актов и обеспечением доступности их для населения.
В условиях высокой неопределенности, обусловленной геополитическими факторами, формирование юридически грамотного населения является одной из главных задач развития правового государства.
Фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность в формировании правовой культуры общества, в повышении юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.
Важными аспектами деятельности по обеспечению единства правового пространства на территории Российской Федерации являются повышение качества нормативных правовых актов, обеспечение их соответствия приемам и правилам юридической техники. Это одна из форм проявления государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных органов за соответствием юридических норм нормам актов более высокой юридической силы, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.
В результате принятия незаконных правовых актов, правовой неурегулированности общественных отношений нарушаются конституционные права, свободы и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.
К субъективным причинам нарушений законности в нормативных правовых актах республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления можно также отнести поспешность в рассмотрении и принятии нормативных правовых актов, нарушение нормотворческой процедуры и юридической техники, некомпетентность и низкий уровень правовой культуры юридических служб.
Правотворческая деятельность республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сегодня динамично развивается, что неизбежно ведет к значительному увеличению объема нормативной правовой базы, вследствие чего возникает необходимость создания согласованной, непротиворечивой системы законодательства.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В целях обеспечения этого конституционно закрепленного положения проведена работа по созданию и обеспечению функционирования официального сайта правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан, который с 2014 года зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве средства массовой информации - интернет-ресурса "Официальный портал правовой информации Республики Татарстан" (pravo.tatarstan.ru) (далее - Портал).
Технические возможности Портала позволяют осуществлять официальное опубликование нормативных правовых актов не только органов государственной власти любого уровня, но и муниципальных нормативных правовых актов и судебных актов.
Обеспечению минимизации принятия нормативных правовых актов, нарушающих положения законодательства и правила юридической техники, служит институт государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов как обязательная процедура, предшествующая их опубликованию и применению.
Данный механизм действует в Республике Татарстан на протяжении почти 30 лет. С 2020 года осуществлен перевод государственной регистрации нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в электронную форму, в том числе осуществлен перевод бумажного архива регистрационных дел в электронный вид - отсканировано более 6 000 дел.
Подобный правовой механизм предусмотрен и в отношении муниципальных нормативных правовых актов: включение муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов. Создание регистра муниципальных нормативных правовых актов призвано обеспечить полный учет этих актов, соответствие их федеральному и региональному законодательству, а также свободный доступ граждан и организаций к муниципальному регистру.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" и Указом Президента Республики Татарстан от 27 февраля 2009 года N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" Министерство юстиции Республики Татарстан осуществляет ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан. К настоящему времени в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан включено более 267 000 актов.
В целях исключения необходимости направления муниципальных нормативных правовых актов в Министерство юстиции Республики Татарстан через систему электронного документооборота реализована интеграция Портала с регистром муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан.
Кроме того, в работу по включению муниципальных актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан внедрена роботизированная автоматизация процессов (RPA), с помощью которой муниципальные акты и дополнительные сведения к ним выгружаются с Портала и включаются в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан в автоматическом режиме.
Для оперативного выявления в актах органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления возможных несоответствий законодательству с 2018 года в Республике Татарстан используется автоматизированная информационная система "Кодекс". Система в автоматическом режиме выявляет акты, требующие коррективов из-за изменений в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Татарстан.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2355 "О Своде законов Республики Татарстан" в республике издается на бумажном носителе и в электронном виде официальное систематизированное полное собрание законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Электронный вид Свода законов размещен на официальном сайте Министерства юстиции Республики Татарстан (minjust.tatarstan.ru).
В целях упорядочения использования в наименованиях юридических лиц официальных наименований Республики Татарстан Министерством юстиции Республики Татарстан осуществляется выдача разрешений юридическим лицам на использование наименований "Республика Татарстан", "Татарстан", а также слов и сокращений, производных от этих наименований.
Законодательство Российской Федерации динамично развивается, и задача оперативно и качественно реагировать на все изменения федеральных и региональных законов, своевременно приводить в соответствие правовую базу лежит и на органах местного самоуправления. Значимость муниципального нормотворчества заключается в его близости к нуждам населения, связанным с решением вопросов местного значения, в реализации интересов граждан путем их закрепления в соответствующих нормах муниципальных правовых актов.
Министерство юстиции Республики Татарстан оказывает правовую поддержку деятельности органов местного самоуправления. В частности, осуществляется методическая помощь муниципальным образованиям по реализации ими федеральных и республиканских законов, в том числе по осуществлению полномочий, связанных с проведением публичных мероприятий, организуются выезды в муниципальные образования в целях изучения вопросов правового характера, оказания методической помощи при разработке и проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов. Также осуществляется контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, контроль за которыми персонально закреплен за Министерством юстиции Республики Татарстан, и контроль за исполнением иных государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень, в части обеспечения соответствия муниципальных правовых актов по вопросам переданных полномочий законодательству; систематически оказывается бесплатная юридическая помощь, выездные приемы, консультации в режиме видеоконференции.
Одним из приоритетов правовой политики государства является реализация закрепленного в статье 48 Конституции Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в установленных законом случаях бесплатно. Данное право является важнейшим социальным благом, которое обеспечивает реализацию других конституционных гарантий.
В 2021 году Министерством юстиции Российской Федерации началась работа по созданию Единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи. Республика Татарстан определена участником эксперимента по пилотированию регионального сегмента указанной системы.
Внедрение указанной системы позволит создать безопасное информационное правовое пространство, обеспечить граждан систематизированной и актуальной правовой информацией.
Важной составляющей в судебной системе выступает мировая юстиция. Институт мировой юстиции решает две задачи: приблизить суды к местному населению и тем самым обеспечить доступ граждан к правосудию, а также способствовать снижению нагрузки на районные (городские) суды.
В Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" определены основные направления деятельности мировой юстиции. В республике институт мировых судей реализуется в соответствии с Законом Республики Татарстан от 17 ноября 1999 года N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан".
Надлежащее отправление правосудия невозможно без всестороннего обеспечения деятельности мировых судей. В Республике Татарстан республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организационно-методическому, кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, является Министерство юстиции Республики Татарстан. Деятельность по организации и отправлению правосудия мировыми судьями обеспечивается работниками их аппаратов. С момента создания мировой юстиции в республике и по настоящее время в аппаратах мировых судей служат более 700 работников.
Необходимо создавать достойные и современные условия для отправления правосудия: обеспечение рабочих мест оргтехникой и офисной мебелью, сейфами и металлическими шкафами для хранения судебных дел, оснащение залов судебных заседаний специальной мебелью, модульными пулестойкими изолирующими кабинами, системами видеонаблюдения и пожарной безопасности.
Актуальным является вопрос проведения капитального и текущего ремонта в зданиях (помещениях), занимаемых судебными участками. Проведение ремонтных работ обеспечивает создание достойных условий для отправления правосудия.
Для повышения эффективности деятельности сотрудников аппаратов мировых судей и совершенствования процесса судебного делопроизводства на судебных участках внедряются новые информационные технологии. Их внедрение - один из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности, открытости и качества правосудия.
Приоритеты государственной программы Республики Татарстан соответствуют Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030), и разработаны с учетом положений федеральных законов от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов", от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", законов Республики Татарстан от 17 ноября 1999 года N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан", от 31 мая 2000 года N 177 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан", от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан", от 2 ноября 2012 года N 73-ЗРТ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан", указов Президента Республики Татарстан от 19 июля 2004 года N УП-490 "Об образовании Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам", от 29 сентября 2008 года N УП-460 "Об утверждении Положения о содержании и порядке ведения Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов в Республике Татарстан", от 27 февраля 2009 года N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан".
Приоритетными целями государственной программы Республики Татарстан являются повышение уровня правовой обеспеченности населения Республики Татарстан и создание оптимальных условий для независимого осуществления правосудия.
Масштабность указанных целей требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи в государственной программе Республики Татарстан предусмотрена реализация следующих целей:
цель 1: повышение эффективности государственного управления в сфере юстиции в пределах полномочий Республики Татарстан, которая характеризуется достижением следующих показателей:
ежегодное 100-процентное выполнение плана законопроектной деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан на соответствующий год в части соблюдения сроков, установленных для внесения проектов законов Республики Татарстан в Кабинет Министров Республики Татарстан;