В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2023 N 782 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Противодействие коррупции в Самарской области на 2014 - 2024 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "на 2014 - 2024 годы" исключить;
пункт 2 признать утратившим силу;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Определить департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области ответственным исполнителем Программы.";
в государственной программе Самарской области "Противодействие коррупции в Самарской области на 2014 - 2024 годы" (далее - программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2024 годы" исключить;
паспорт программы признать утратившим силу;
текст программы изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению;
приложения 1 - 5 к программе признать утратившими силу.
2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Начиная с 2009 года на территории Самарской области проводится комплексная работа по противодействию коррупции на всех уровнях власти, в которой принимают участие органы прокуратуры, правоохранительные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, государственные органы власти, представительные органы власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, государственные и негосударственные средства массовой информации, общественные объединения и иные представители институтов гражданского общества - субъекты антикоррупционной деятельности.
В Российской Федерации на протяжении ряда лет осуществлялись административная реформа и реформа государственной службы, с 2009 года реализуется Национальный план противодействия коррупции. С 2008 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон "О противодействии коррупции". Как следует из содержания вышеуказанных официальных документов, их целью является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также решение целого ряда социально-экономических проблем. С 2014 года на территории Самарской области реализуется государственная программа Самарской области "Противодействие коррупции в Самарской области на 2014 - 2024 годы" (далее - программа).
При реализации указанных правовых актов особое внимание уделено вопросам соблюдения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Самарской области и муниципальные должности Самарской области, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе привлечения таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения.
На постоянной основе осуществляется контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В органах государственной власти и местного самоуправления Самарской области осуществляют деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. На официальных сайтах вышеуказанных органов размещается информация о мероприятиях, проводимых в целях реализации антикоррупционной политики. Государственными и муниципальными органами и организациями при оказании государственных услуг внедряются элементы антикоррупционного просвещения населения, в том числе обеспечивается доступность для граждан информации о перечне услуг, предоставляемых бесплатно и на платной основе, доступность информации об условиях предоставления услуг. В местах оказания государственных услуг размещаются адреса и номера телефонов, по которым можно сообщить о коррупционных правонарушениях государственных гражданских служащих и работников подведомственных учреждений. Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления организуются плановые мероприятия по противодействию коррупции в подведомственных учреждениях. В каждом органе исполнительной власти регламентирован порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений, организации проверки этих сведений и регистрации уведомлений. В каждом органе исполнительной власти и местного самоуправления проводятся разъяснительно-профилактические мероприятия антикоррупционной направленности с государственными (муниципальными) служащими области, реализуются мероприятия по обеспечению условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе на официальных сайтах созданы специальные разделы для размещения проектов нормативных правовых актов.
В рамках работы комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области (далее - Комиссия) под председательством Губернатора Самарской области осуществляются мероприятия по координации и взаимодействию субъектов антикоррупционной деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области (далее - департамент) является уполномоченным органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
С 2014 года в рамках реализации программы активизирована работа всех субъектов антикоррупционной деятельности по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, направленная на совершенствование нормативной правовой базы, в рамках деятельности Комиссии организованы мероприятия по взаимодействию субъектов антикоррупционной деятельности, активизирована деятельность специального уполномоченного органа по профилактике коррупционных правонарушений, внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции и другие.
За последние годы налажена система организации и проведения курсов повышения квалификации государственных гражданских (муниципальных) служащих на базе учреждений высшего профессионального образования Самарской области.
Департаментом совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области, образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования проводятся разработка, издание и внедрение в учебный процесс справочных и учебно-методических материалов по вопросам противодействия коррупции.
Ежегодно с участием представителей департамента проходят научные, научно-практические конференции и иные мероприятия по вопросам противодействия коррупции, в том числе всероссийского уровня, на которых обсуждаются наиболее важные проблемы противодействия коррупции.
Предпринимаемые в Самарской области меры по противодействию коррупции дают определенные позитивные результаты в сфере устранения условий, способствующих коррупционным проявлениям.
Согласно отчетам о реализации мероприятий по противодействию коррупции за последние годы, активизирована работа всех субъектов антикоррупционной деятельности по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, направленная на совершенствование нормативной правовой базы, в рамках деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области под председательством Губернатора Самарской области организованы мероприятия по взаимодействию субъектов антикоррупционной деятельности, активизирована деятельность специального уполномоченного органа по профилактике коррупционных правонарушений; внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции и другие.
На ход реализации мероприятий в рамках программы положительно повлияла роль Комиссии, которая обеспечивает взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности в Самарской области. Формирование в регионе специального антикоррупционного органа (департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции в Самарской области) в существенной мере способствовало активизации деятельности по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений.
Значительное внимание уделяется контролю за соблюдением лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", постановлением Правительства Самарской области от 13.10.2015 N 643 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 08.10.2012 N 506 "О департаменте по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области" на департамент возложены функции по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При департаменте создано управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на которое возложены полномочия, в том числе по проведению проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.
За период с 2016 по 2022 год значительно увеличилось количество таких проверок. Так, если в 2016 году в результате проведенных 34 проверок установлены факты несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении 15 должностных лиц, 5 из которых привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 1 должностное лицо уволено, то в 2022 году в результате проведенной 51 проверки установлены факты несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении 20 должностных лиц, 15 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 7 уволены (по результатам проведения аналогичных проверок в других субъектах Российской Федерации уволены: в Оренбургской области - 7 чел., в Республике Марий Эл, Пермском крае, Нижегородской области - по 3 чел., Ульяновской области - 2 чел., республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашской Республике, Саратовской области - по 1 чел.).
В Самарской области продолжает формироваться практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Если в 2016 году в Самарской области по итогам проведения таких проверок в отношении 7 служащих установлены факты нарушения запретов и ограничений, 4 из которых привлечены к дисциплинарной ответственности, то в 2022 году по итогам проведения таких проверок в отношении 29 служащих установлены факты нарушения запретов и ограничений, 27 привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 4 уволены.
Необходимость продолжения реализации программы вызвана тем, что уровень коррупции в регионе продолжает оставаться высоким.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 N 662 утверждена Методика проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.
Также в 2019 году создано государственное автономное учреждение Самарской области "Информационно-аналитический центр" (далее - автономное учреждение), целью деятельности которого является информационное, аналитическое сопровождение деятельности Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области и иных органов государственной власти Самарской области. Для достижения цели деятельности автономное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук; изучение общественного мнения в целях подготовки информационно-аналитических обзоров, отчетов о состоянии и тенденциях развития политической ситуации, социально-экономических отношений.
Указанные исследования автономным учреждением с момента создания проводятся ежегодно с 2019 года.
Согласно результатам опросов общественного мнения в 2022 году 40,8% (в 2019 году - 45,2%) опрошенных указали на стабильность коррупции ("уровень не изменился"), 11,0% опрошенных отметили ее некоторый рост (в 2019 году - 12,35%).
Анализ полученных данных показал, что вероятность реализации коррупционного сценария в 2022 году составила 0,96 (в 2021 году - 1,8, в 2020 - 1,4, в 2019 - 1,1). Данный показатель отражает уровень согласия граждан с участием в коррупционной ситуации при взаимодействии с представителями органов власти.
Уровень осведомленности населения о мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией, проводимых разными органами власти, вырос. Если в 2019 году ничего не знали о таких мероприятиях 50,1% опрошенных лиц, то в 2022 году неинформированным оказался только каждый третий опрошенный (31,0%). При этом увеличилась доля жителей региона, в той или иной степени осведомленных о мерах по противодействию коррупции, - 56,3% (в 2019 году - 49,9%).
Решению вышеупомянутых проблем в сфере противодействия коррупции будут способствовать:
информирование населения о ситуации в сфере противодействия коррупции в Самарской области и мерах, предпринимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления по реализации антикоррупционной политики;
создание условий для противодействия коррупции и предупреждение коррупционных правонарушений;