Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 08.10.2013 N 700-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 08.04.2014 N 230-па, от 29.08.2014 N 552-па, от 09.12.2014 N 809-па, от 03.04.2015 N 196-па, от 03.06.2015 N 332-па, от 28.08.2015 N 566-па, от 06.11.2015 N 766-па, от 31.12.2015 N 987-па, от 11.04.2016 N 205-па, от 08.07.2016 N 495-па, от 30.09.2016 N 745-па, от 16.12.2016 N 968-па, от 30.12.2016 N 1038-па, от 10.02.2017 N 93-па, от 19.07.2017 N 589-па, от 21.11.2017 N 925-па, от 12.12.2017 N 1016-па, от 22.12.2017 N 1067-па, от 14.02.2018 N 109-па, от 28.02.2018 N 158-па, от 19.03.2018 N 222-па, от 26.04.2018 N 355-па, от 10.10.2018 N 806-па, от 29.11.2018 N 941-па, от 28.12.2018 N 1082-па, от 29.12.2018 N 1117-па, от 14.03.2019 N 200-па, от 03.06.2019 N 496-па, от 21.08.2019 N 783-па, от 07.10.2019 N 953-па, от 10.12.2019 N 1237-па, от 25.12.2019 N 1350-па, от 24.03.2020 N 283-па, от 28.08.2020 N 884-па, от 10.12.2020 N 1274-па, от 25.12.2020 N 1383-па, от 30.12.2020 N 1444-па, от 17.03.2021 N 224-па, от 26.03.2021 N 285-па, от 30.04.2021 N 463-па, от 25.08.2021 N 895-па, от 15.11.2021 N 1192-па, от 28.12.2021 N 1486-па, от 31.03.2022 N 347-па, от 18.10.2022 N 1161-па, от 15.11.2022 N 1301-па, от 30.12.2022 N 1670-па, постановлений Правительства Курской области от 31.03.2023 N 395-пп, от 25.08.2023 N 927-пп, от 29.12.2023 N 1474-пп).
2. Министерству культуры Курской области разместить государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 8 октября 2013 г. N 700-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 5 марта 2024 г. N 175-пп)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
I. Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса. Культурная политика региона должна вести к развитию этой среды, приветствуя все новое и талантливое, но при этом основываться на тех ценностях и достижениях, которые были уже заложены основами государственной культурной политики ранее.
В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990-е годы.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышению доступности культурных благ для граждан.
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить жителям региона, гражданам страны. Необходимо продолжать реализацию проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры нашей отрасли, поддержку творческих инициатив, внедрение цифровых технологий в культурное пространство, позволяющих широко информировать и вовлекать население региона в возможность реализации культурного и творческого потенциала, системно повышать качество услуг, оказываемых населению в сфере культуры.
Курская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными в том числе и за пределами региона.
Отрасль культуры Курской области включает в себя сферы библиотечного, музейного, клубного дела, театральное и музыкальное искусство, изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры и искусства.
Уже сегодня во многих видах деятельности наши учреждения являются уникальными в стране: так, у нас самая крупная действующая муниципальная киносеть, одни из лидирующих позиций в Центральном Федеральном округе по обеспеченности домами культуры, Курская областная государственная филармония - одна из трех в стране с двумя полноценными площадками и залами, развитие театральной деятельности - на 2-м месте в Российской Федерации после г. Санкт-Петербурга. Чрезвычайно важно сохранить данную сеть количественно, при этом улучшив ее качественно.
По состоянию на 01.01.2023 в регионе сеть учреждений культуры представлена 1612 единицами, из них 1 федеральное учреждение культуры, 82 областных, 1504 муниципальных, 5 частных:
театры - 3 (0 федеральных, 3 областных, 0 муниципальных, 0 частных);
музеи - 37 (0 федеральных, 36 областных, 1 муниципальный, 0 частных);
культурно-досуговые учреждения - 655 (0 федеральных, 6 областных, 649 муниципальных, 0 частных);
библиотеки - 640 (0 федеральных, 1 областных, 637 муниципальных, 0 частных);
концертные организации - 1 (0 федеральных, 1 областных, 0 муниципальных, 0 частных);
учреждения по кино- и видеообслуживанию - 21 кинозал (0 федеральных, 1 областной, 218 муниципальных, 5 частных);
образовательные организации - 52 (0 федеральных, 33 областных, 19 муниципальных, 0 частных);
парки культуры и отдыха - 3 (0 федеральных, 0 областных, 3 муниципальных, 0 частных);
цирки - 1 (1 федеральный).
Курская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. На 01.01.2023 доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения и выявленных объектов культурного наследия составила 73,2%.
На территории Курской области находится 4339 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия.
Объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
объекты культурного наследия федерального значения - 214, из них памятники археологии - 166;
объекты культурного наследия регионального значения - 1130;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - 52.
Выявленные объекты культурного наследия - 2943, из них памятники археологии - 1247.
Вместе с тем, большинство существующих проблем отрасли культуры связаны с несовершенством инфраструктуры сферы. Наблюдается постепенное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.
Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.
Необходимо выделить и тенденции, сдерживающие решение следующих задач:
сокращение сети библиотек и культурно-досуговых учреждений;
увеличение доли учреждений, работающих по сокращенному графику (более 60%);
слабая материально-техническая база части учреждений культуры (наличие неотапливаемых учреждений; учреждений, нуждающихся в ремонте или в осуществлении отдельного вида ремонтных работ, в том числе направленных на обеспечение доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья);
низкий уровень технической оснащенности, потребность в копировально-множительной технике, веб-камерах, цифровых фотоаппаратах/видеокамерах и ином оборудовании, необходимом для организации работы с удаленными пользователями; слабый темп обновляемости компьютерного парка;
отсутствие транспорта для организации эффективной системы внестационарного обслуживания жителей населенных пунктов, в том числе с малой численностью населения и в условиях удаленности стационарных учреждений;
отсутствие выставочных площадей в музеях, проблемы с площадью, устаревшие здания;
необходимость активизации проектно-грантовой деятельности и развития некоммерческого сектора в социальной сфере муниципальных образований, особенно в культуре.