Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Управление имуществом Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 23.10.2013 N 771-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 24.03.2014 N 162-па, от 24.10.2014 N 676-па, от 25.12.2014 N 860-па, от 05.03.2015 N 110-па, от 06.08.2015 N 492-па, от 07.12.2015 N 854-па, от 31.12.2015 N 975-па, от 25.03.2016 N 162-па, от 17.06.2016 N 405-па, от 29.09.2016 N 742-па, от 14.12.2016 N 949-па, от 28.12.2016 N 1015-па, от 29.03.2017 N 259-па, от 04.08.2017 N 626-па, от 03.11.2017 N 874-па, от 22.12.2017 N 1073-па, от 29.03.2018 N 264-па, от 07.09.2018 N 720-па, от 11.12.2018 N 998-па, от 28.12.2018 N 1086-па, от 27.03.2019 N 247-па, от 27.05.2019 N 469-па, от 23.08.2019 N 809-па, от 28.11.2019 N 1167-па, от 25.12.2019 N 1342-па, от 25.03.2020 N 289-па, от 27.11.2020 N 1202-па, от 24.12.2020 N 1375-па, от 29.03.2021 N 295-па, от 28.04.2021 N 430-па, от 09.08.2021 N 825-па, от 20.09.2021 N 967-па, от 07.10.2021 N 1059-па, от 29.12.2021 N 1515-па, от 28.03.2022 N 303-па, от 28.09.2022 N 1072-па, от 10.10.2022 N 1110-па, от 24.11.2022 N 1348-па, от 14.12.2022 N 1461-па, от 15.12.2022 N 1473-па, от 30.12.2022 N 1679-па, постановлений Правительства Курской области от 13.03.2023 N 280-пп, от 03.05.2023 N 519-пп, от 20.06.2023 N 675-пп, от 18.07.2023 N 795-пп, от 26.12.2023 N 1422-пп).
2. Министерству имущества Курской области разместить государственную программу Курской области "Управление имуществом Курской области" с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Управление имуществом Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 23 октября 2013 г. N 771-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 28 февраля 2024 г. N 151-пп)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
I. Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года затронуты основные направления развития страны, направленные на обеспечение устойчивой экономической ситуации, защиту граждан, сохранение рабочих мест, поддержку финансовой системы.
Имущество региона создает материальную основу для реализации государственных закрепленных федеральным законодательством полномочий и предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам. Сфера управления имуществом Курской области охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов, безвозмездный прием и передача их на другие уровни собственности, приватизация и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, реорганизация и ликвидация областных организаций.
От эффективности управления и распоряжения имуществом Курской области и земельными ресурсами Курской области в значительной степени зависят объемы поступлений в бюджет Курской области.
В 2022 году общий объем доходов, администрируемых Министерством имущества Курской области (далее - Министерство), поступивших в консолидированный бюджет, составил 1,16 млрд. руб., что в 2 раза выше, чем в 2021 году (2021 год - 575,2 млн. руб.). В том числе доходы от сдачи в аренду земельных участков и имущества в 2022 году составили 473,7 млн. руб., что на 56,5% больше, чем в 2021 году (2021 год - 302,6 млн. руб.).
В той же мере от эффективности управления зависят результаты финансово-экономической деятельности областных организаций, а также степень вовлечения в коммерческий оборот объектов нежилого фонда и земельных ресурсов.
Так, в 2022 году проведены подготовительные мероприятия по формированию земельных участков, подготовке аукционной документации и публикации аукционов в отношении 64 земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Курска, что на 9% больше, чем в 2021 году, по результатам которых заключены договоры аренды в отношении 29 земельных участков, что обеспечило дополнительные ежегодные поступления в областной бюджет в размере свыше 8,2 млн. руб.
В результате проведения указанных мероприятий за последние три года дополнительные ежегодные поступления в областной бюджет составили 33,1 млн. руб.
На постоянной основе проводится претензионная работа по взысканию задолженности по арендной плате и неосновательному обогащению за использование земельных участков. Активизация претензионной работы позволила повысить дисциплинированность арендаторов земельных участков, находящихся в государственной собственности, по внесению арендных платежей в установленные договорами аренды сроки.
Наличие в собственности Курской области имущества, не предназначенного для осуществления органами публичной власти полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", низкая конкурентоспособность государственных унитарных предприятий Курской области и хозяйственных обществ, не всегда высокая доходность используемого имущества - это основные проблемы государственного управления в области имущественных и земельных отношений на территории Курской области.
Управление собственностью Курской области является неотъемлемой частью деятельности Правительства Курской области по решению экономических и социальных задач, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Реализация правомочий собственника - владение, пользование и распоряжение - требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества и земельных участков. Наличие правоустанавливающих документов, ведение единого, полного учета об имуществе и земельных участках, находящихся в собственности Курской области, - важнейшие условия управления собственностью Курской области. Эти условия приобретают особую значимость в процессе оптимизации структуры собственности Курской области.
По состоянию на 01.07.2023 в реестре имущества Курской области содержатся сведения о 37642 объектах, в том числе:
22585 объектов движимого имущества, из них пообъектный учет обеспечен в отношении 22220 объектов и 365 объектов учитываются в виде группового учета как единый объект;
9277 объектов недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения);
5780 земельных участков.
В хозяйственный оборот вовлечено 97% имущества, включенного в реестр имущества Курской области. Обеспечена государственная регистрация права собственности Курской области в отношении всех объектов, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Еще одним мероприятием, направленным на повышение доходов от использования земельных участков, является проведение работы по понуждению собственников объектов недвижимости к заключению договоров аренды земельных участков, на которых они расположены.
Полномочия Правительства Курской области в сфере управления и распоряжения имуществом распространяются на имущество Курской области, в том числе на земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и на земельные участки, расположенные на территории г. Курска, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельные участки, расположенные на межселенных территориях муниципальных районов, в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с законодательством в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в целях реализации преимущественного права покупки Курской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с периодичностью два раза в месяц проводятся заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с приобретением в собственность Курской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. За 2021 - 2023 годы комиссией рассмотрены извещения о продаже 2529 земельных участков. Приобретено в собственность Курской области 15 земельных участков общей площадью 103 га.
Приобретение земельных участков в собственность Курской области и последующее предоставление данных участков в аренду позволит увеличить доходы от сдачи в аренду земельных участков, а также повысит инвестиционную привлекательность региона.
Одним из направлений деятельности Министерства является проведение мероприятий по выявлению объектов коммерческого назначения для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется от кадастровой стоимости.
Органы местного самоуправления и областное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" выявляют и проводят обследование объектов коммерческого назначения: административных и торговых центров, магазинов, кафе, объектов, используемых в сфере бытового обслуживания.
Важным направлением в сфере земельно-имущественных отношений является совершенствование системы государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в целях налогообложения.
Работы по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации проводятся в целях создания налоговой базы для исчисления земельного налога и иных платежей за землю, что определено Земельным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проведение государственной кадастровой оценки земель будет способствовать справедливому установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены на землю, а также стимулировать собственников к рациональному использованию земли.
В результате проведения государственной кадастровой оценки будут получены реальные сведения о стоимости земельных участков на территории области, что позволит осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней (в части платежей, поступающих от земельного налога и арендной платы), стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики в целом.
Проблемами в сфере управления и распоряжения имуществом Курской области остаются: низкая ликвидность предлагаемого к вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества Курской области (большая часть имущества и земельных участков, востребованных в коммерческом обороте, в соответствии с прогнозными планами (программами) приватизации реализована в предыдущие годы, предоставлена в аренду, в собственность, в безвозмездное пользование).
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2022 году Министерством и областным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" проведена 9171 централизованная закупка (в 2021 году 10281 закупка, в 2020 году 5349 закупок) на общую сумму 15383,3 млн. руб. (в 2021 году 13813,9 млн. руб.). Экономия бюджетных средств по результатам проведения конкурентных закупок на централизованной основе Министерством и областным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" (без учета показателей программного модуля "Малые закупки") составила 896,4 млн. руб. (в 2021 году экономия составляла 992,6 млн. руб.).
С учетом закупок, проведенных заказчиками в администрируемом Министерством программном модуле "Малые закупки" в РИС "Торги Курской области", сумма начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), размещенного государственного заказа Курской области составила 16048,3 млн. руб. (в 2021 году 14817,1 млн. руб.). Суммарная экономия бюджетных средств по итогам централизованных закупок в 2022 году составила 1002,8 млн. руб. (6,2% от суммы НМЦК) (в 2021 году общая сумма экономии составляла 1134,5 млн. руб. (7,7% от НМЦК).
В программном модуле "Малые закупки" проведено 4834 закупки (в 2021 году 6764) на общую сумму 665,0 млн. руб. (в 2021 году 1003,2 млн. руб.), в результате заказчики получили экономию бюджетных средств в размере 106,4 млн. руб., что составляет 16,0% от суммы НМЦК размещенных заказов (в 2021 году экономия была равна 141,9 млн. руб. (14,2%), в 2020 году 84,8 млн. руб. (12%).
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в 2022 году проведено 370 (в 2021 было 220) конкурентных закупок для областных заказчиков (бюджетных, автономных учреждений, акционерных обществ) на общую сумму 577,2 млн. руб. (в 2021 году 321,7 млн. руб.), экономия составила 55,3 млн. руб. (9,9%) (в 2021 году 29,5 млн. руб. (9,2%)).
Объем закупок и размер экономии по сравнению с 2021 годом увеличились почти в два раза (на 87,5%).