В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. N 466-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края", изложив преамбулу в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края", в целях осуществления краевой государственной политики в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов в Хабаровском крае Правительство края постановляет:".
2. Внести изменение в государственную программу Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. N 466-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев
"УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 г. N 466-пр
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
Рыбохозяйственный комплекс Хабаровского края (далее также - край) представляет собой сложный сектор экономики. Основными видами деятельности рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей являются добыча водных биологических ресурсов, их переработка и реализация в крае, других регионах Российской Федерации и за рубежом.
Особенностями деятельности отрасли являются сезонность промысла, зависимость от климатических условий, трудности прогнозирования объемов вылова водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства.
Основными районами промысла водных биологических ресурсов для предприятий Хабаровского края являются Охотское и Берингово моря, акватории Восточной Камчатки и Татарского пролива, а также внутренние водоемы края.
Традиционно основными видами вылавливаемых водных биологических ресурсов в крае являются: минтай - 42 - 45 процентов от общего вылова по краю, сардина иваси и скумбрия (с 2017 года) - 16 - 24 процента, сельдь тихоокеанская - 15 - 16 процентов, лососевые виды рыб - 6 - 7 процентов.
Рыбохозяйственный комплекс края демонстрирует стабильную положительную динамику. Наращивается объем добычи водных биологических ресурсов рыбодобывающими организациями края с 285,6 тыс. тонн в 2014 году до 521,2 тыс. тонн в 2022 году. С 2020 года объем добычи водных биологических ресурсов превышает 400 тыс. тонн, что является рекордным значением для края.
В сравнении с 2014 годом объемы производства продукции выросли более чем на половину, экспортные поставки в натуральном и стоимостном выражениях - в 2,6 и 4,5 раза соответственно.
Отмечается тенденция к повышению эффективности использования ресурсов и увеличению объемов выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
Перерабатывающие предприятия отрасли ежегодно обновляют ассортимент рыбной продукции с учетом тенденций покупательского спроса и потребностей рынка, а также рентабельности продукции.
Реализованы инвестиционные проекты, направленные на строительство и модернизацию рыбоперерабатывающих объектов в Николаевском, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах Хабаровского края, Охотском муниципальном округе Хабаровского края, благодаря чему обеспечен прирост береговых перерабатывающих мощностей на 10 тыс. тонн.
Продолжаются строительство и модернизация рыбоперерабатывающих объектов. В результате реализации инвестиционных проектов в крае будут созданы дополнительные мощности по переработке порядка 2 тыс. тонн рыбы в год.
Отмечается ежегодный рост оборота организаций по видам экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство", "Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков". С 2017 года оборот организаций отрасли увеличился в два раза и составил в 2022 году 59,6 млрд. рублей.
Среднемесячная заработная плата работающих в отрасли в 2022 году выросла в 2,7 раза к уровню 2017 года.
Деятельность предприятий рыбохозяйственного комплекса обеспечивает налоговые поступления в консолидированный бюджет Хабаровского края порядка 2 млрд. рублей и более ежегодно.
Особое внимание уделяется развитию аквакультуры. На территории края осуществляют деятельность 13 лососевых рыбоводных заводов общей проектной мощностью 117,1 млн. штук молоди в год, из них 10 частных заводов проектной мощностью 64,3 млн. штук молоди в год. За счет активизации строительства частных лососевых рыбоводных заводов с 2017 года обеспечен прирост мощностей частных лососевых рыбоводных заводов на 75 процентов. Лососевыми рыбоводными заводами края ежегодно осуществляется выпуск 40 - 75 млн. штук молоди тихоокеанских лососей, из них более 30 процентов выпускается частными лососевыми рыбоводными заводами.
Осуществляется реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и создание частных рыбоводных заводов. Строительство и модернизация частных рыбоводных заводов реализуются на малых реках Хабаровского края, также осуществляется строительство рыбоводного комплекса по выращиванию различных видов рыб в установках замкнутого цикла водоснабжения. На строящихся рыбоводных комплексах планируется воспроизводство кеты, горбуши, рыбы осетровых пород.
В результате реализации таких инвестиционных проектов будут созданы мощности:
- по выпуску молоди лососевых видов рыб более 100 млн. штук в год (проектные мощности);
- по выпуску рыбной продукции из объектов аквакультуры, выращенных в установках замкнутого цикла водоснабжения.
Несмотря на общую позитивную динамику развития рыбохозяйственного комплекса края, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли и реализации поставленных перед ней стратегических целей:
- истощение естественных запасов анадромных видов рыб;
- отсутствие достаточного количества оборотных средств у рыбохозяйственных предприятий края для масштабного обновления рыбопромыслового флота и недостаток залоговых ресурсов для получения долгосрочных кредитов в российских кредитных организациях на строительство и обновление флота;
- недостаток доступных для использования стимулирующих условий для строительства и модернизации судов рыбопромыслового флота, развития береговой инфраструктуры для увеличения степени переработки водных биологических ресурсов;
- недостаток сырья из тихоокеанских лососей для береговых предприятий, осуществляющих производство рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
- большая доля в структуре экспорта продукции с низкой степенью переработки;
- риски реализации инвестиционных проектов (увеличение сроков реализации проектов), возникшие в новых экономических условиях в связи с ростом стоимости кредитных ресурсов, утратой старых логистических цепочек.
Работа по сохранению положительной динамики и дальнейшему развитию рыбохозяйственного комплекса края требует совершенствования форм и методов государственного управления в области использования и охраны водных биологических ресурсов.
Приоритеты и цели краевой государственной политики в области рыбохозяйственного комплекса определены стратегическими документами Российской Федерации и Хабаровского края:
- Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р;
- государственной программой Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314;
- Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр.
Основными приоритетными направлениями и целями развития рыбохозяйственного комплекса определены:
- устойчивое развитие и модернизация рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка, стимулирование производства рыбной продукции с высокой степенью переработки;
- развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
- развитие аквакультуры;
- обеспечение населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов;
- развитие производства рыбной продукции и сырья, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям;
- увеличение объемов инвестиций в основной капитал;
- наращивание экспорта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
- цифровая трансформация отраслей рыбохозяйственного комплекса.
Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в области рыбохозяйственного комплекса направлены на обеспечение населения страны безопасной качественной рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов. Гарантией их достижения являются стабильность внутреннего производства рыбной продукции, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Целью государственной программы Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края" (далее - Государственная программа) является обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса путем увеличения вклада в валовой региональный продукт к 2030 году.
Достижение цели Государственной программы предусматривает решение следующих основных задач:
- создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции агропромышленного комплекса;
- обеспечение вылова водных биологических ресурсов и производства рыбной продукции за счет эффективного государственного управления, а также оказания государственной поддержки организациям рыбохозяйственного комплекса края;
- оказание содействия развитию аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- организация и проведение рыбохозяйственных мероприятий.
Достижение целей и решение задач Государственной программы обеспечивается путем реализации комплекса мероприятий, взаимосвязанных по срокам, объемам финансового обеспечения и результатам."