ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2024 года N 110-пп


О модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Иркутской области в 2024 году, и признании утратившим силу постановления Правительства Иркутской области от 25 августа 2023 года N 746-пп



В целях реализации в Иркутской области в 2024 году в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, являющимися приложением N 8(4) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296, постановлением Правительства Иркутской области от 25 декабря 2023 года N 1225-пп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Иркутской области в 2024 году", с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области, постановляет:


1. Утвердить модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемую в Иркутской области в 2024 году (далее - модель) (прилагается).


2. Установить, что на условиях софинансирования из федерального бюджета модель реализуется на территории следующих муниципальных образований Иркутской области:


1) городской округ муниципальное образование город Иркутск;


2) городской округ муниципальное образование города Братска Иркутской области;


3) муниципальное образование "Братский район" Иркутской области;


4) муниципальное образование "Тайшетский муниципальный район Иркутской области".


3. Признать утратившим силу постановление Правительства Иркутской области от 25 августа 2023 года N 746-пп "Об утверждении модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе".


4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 14 февраля 2024 г. N 110-пп



МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2024 ГОДУ



Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемая в Иркутской области в 2024 году (далее соответственно - модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.


Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.


2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области.


3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции, проводимой с 24 февраля 2022 года.


4. В модели используются следующие понятия:


1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;


2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;


3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;


4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;


6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.


5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ, и модели соответственно.



Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА


6. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.


7. Задачи внедрения системы долговременного ухода:


1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;


2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;


6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;


7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;


8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;


9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;


10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.



Глава 3. УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА


8. Участниками системы долговременного ухода являются:


1) уполномоченные органы - министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство), министерство здравоохранения Иркутской области;


2) уполномоченные организации, находящиеся на территории Иркутской области (далее - уполномоченные организации):


организации социального обслуживания Иркутской области (далее - поставщики социальных услуг);


медицинские организации Иркутской области, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;


региональный координационный центр, созданный в уполномоченном министерством государственном учреждении Иркутской области, подведомственном министерству, не являющимся поставщиком социальных услуг (далее соответственно - региональный координационный центр, уполномоченное учреждение);


территориальные координационные центры, созданные в уполномоченном учреждении (далее - территориальный координационный центр);


организации Иркутской области независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;


федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;


3) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;


4) граждане, осуществляющие уход;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»