В целях корректировки государственной программы Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 796 "Об утверждении государственной программы Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области" (в редакции постановления Правительства Амурской области от 24 января 2024 г. N 28) изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 5 октября 2023 г. N 837, от 17 ноября 2023 г. N 971, от 7 декабря 2023 г. N 1030, от 28 декабря 2023 г. N 1148.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 СЕНТЯБРЯ 2023 Г. N 796 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:".
2. В государственной программе Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области":
1) разделы 1 - 3 государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. Стратегические приоритеты и цели государственной
программы Амурской области "Развитие транспортной
системы Амурской области"
1.1. Оценка текущего состояния транспорта и дорожного
хозяйства в Амурской области
Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества.
В последние годы значительно возросла системообразующая роль транспорта и повысилась взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований Амурской области.
Географическое положение Амурской области уникально и в высочайшей мере способствует развитию мощного транспортного комплекса. Территория Амурской области, расположенная в Дальневосточном федеральном округе, имеет площадь 361,9 тыс. кв. км. Амурская область включает в себя 7 муниципальных районов, 13 муниципальных округов, 9 городских округов и 165 сельских поселений. Соседними с Амурской областью субъектами Российской Федерации являются Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Хабаровский и Забайкальский края. По территории Амурской области протекают крупнейшие в Азии реки Амур и Зея.
Амурская область является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, ее роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Доля транспортировки и хранения в структуре валового регионального продукта Амурской области в 2021 году составила 10%. Таким образом, эффективное функционирование транспортной системы Амурской области имеет не только высокое региональное, но и государственное значение.
Транспортная система обеспечивает единство экономического пространства Амурской области и по типу взаимосвязи с различными секторами экономики имеет особое значение. Через региональную территорию проходит Транссибирская магистраль, выходя через территорию Хабаровского края к морским портам Приамурья - Восточный, Находка, Владивосток. Кроме того, здесь действует участок Дальневосточной железной дороги (БАМ), выходящий на порты Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае, федеральная автомобильная дорога "Амур" (Р-297).
В связи с внешними ограничениями в отношении экономики Российской Федерации возросла роль Дальневосточного логистического полигона в организации внешнеторговых связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом, через Амурскую область выстраиваются новые транспортно-логистические связи.
В 2022 году запущено движение по новому автомобильному мосту через реку Амур в районе городов Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР). В предмостовой зоне частным инвестором создана транспортно-логистическая инфраструктура - комплекс зданий и сооружений, территориально объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с совершением таможенных операций в отношении товаров, их перегрузкой и транспортировкой, а также комплекс связанных сервисных услуг.
На конец 2022 года транспортная сеть Амурской области включала 11850,0 км автомобильных дорог с твердым покрытием (без учета дорог федерального значения), 2919,9 км железнодорожных путей общего пользования, 1923,0 км внутренних водных путей с гарантированными габаритами судового хода.
1.1.1. Дорожное хозяйство
Основу сети региональных автомобильных дорог составляют дороги IV - V технических категорий - 4751,7 км (51,6%), III категории - 974,4 км (10,6%).
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Амурской области - 35 км на 1 тыс. км2 территории (2010 год - 22 км).
Более 80 населенных пунктов Амурской области, входящих в состав городских и сельских поселений, не имеют постоянной круглогодичной связи с сетью дорог общего пользования.
Согласно проведенной в 2019 году диагностике уточнены данные о неудовлетворительном техническом состоянии автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В сравнении с 2010 годом показатель снизился на 25,6% и составил 63,6%.
На конец 2022 года в Амурской области протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составила 9297,3 км.
Состояние автодорожной сети во многом определяется своевременностью и регулярностью проведения ремонтно-строительных работ. Доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог составила на конец 2022 года 69,9% (6494,3 км).
Основными сооружениями и оборудованием, повышающими безопасность дорожного движения на местных дорогах, являются автобусные остановки и линии освещения. Приоритетным является обустройство остановок и освещения на школьных маршрутах.
В настоящее время на 182 остановках школьных маршрутов отсутствуют павильоны. Уличное освещение населенных пунктов в настоящее время практически везде недостаточно, находится в стадии развития, есть населенные пункты, где освещение отсутствует, что не соответствует социальным и экономическим потребностям сельского населения.
1.1.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения Амурской области и в структуре перевозок составляет 87,0%.
Маршрутная сеть автомобильного пассажирского транспорта общего пользования Амурской области имеет двухуровневую систему с явно выраженной радиальной схемой.
В период 2010 - 2020 годов проведена оптимизация муниципальной и межмуниципальной маршрутных сетей области (в 2010 году - 431 маршрут регулярных перевозок, в 2020 году - 278 маршрутов регулярных перевозок), что позволяет обеспечить 563 населенных пункта области (93,7%) услугами автомобильного пассажирского транспорта.
С областным центром имеют прямое автобусное сообщение 7 городов (за исключением г. Тында) и 18 муниципальных округов и районов (за исключением Тындинского муниципального округа и Селемджинского района).
Парк автотранспортной техники в 2020 году составил 316,4 тыс. автомобилей, в 1,4 раза превысил уровень 2010 года.
К осуществлению пассажирских перевозок привлечены 13 муниципальных предприятий в 13 муниципальных образованиях Амурской области, 95 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) осуществляют пассажирские перевозки в 19 муниципальных образованиях.
В перевозках пассажиров задействовано порядка 850 автобусов (в 2010 году - 1519 автобусов), степень износа которых составляет 44,2% (в 2010 году - 38,5%). К перевозкам легковым такси привлечено около 1,1 тыс. транспортных средств.
Автобусами организаций всех видов экономической деятельности и физическими лицами, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров на коммерческой основе по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования, в 2022 году перевезено 44,5 млн. человек, что на 26,1% больше показателя 2021 года.
Пассажирооборот за этот период составил 269,7 млн. пассажиро-километров, что на 5,8% больше показателя 2021 года.
1.1.3. Железнодорожный транспорт
Основой транспортной инфраструктуры Амурской области являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.
Деятельность ОАО "РЖД" является бюджетообразующей для Амурской области. В связи с прямой зависимостью муниципальных бюджетов от работы ОАО "РЖД" г. Тында и г. Свободный имеют статус моногородов.
Пригородное железнодорожное сообщение в Амурской области осуществляется по 13 маршрутам, в том числе 8 маршрутов на полигоне Дальневосточной железной дороги и 5 маршрутов на полигоне Забайкальской железной дороги.
Курсирование пригородных поездов сохранено между населенными пунктами, где отсутствует альтернативное пассажирское сообщение.
За 2022 год в пригородном сообщении на территории области перевезены 151,632 тыс. человек, что значительно ниже уровня 2010 года в связи с проведенной оптимизацией маршрутной сети.
1.1.4. Авиационный транспорт
Сеть региональных и местных аэропортов (аэродромов) и посадочных площадок представлена международным аэропортом г. Благовещенск, аэропортами местных воздушных линий г. Зея, г. Тында, рабочего поселка (пгт) Экимчан и посадочными площадками г. Свободный, п. Береговой, п. Хвойный, п. Горный, с. Бомнак, с. Октябрьский и рабочего поселка (пгт) Февральск.
Аэропорт г. Благовещенск имеет допуск к обслуживанию практически всех типов воздушных судов: В-777-300, Ил-76, Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40, Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ан-3, Ту-204, Ту-214, Ан-140, В-767, В-757, В-737, А-319, А-320, А-321, DHC-8, Ан-148, SSJ-100 (RRJ-95B), Ан-2, классом ниже и вертолетов.
Существующая маршрутная сеть аэропорта включает более 20 направлений на федеральных, региональных, местных и международных авиалиниях.
Внутренние федеральные авиалинии | Местные авиалинии |
г. Москва, г. Екатеринбург, г. Новосибирск, г. Якутск, г. Иркутск, г. Чита, г. Улан-Удэ, г. Владивосток, г. Южно-Сахалинск, г. Магадан, г. Петропавловск-Камчатский, г. Хабаровск, г. Красноярск | г. Свободный, рабочий поселок (пгт) Февральск, рабочий поселок (пгт) Экимчан, с. Октябрьский, г. Зея, г. Тында, п. Береговой, п. Хвойный, п. Горный, с. Бомнак |
В 2022 году услугами авиационного транспорта воспользовались 843 тыс. пассажиров, что на 15% больше показателя 2021 года.