ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2024 года N 233-пп


О внесении изменения в региональную адресную программу Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах"



В целях обеспечения финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Внести в региональную адресную программу Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах", утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2019 года N 270-пп, изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Приложение
к постановлению Правительства
Иркутской области
от 29 марта 2024 г. N 233-пп



"Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 1 апреля 2019 г. N 270-пп



РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПРИЗНАННОГО ТАКОВЫМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА, В 2019 - 2025 ГОДАХ"


Иркутск, 2019




ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ПРИЗНАННОГО ТАКОВЫМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА, В 2019 - 2025 ГОДАХ"

Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Региональная адресная программа Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах" (далее - Программа)

Ответственные за реализацию Программы

Министерство строительства Иркутской области (далее - Министерство);

муниципальные образования Иркутской области

Главный распорядитель бюджетных средств Программы

Министерство

Цель Программы

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области

Задача Программы

Создание постоянно действующих механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации

Участники Программы

Муниципальные образования Иркутской области, на территории которых расположены дома, подлежащие сносу или реконструкции, включенные в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, представленный в приложении 1 к Программе

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы: 2019 - 2024 годы.

Программа реализуется в 6 этапов:

первый этап 2019 - 2020 годы;

второй этап 2020 - 2021 годы;

третий этап 2021 - 2022 годы;

четвертый этап 2022 - 2023 годы;

пятый этап 2023 - 2024 годы;

шестой этап 2023 - 2024 <2> годы.

Расселение аварийного жилищного фонда общей площадью 340 605,68 кв. м, в том числе:

по этапу 2019 - 2020 годов - 32 695,70 кв. м;

по этапу 2020 - 2021 годов - 38 945,45 кв. м;

по этапу 2021 - 2022 годов - 79 411,60 кв. м;

по этапу 2022 - 2023 годов - 84 717,56 кв. м;

по этапу 2023 - 2024 годов <*> - 19 451,01 кв. м;

по этапу 2023 - 2024 годов <2> <*> - 85 384,36 кв. м.

--------------------------------

<*> Показатели указаны по прогнозным данным.

<2> - дополнительная заявка шестого этапа

Объемы и источники финансирования Программы (с расшифровкой по годам)

Общий объем финансирования Программы составляет 18 189 695 457,39 руб., в том числе:

этап 2019 - 2020 годов - 910 256 349,05 руб.;

этап 2020 - 2021 годов - 2 265 829 295,02 руб.;

этап 2021 - 2022 годов - 3 473 188 037,84 руб.;

этап 2022 - 2023 годов - 6 502 028 561,54 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <*> - 1 572 717 216,54 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <2> <*> - 3 365 675 997,40 руб.

Объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы, составляет 1 140 846 959,56 руб., в том числе:

этап 2019 - 2020 годов - 138 147 572,58 руб.;

этап 2020 - 2021 годов - 703 160 602,88 руб.;

этап 2021 - 2022 годов - 126 159 757,28 руб.;

этап 2022 - 2023 годов - 238 302 116,69 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <*> - 39 384 700,00 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <2> <*> - 143 373 300,00 руб.

Общий объем средств местных бюджетов, необходимый для реализации Программы, составляет 2 413 943 888,07 руб., в том числе:

этап 2019 - 2020 годов - 119 464 500,32 руб.;

этап 2020 - 2021 годов - 274 142 084,28 руб.;

этап 2021 - 2022 годов - 563 466 201,21 руб.;

этап 2022 - 2023 годов - 580 988 828,07 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <*> - 4 024 655,40 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <2> <*> - 871 857 618,79 руб.

В установленном законодательством порядке предполагается предоставление финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территории" (далее - Фонд) в сумме 14 387 223 519,92 руб., в том числе:

этап 2019 - 2020 годов - 652 644 276,15 руб.;

этап 2020 - 2021 годов - 1 288 526 607,86 руб.;

этап 2021 - 2022 годов - 2 783 562 079,38 руб.;

этап 2022 - 2023 годов - 5 682 737 616,78 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <*> - 1 529 307 861,14 руб.;

этап 2023 - 2024 годов <2> <*> - 2 450 445 078,61 руб.

--------------------------------

<*> Объемы финансирования указаны по прогнозным данным.

<2> - дополнительная заявка шестого этапа

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Планируется:

переселение 19 624 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде, в том числе:

по этапу 2019 - 2020 годов - 1 993 человека;

по этапу 2020 - 2021 годов - 2 241 человек;

по этапу 2021 - 2022 годов - 4 549 человек;

по этапу 2022 - 2023 годов - 4 708 человек;

по этапу 2023 - 2024 годов <*> - 1 100 человек;

по этапу 2023 - 2024 <2> годов <*> - 5 033 человека;

расселение аварийного жилищного фонда общей площадью 340 605,68 кв. м, в том числе:

по этапу 2019 - 2020 годов - 32 695,70 кв. м;

по этапу 2020 - 2021 годов - 38 945,45 кв. м;

по этапу 2021 - 2022 годов - 79 411,60 кв. м;

по этапу 2022 - 2023 годов - 84 717,56 кв. м;

по этапу 2023 - 2024 годов <*> - 19 451,01 кв. м;

по этапу 2023 - 2024 годов <2> <*> - 85 384,36 кв. м <*>

--------------------------------

<*> Показатели указаны по прогнозным данным.

<2> - дополнительная заявка шестого этапа



Раздел 1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Иркутской области. В настоящее время дефицит жилых помещений в Иркутской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.


Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Такой жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в нем понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в аварийном жилищном фонде практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.


Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо расселить на территории Иркутской области в соответствии с Перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, представленный в приложении 1 к Программе, составляет 387 778,56 тыс. кв. м, в том числе:


340 605,68 кв. м по Программе;


47 172,88 кв. м по иным программам Иркутской области, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда.


Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в пригодном для проживания состоянии существующего жилищного фонда.


Наличие аварийного жилищного фонда повышает социальную напряженность в обществе, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.


Однако решение жилищной проблемы граждан не заканчивается только переселением из аварийного жилого дома в другое жилое помещение. Важно заменить существующий аварийный жилищный фонд новым, соответствующим стандартам качества жилищного фонда.


На государственном уровне продолжается реализация мер по стимулированию развития рынка жилищного строительства. К указанным мерам относится реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда.


Аварийный жилищный фонд расселяется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации).


В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) Программа утверждается на период до 1 сентября 2025 года.


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ и с учетом методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр (далее - Методические рекомендации).


Разработка приложений к Программе осуществляется в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Система).



Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛНОТЫ И ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ОБ АВАРИЙНОМ ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными", постановлением Правительства Иркутской области от 30 мая 2016 года N 325-пп "О реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области" Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на ведение реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области (далее - Реестр аварийных домов).


Муниципальные образования Иркутской области обеспечивают достоверность сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения проверки многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее - аварийные дома), включенных в Реестр аварийных домов.


Министерство обеспечивает проверку достоверности сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома или жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", и включенного в Реестр аварийных домов.



Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРУЕМЫМ, СТРОЯЩИМСЯ И ПРИОБРЕТАЕМЫМ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ


Муниципальные заказчики при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, используют Рекомендуемый перечень характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, являющийся приложением N 2 к Методическим рекомендациям.


В случае заключения муниципальным образованием Иркутской области муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения на "вторичном" рынке уровень износа такого жилого помещения не должен превышать 40%. Уровень определяется по результатам обследования приобретаемого жилого помещения и на основании заключения, выданного органами по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства в срок не позднее 6 месяцев до даты приобретения жилого помещения. В случае заключения муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения, бывшего в эксплуатации менее 5 лет, определение уровня износа приобретаемого жилого помещения не требуется.



Раздел 4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ УЧАСТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПРОГРАММЕ


Очередность расселения домов на территории каждого муниципального образования Иркутской области определяется по дате признания домов аварийными.


В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования Иркутской области и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа Программы.



Раздел 5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Цель Программы - обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области.


Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по созданию постоянно действующих механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.


Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:


1. Количество кв. м расселенного аварийного жилищного фонда - 340 605,68.


2. Количество человек, переселенных из аварийного жилищного фонда, - 19 624.


Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, изложены в приложении 4 к Программе.


Срок реализации Программы: 2019 - 2024 годы, с учетом ускорения реализации Программы в соответствии с положениями Федерального закона N 185-ФЗ, Программа реализуется в шесть этапов:


первый этап - 2019 - 2020 годы;


второй этап - 2020 - 2021 годы;


третий этап - 2021 - 2022 годы;


четвертый этап - 2022 - 2023 годы;


пятый этап - 2023 - 2024 годы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»