АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2018 года N 222-па


О внесении изменений в государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области"



Администрация Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 08.10.2013 N 700-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 08.04.2014 N 230-па, от 29.08.2014 N 552-па, от 09.12.2014 N 809-па, от 03.04.2015 N 196-па, от 03.06.2015 N 332-па, от 28.08.2015 N 566-па, от 06.11.2015 N 766-па, от 31.12.2015 N 987-па, от 11.04.2016 N 205-па, от 08.07.2016 N 495-па, от 30.09.2016 N 745-па, от 16.12.2016 N 968-па, от 30.12.2016 N 1038-па, от 10.02.2017 N 93-па, от 19.07.2017 N 589-па, от 21.11.2017 N 925-па, от 12.12.2017 N 1016-па, от 22.12.2017 N 1067-па, от 14.02.2018 N 109-па, от 28.02.2018 N 158-па).


2. Комитету по культуре Курской области (В.В. Рудской) разместить государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.


3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением приложения N 7 к государственной программе в редакции настоящего постановления.


4. Приложение N 7 к государственной программе в редакции настоящего постановления вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.



Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ



Утверждены
постановлением
Администрации Курской области
от 19 марта 2018 г. N 222-па



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"


Государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области" изложить в следующей редакции:


"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"



ПАСПОРТ

государственной программы Курской области

"Развитие культуры в Курской области" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

комитет по культуре Курской области

Соисполнители программы

-

Администрация Курской области

Участники Программы

-

комитет строительства Курской области;

управление по охране объектов культурного наследия Курской области;

комитет образования и науки Курской области;

комитет по делам молодежи и туризму Курской области;

комитет информации и печати Курской области

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма 1 "Наследие";

подпрограмма 2 "Искусство";

подпрограмма 3 "Обеспечение условий реализации государственной программы";

подпрограмма 4 "Реализация мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России в Курской области"

Программно-целевые инструменты Программы

-

отсутствуют

Цели Программы

-

реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государственного единства российского общества;

гармонизация межконфессиональных и межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)

Задачи Программы

-

сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям;

обеспечение доступа граждан к участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения;

создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры;

укрепление гражданского единства, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия на территории Курской области

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения и выявленных объектов культурного наследия;

количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года;

отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в Курской области;

доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений;

уровень общероссийской гражданской идентичности

Этапы и сроки реализации Программы

-

2014 - 2020 годы, в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 5038713,354 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 668587,987 тыс. рублей;

2015 год - 465084,527 тыс. рублей;

2016 год - 567283,067 тыс. рублей;

2017 год - 956371,590 тыс. рублей;

2018 год - 835729,447 тыс. рублей;

2019 год - 689817,518 тыс. рублей;

2020 год - 855839,218 тыс. рублей.

Объем ассигнований, источником которых является областной бюджет, составляет 4768757,476 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 569158,610 тыс. рублей;

2015 год - 442471,892 тыс. рублей;

2016 год - 558198,301 тыс. рублей;

2017 год - 914466,090 тыс. рублей;

2018 год - 792193,147 тыс. рублей;

2019 год - 646134,718 тыс. рублей;

2020 год - 846134,718 тыс. рублей.

Объем ассигнований, источником финансового обеспечения которых является федеральный бюджет, составляет 269955,878 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 99429,377 тыс. рублей;

2015 год - 22612,635 тыс. рублей;

2016 год - 9084,766 тыс. рублей;

2017 год - 41905,500 тыс. рублей;

2018 год - 43536,300 тыс. рублей;

2019 год - 43682,800 тыс. рублей;

2020 год - 9704,500 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение доли объектов культурного наследия (недвижимые памятники), не требующих проведения противоаварийных работ и капитального ремонта, от общего количества объектов культурного наследия; укрепление единого культурного пространства региона;

перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее современную и привлекательную сферу общественной деятельности. Широкое внедрение информационных технологий в сферу культуры;

повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств. Создание во взаимодействии с институтами гражданского общества, творческими союзами механизмов противодействия бездуховности населения, повышения культурного уровня;

выравнивание уровня доступности культурных благ независимо от размера доходов, социального статуса и места проживания;

преодоление диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения области учреждениями культуры в городах и сельской местности;

формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;

создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность;

создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества;

стимулирование потребления культурных благ;

обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;

увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;

укрепление межрегионального имиджа Курской области как привлекательного и гармоничного региона с высоким уровнем культуры;

повышение уровня гражданской идентичности


1. Общая характеристика сферы реализации государственной

программы, основные проблемы и прогноз ее развития



Курская область располагает значительным культурным наследием и имеет достаточный потенциал для ее дальнейшего развития.


Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного дела, поддержке и развитию профессионального искусства (в том числе театрального, хореографического, изобразительного, музыкального), кинообслуживания населения, поддержке творческих союзов, сохранению нематериального культурного наследия и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.


По состоянию на 01.01.2012 отрасль культуры включает 1045 учреждений. Численность работающих в указанной сфере составляет 8762 человека, в т.ч. в областных учреждениях - 1645 человек, в муниципальных - 7117 человек. 165 работников культуры имеют почетные звания Российской Федерации, 105 удостоены наград Курской области.


Структура

отрасли культуры Курской области по состоянию на 01.01.2013

Типы учреждений культуры

Количество учреждений, единиц

в том числе:

областные

муниципальные

Театры

2

2

-

Филармония

1

1

-

Центр театрального творчества "Ровесник"

1

1

-

Библиотеки (юридические лица)

430

3

427

Учреждения культурно-досугового типа

515

1

514

Парки культуры и отдыха

2

-

2

Музеи

7

5

2

"Курскоблкиновидеофонд"

1

1

-

Учебно-методический центр комитета по культуре Курской области

1

1

-

Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области

1

1

-

ИТОГО:

961

16

945


На государственной охране находятся 4580 памятников истории и культуры: памятники архитектуры (2460), памятники археологии (1330), истории (785) и монументального искусства (5). В их числе более 128 объектов имеют федеральное значение.


В последнее десятилетие в Курской области удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.


Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.


В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные и с внедрением новой техники коммуникаций и с возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. Многоканальное цифровое телевидение, Интернет, мобильная телефония, разного рода устройства в корне трансформировали культурную жизнь в первую очередь молодого поколения в городе и деревне.


Процессы глобализации культуры сочетаются со все большим разнообразием культурных практик. Становится очевидным, что культура включает не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции и ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в государственной политике и их интересов.


Недостаток и диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры вызывают снижение доступности, качества, разнообразия культурных форм досуга, в том числе для жителей сельской местности и небольших городских поселений.


В рамках решения задачи сохранения и развития творческого потенциала Курской области приоритетными направлениями является развитие профессионального театрального и музыкального искусства народного художественного творчества.


В целях создания условий для улучшения доступа широкого круга населения к культурным ценностям, в регионе осуществляется продуманная ценовая политика в отношении театрально-зрелищных и других учреждений. Цены на билеты остаются одними из самых низких по ЦФО.


В области реализуются условия для творческого роста профессиональных и самодеятельных артистов. Создаются новые творческие коллективы в различных жанрах, идет пополнение перспективными кадрами.


Системно решается задача по приобщению к духовным и культурным ценностям как можно большего числа сельского населения. С этой целью реализуется проект "Открытый экран" и организуются выездные концерты ведущих творческих коллективов региона (оркестры филармонии, ансамбли).


Одним из приоритетных направлений является поддержка творческих союзов, которая выражается в финансировании целого ряда мероприятий (выставок, конкурсов, семинаров, знаменательных дат и т.д.). Из областного бюджета производятся ежемесячные выплаты пособий курским писателям. С 2006 года стали системно издаваться их книги.


В целях сохранения и развития русских духовных и художественных традиций, пропаганды наследия наших великих земляков - деятелей культуры и искусства, поощрения творческих достижений в различных областях искусства учреждены и вручаются премии Губернатора Курской области, проводятся фестивали и конкурсы, собирающие музыкантов-исполнителей из многих регионов России, выдающихся деятелей культуры и искусства нашей страны.


Однако, несмотря на положительные моменты в сфере культуры, существует ряд проблем, требующих решения в дальнейшем.


Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Курской области. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.


Значителен процент памятников истории и культуры с высокой степенью риска разрушения, повреждения и уничтожения, дефицит ресурсов и квалифицированных кадров, требуемых для проведения необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек.


Главной проблемой здесь является недостаток средств на проведение не только текущих, но и противоаварийных ремонтных и консервационных работ. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается. Это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников истории и культуры, с повышенным вниманием к историческим и культурным корням, а с другой, - в результате постоянного отставания развития реставрационной деятельности образовался значительный отрыв ежегодных ее объемов от потребностей (этот разрыв еще очень сложно будет преодолеть).


Часто недостаточный ассортимент и качество предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устареванием применяемых технологий и форм работы, ухудшением материально-технического оснащения.


В силу объективных причин сохраняется разрыв между областными и муниципальными органами культуры, недостаточным остается пополнение библиотек области новой литературой. Слабыми темпами осуществляется модернизация сельских библиотек.


С целью повышения доли присутствия российской кинопродукции в прокате необходима выработка механизмов, сочетающих административное воздействие на киновидеозрелищные организации с мерами экономического стимулирования этих организаций к увеличению количества сеансов показа российских фильмов.


С учетом действующего законодательства о межбюджетных отношениях для реализации социальной функции государства в области культуры необходимо введение критерия обеспеченности кинопоказом жителей Курской области, который будет стимулирующей мерой для муниципальных властей к реконструкции кинотеатров как за счет муниципальных бюджетов, так и на основе государственно-частного партнерства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»