Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 08.10.2013 N 700-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 08.04.2014 N 230-па, от 29.08.2014 N 552-па, от 09.12.2014 N 809-па, от 03.04.2015 N 196-па, от 03.06.2015 N 332-па, от 28.08.2015 N 566-па, от 06.11.2015 N 766-па, от 31.12.2015 N 987-па, от 11.04.2016 N 205-па, от 08.07.2016 N 495-па, от 30.09.2016 N 475-па, от 16.12.2016 N 968-па, от 30.12.2016 N 1038-па, от 10.02.2017 N 93-па, от 19.07.2017 N 589-па, от 21.11.2017 N 925-па, от 12.12.2017 N 1016-па, 22.12.2017 N 1067-па, от 14.02.2018 N 109-па, от 28.02.2018 N 158-па, от 19.03.2018 N 222-па, от 26.04.2018 N 355-па).
2. Комитету по культуре Курской области (В.В. Рудской) разместить государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в двухнедельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением приложения N 7 к указанной государственной программе Курской области в редакции настоящего постановления.
4. Приложение N 7 к указанной государственной программе Курской области в редакции настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2019 года.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Развитие культуры в Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 8 октября 2013 г. N 700-па
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ
государственной программы Курской области "Развитие культуры
в Курской области" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет по культуре Курской области |
Соисполнитель Программы | - | Администрация Курской области |
Участники Программы | - | Администрация Курской области; комитет образования и науки Курской области; комитет строительства Курской области; комитет информации и печати Курской области; комитет по делам молодежи и туризму Курской области |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Наследие"; подпрограмма 2 "Искусство"; подпрограмма 3 "Обеспечение условий реализации государственной программы"; подпрограмма 4 "Реализация мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России в Курской области" |
Программно-целевые инструменты Программы | - | отсутствуют |
Цели Программы | - | реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государственного единства российского общества; гармонизация межконфессиональных и межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) |
Задачи Программы | - | сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям; обеспечение доступа граждан к участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры; укрепление гражданского единства, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия на территории Курской области |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения и выявленных объектов культурного наследия; количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в Курской области; доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений; уровень общероссийской гражданской идентичности |
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2014 - 2021 годы, в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 5936817,488 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 668587,987 тыс. рублей; 2015 год - 465084,527 тыс. рублей; 2016 год - 567283,067 тыс. рублей; 2017 год - 956371,590 тыс. рублей; 2018 год - 843032,461 тыс. рублей; 2019 год - 690168,078 тыс. рублей; 2020 год - 856189,778 тыс. рублей; 2021 год - 890100,000 тыс. рублей. Объем ассигнований, источником которых является областной бюджет, составляет 5651748,930 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 569158,610 тыс. рублей; 2015 год - 442471,892 тыс. рублей; 2016 год - 558198,301 тыс. рублей; 2017 год - 914466,090 тыс. рублей; 2018 год - 794476,161 тыс. рублей; 2019 год - 646485,278 тыс. рублей; 2020 год - 846485,278 тыс. рублей; 2021 год - 880007,320 тыс. рублей. Объем ассигнований, источником финансового обеспечения которых является федеральный бюджет, составляет 285068,558 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 99429,377 тыс. рублей; 2015 год - 22612,635 тыс. рублей; 2016 год - 9084,766 тыс. рублей; 2017 год - 41905,500 тыс. рублей; 2018 год - 48556,300 тыс. рублей; 2019 год - 43682,800 тыс. рублей; 2020 год - 9704,500 тыс. рублей; 2021 год - 10092,680 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | увеличение доли объектов культурного наследия (недвижимые памятники), не требующих проведения противоаварийных работ и капитального ремонта, от общего количества объектов культурного наследия; укрепление единого культурного пространства региона; перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее современную и привлекательную сферу общественной деятельности. Широкое внедрение информационных технологий в сферу культуры; повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств. Создание во взаимодействии с институтами гражданского общества, творческими союзами механизмов противодействия бездуховности населения, повышения культурного уровня; выравнивание уровня доступности культурных благ независимо от размера доходов, социального статуса и места проживания; преодоление диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения области учреждениями культуры в городах и сельской местности; формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры; создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность; создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества; стимулирование потребления культурных благ; обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театрально-концертных интернет-ресурсов; увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов; укрепление межрегионального имиджа Курской области как привлекательного и гармоничного региона с высоким уровнем культуры; повышение уровня гражданской идентичности. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные
проблемы и прогноз ее развития
Курская область располагает значительным культурным наследием и имеет достаточный потенциал для ее дальнейшего развития.
Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного дела, поддержке и развитию профессионального искусства (в том числе театрального, хореографического, изобразительного, музыкального), кинообслуживания населения, поддержке творческих союзов, сохранению нематериального культурного наследия и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
По состоянию на 1 января 2012 года отрасль культуры включает 1045 учреждений. Численность работающих в указанной сфере составляет 8762 человека, в т.ч. в областных учреждениях - 1645 человек, в муниципальных - 7117 человек. 165 работников культуры имеют почетные звания Российской Федерации, 105 - удостоены наград Курской области.
Структура
отрасли культуры Курской области по состоянию
на 1 января 2013 года
Типы учреждений культуры | Количество учреждений, единиц | в том числе: | |
областные | муниципальные | ||
Театры | 2 | 2 | - |
Филармония | 1 | 1 | - |
Центр театрального творчества "Ровесник" | 1 | 1 | - |
Библиотеки (юридические лица) | 430 | 3 | 427 |
Учреждения культурно-досугового типа | 515 | 1 | 514 |
Парки культуры и отдыха | 2 | - | 2 |
Музеи | 7 | 5 | 2 |
Курскоблкиновидеофонд | 1 | 1 | - |
Учебно-методический центр комитета по культуре Курской области | 1 | 1 | - |
Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 961 | 16 | 945 |
На государственной охране находятся 4580 памятников истории и культуры: памятники архитектуры (2460), памятники археологии (1330), истории (785) и монументального искусства (5). В их числе более 128 объектов имеют федеральное значение.
В последнее десятилетие в Курской области удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные и с внедрением новой техники коммуникации, и с возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. Многоканальное цифровое телевидение, Интернет, мобильная телефония, разного рода устройства в корне трансформировали культурную жизнь в первую очередь молодого поколения в городе и деревне.
Процессы глобализации культуры сочетаются со все большим разнообразием культурных практик. Становится очевидным, что культура включает не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции и ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в государственной политике и их интересов.
Недостаток и диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры вызывают снижение доступности, качества, разнообразия культурных форм досуга, в том числе для жителей сельской местности и небольших городских поселений.
В рамках решения задачи сохранения и развития творческого потенциала Курской области приоритетным направлением является развитие профессионального театрального и музыкального искусства, народного художественного творчества.
В целях создания условий для улучшения доступа широкого круга населения к культурным ценностям в регионе осуществляется продуманная ценовая политика в отношении театрально-зрелищных и других учреждений. Цены на билеты остаются одними из самых низких по ЦФО.
В области реализуются условия для творческого роста профессиональных и самодеятельных артистов. Создаются новые творческие коллективы в различных жанрах, идет пополнение перспективными кадрами.
Системно решается задача по приобщению к духовным и культурным ценностям как можно большего числа сельского населения. С этой целью реализуется проект "Открытый экран" и организуются выездные концерты ведущих творческих коллективов региона (оркестры филармонии, ансамбли).
Одним из приоритетных направлений является поддержка творческих союзов, которая выражается в финансировании целого ряда мероприятий (выставок, конкурсов, семинаров, знаменательных дат и т.д.). Из областного бюджета производятся ежемесячные выплаты пособий курским писателям.
В целях сохранения и развития русских духовных и художественных традиций, пропаганды наследия наших великих земляков - деятелей культуры и искусства, поощрения творческих достижений в различных областях искусства учреждены и вручаются премии Губернатора Курской области, проводятся фестивали и конкурсы, собирающие музыкантов-исполнителей из многих регионов России, выдающихся деятелей культуры и искусства нашей страны.
Однако, несмотря на положительные моменты в сфере культуры, существует ряд проблем, требующих решения в дальнейшем.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Курской области. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.
Значителен процент памятников истории и культуры с высокой степенью риска разрушения, повреждения и уничтожения, дефицит ресурсов и квалифицированных кадров, требуемых для проведения необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек.
Главной проблемой здесь является недостаток средств на проведение не только текущих, но и противоаварийных ремонтных и консервационных работ. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается. Это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников истории и культуры, с повышенным вниманием к историческим и культурным корням, а с другой, в результате постоянного отставания развития реставрационной деятельности образовался значительный отрыв ежегодных ее объемов от потребностей (этот разрыв очень сложно будет преодолеть).
Часто недостаточный ассортимент и качество предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устареванием применяемых технологий и форм работы, ухудшением материально-технического оснащения.
В силу объективных причин сохраняется разрыв между областными и муниципальными органами культуры, недостаточным остается пополнение библиотек области новой литературой. Слабыми темпами осуществляется модернизация сельских библиотек.
С целью повышения доли присутствия российской кинопродукции в прокате необходима выработка механизмов, сочетающих административное воздействие на киновидеозрелищные организации с мерами экономического стимулирования этих организаций к увеличению количества сеансов показа российских фильмов.