В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа" Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п "Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25.12.2023 N 366-п) изменения согласно Приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2024.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
Ю.В.БЕЗДУДНЫЙ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 N 415-П
1. В преамбуле слова "от 23.07.2013 N 267-п" заменить словами "от 01.08.2023 N 225-п".
2. Государственную программу Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ
И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН,
ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
Раздел I
Общие положения
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.05.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
2. Срок реализации Программы: I этап - с 2014 года по 2023 год, II этап - с 2014 года по 2035 год.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
4. Соисполнители Программы - Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа.
Раздел II
Стратегические приоритеты в сфере реализации Программы
Глава 1. Оценка текущего состояния жилищной сферы Ненецкого автономного округа
5. По состоянию на 01.01.2023 жилищный фонд Ненецкого автономного округа (далее также по тексту - жилищный фонд) составил 1 160,8 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе городской жилищный фонд - 839,4 тыс. кв. м, сельский жилищный фонд - 321,4 тыс. кв. м.
Общий совокупный ввод жилья на территории Ненецкого автономного округа в период с 2011 по 2022 годы составил 324,6 тыс. кв. м. Максимальный объем ввода зафиксирован в 2022 году и составил 35,7 тыс. кв. м. Введено 456 квартир. По итогам 2023 года объем ввода жилья (по прогнозной оценке) составил порядка 20,8 тыс. кв. м, из которых многоквартирные дома - 1,7 тыс. кв. м, индивидуальное жилищное строительство - 19,1 тыс. кв. м.
6. При численности населения 41,4 тыс. человек средняя обеспеченность населения площадью жилья на конец 2022 года составила более 28 кв. м на человека, что приблизительно соответствует обеспеченности населения Российской Федерации (28,22 кв. м на человека) и незначительно меньше, чем обеспеченность населения Северо-Западного федерального округа (30,29 кв. м на человека). Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности граждан, доля которого за последние 20 лет увеличилась почти в 2,5 раза и составила в 2023 году 90,5% в общем объеме жилищного фонда Ненецкого автономного округа. Прирост жилищной обеспеченности за последнее десятилетие составил 6,2 кв. м на душу населения.
Положительное влияние на развитие данного направления оказал комплекс мер социальной поддержки, начатый в рамках предыдущих проектов. Посредством ипотечного жилищного кредитования с участием государственной поддержки за последние 10 лет 469 семей приобрели жилье. В рамках окружных программ 190 семей завершили строительство индивидуальных жилых домов жилья, общей площадью 13,3 тыс. кв. м.
Вместе с тем значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения качественными характеристиками. Из общей площади жилищного фонда Ненецкого автономного округа только 59,39% оборудовано всеми видами благоустройства. Несмотря на то, что за последние 10 лет степень благоустройства жилья существенно возросла (2013 год - 34,7%) округ значительно отстает, как от показателей по Северо-Западному федеральному округу (75,56%), так и от среднероссийских показателей (71,66%). В большей степени это отставание наблюдается в сельской местности (3,9%).
7. Одной из наиболее острых остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ненецкого автономного округа, а также обеспечение жильем нуждающихся граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления.
8. За период с 2011 по 2022 годы жилищный вопрос решен в отношении 1 873 семей. Вместе с тем по состоянию на конец 2022 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 5 377 семей, что более чем в 1,5 раза превышает количество нуждающихся в улучшении жилищных условий семей на конец 2011 года, в том числе 318 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, категории которых установлены окружным законодательством, а именно:
9. Приоритетными категориями граждан являются молодые семьи и дети-сироты. За 10 лет детям-сиротам предоставлено 315 благоустроенных жилых помещений государственной собственности, 460 молодых семей улучшили жилищные условия путем строительства и приобретения жилых помещений, в том числе с участием субсидий из федерального бюджета - 43 молодые семьи.
10. Прогнозная численность детей-сирот в возрасте от 14 до 18 лет, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет и старше 23 лет, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникнет в течение отчетного года, приведена в таблице.
Таблица
Годы реализации, человек | ||||||
2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
25 | 12 | 23 | 29 | 22 | 18 | 18 |
11. Дальнейшая поддержка детей-сирот и молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Ненецком автономном округе.
Кроме того, в очереди на получение служебного жилья в рамках закона Ненецкого автономного округа от 04.07.2007 N 90-ОЗ "О специализированном государственном жилищном фонде Ненецкого автономного округа" на 01.01.2023 состояло 413 человек.
12. Обеспечение проживающих в муниципальных образованиях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления. Начиная с 01.01.2015, в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа" полномочия муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" Заполярного района Ненецкого автономного округа", организация строительства муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства осуществляют органы государственной власти Ненецкого автономного округа.
Еще одним приоритетным направлением является ликвидация аварийного жилищного фонда, наибольшую долю которого составляют многоквартирные двухэтажные дома. По состоянию на 01.01.2023 требует расселения более 67 тыс. кв. м аварийного жилья, что составляет 5,79% от общего объема жилищного фонда Ненецкого автономного округа.
13. Начиная с 2019 года переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" с участием финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий". За период действия проекта из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа переселено 2 638 человек, расселено 45,43 тыс. кв. м. Не расселенный остаток по состоянию на начало 2024 года составляет 0,22 тыс. кв. м.
Ликвидация аварийного жилищного фонда позволит исключить угрозу жизни и здоровью граждан, снять социальную напряженность, вызванную неудовлетворительными социально-бытовыми условиями, улучшить облик населенных пунктов и способствовать развитию инфраструктуры.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (до 24,0 тыс. кв. м в год). В среднем объемы расселения аварийного жилья в год составляют порядка 50% от объемов жилья, признанного аварийным.
По состоянию на 01.01.2024 регионом приняты обязательства по расселению до 2030 года 142,1 тыс. кв. м аварийного и "ветхого" жилья (2 811 жилых помещений). Задел строительства обеспечивает исполнение обязательств лишь на 11,3%. Реализация прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда возможна при условии постоянно действующей системы обновления жилищного фонда популяризации и развитии иных действующих механизмов.
14. Реализация принятых обязательств предусмотрена в два этапа. Условия расселения жилых домов, включенных в реестры жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (далее - реестр жилищного фонда) приведены в Приложении 1 к Программе.
В целях развития жилищного строительства на территории Ненецкого автономного округа прорабатывается вопрос вовлечения в оборот земельных участков, в том числе высвободившихся после расселения и сноса аварийного жилищного фонда. Перспективный ввод жилья составит более 62 тыс. кв. м (1 228 квартир). Градостроительная документация (генеральные планы, правила землепользования и застройки), необходимая для строительства объектов жилищного назначения, требует систематического обновления.
15. Увеличение объемов жилищного строительства возможно только путем обеспечения опережающего развития коммунальной и инженерной инфраструктуры. Перекладывание решения вопросов обеспечения застраиваемых территорий внутриквартальными инженерными сетями и автомобильными проездами на застройщиков повлечет за собой существенное увеличение себестоимости жилья и, следовательно, снижение его доступности для жителей города. Недостаток средств в бюджетах муниципальных образований также не позволяет органам местного самоуправления решить данные вопросы самостоятельно, без привлечения средств окружного бюджета.
В целях снижения административных барьеров, сдерживающих развитие жилищного строительства (выраженных в длительных сроках оформления земельных участков, получении разрешения на строительство, непрозрачности проведения указанных процедур) установлены регламенты, определяющие порядок и сроки прохождения разрешительных процедур, которые позволяют оптимизировать процедуры формирования и предоставления земельных участков под строительство, ускорить получение разрешения на строительство. Организация работы с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна", а также перевод в электронный вид оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства позволяет обеспечить получение исчерпывающей информации об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов.
Отсутствие сырьевой базы, достаточной по нормам рентабельности рынка сбыта, а также отсутствие наземной транспортной сети автомобильных и железных дорог являются факторами, препятствующими разработке и реализации долгосрочных региональных программ развития производства строительных материалов.
16. Создание и развитие на территории Ненецкого автономного округа сектора арендного жилья возможно посредством строительства наемных (арендных) домов. Механизм реализации данного направления будет определен при выявлении соответствующего спроса.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы