(с изменениями на 28 марта 2024 года)
(в ред. Приказа Министерства общественной безопасности Свердловской области от 28.03.2024 N 118)
В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" приказываю:
1. Внести в Приказ Министерства общественной безопасности Свердловской области (далее - Министерство) от 18.03.2022 N 70 "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Свердловской области" ("Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), 2022, 18 мая, N 34560) с изменениями, внесенными Приказом Министерства от 16.05.2022 N 159 (далее - Приказ от 18.03.2022 N 70), следующее изменение:
в преамбуле слова "от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" заменить словами "от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
2. Внести в Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Свердловской области, утвержденное Приказом от 18.03.2022 N 70, изложив его в новой редакции (приложение).
(в ред. Приказа Министерства общественной безопасности Свердловской области от 28.03.2024 N 118)
3. Начальнику отдела организационной и правовой работы Министерства общественной безопасности Свердловской области Д.М. Дайнову в течение 7 календарных дней со дня принятия настоящего Приказа:
1) обеспечить опубликование настоящего Приказа на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru);
2) направить заверенную копию настоящего Приказа:
в прокуратуру Свердловской области в целях проведения правовой и антикоррупционной экспертизы;
в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в целях проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, а также включения нормативного правового акта Свердловской области в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
3) обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном сайте Министерства общественной безопасности Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министр
общественной безопасности
Свердловской области
А.Н.КУДРЯВЦЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящее Положение определяет назначение и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Свердловской области, а также задачи Правительства Свердловской области, исполнительных органов государственной власти Свердловской области (далее - ИОГВ), органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), организаций независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области (далее - организации) по организации оповещения населения Свердловской области в мирное и военное время, порядок реализации мероприятий по реконструкции (совершенствованию) и поддержанию в постоянной готовности к задействованию систем оповещения населения Свердловской области, взаимодействующих с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения Свердловской области.
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
3. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
4. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
5. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
6. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивает доведение до населения Свердловской области (далее - население), органов управления и сил ГО и Свердловской областной подсистемы РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации и состоит из взаимодействующих элементов, включающих в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН), технические средства оповещения (далее - ТСО), обеспечивающие функционирование ее каналов, линий связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, а также отдельные элементы, не подключенные к централизованной системе оповещения: громкоговорящие средства на подвижных объектах, автономные, мобильные и носимые средства оповещения, информационные источники средств массовой информации (далее - СМИ), официальные сайты Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, ИОГВ, администраций муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также СМС-рассылку через операторов связи и другие средства и способы, используемые для оповещения населения.
7. ТСО осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
8. Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
9. На территории Свердловской области создаются системы оповещения населения (далее - системы оповещения) на следующих уровнях функционирования Свердловской областной подсистемы РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения, являющаяся сегментом региональной системы оповещения населения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
10. Все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться.
11. Региональная система оповещения 9 сентября 2015 года введена в постоянную эксплуатацию Приказом Департамента общественной безопасности Свердловской области от 09.09.2015 N 145 "О принятии в эксплуатацию аппаратно-программных комплексов оповещения и информирования населения Свердловской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".
12. Оператором региональной системы оповещения является государственное казенное учреждение Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области" (далее - ГКУ "ТЦМ").
13. Системы оповещения должны соответствовать Требованиям к системам оповещения, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Системы оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным Приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31.
Также должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17.
Региональная система оповещения должна соответствовать классу защищенности не ниже 1 класса.
Муниципальные системы оповещения, КСЭОН и локальные системы оповещения, расположенные в зонах КСЭОН, должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса.
14. Состав оборудования региональной, муниципальных и локальных систем оповещения определяется проектной документацией соответствующих систем оповещения.
15. Региональную систему оповещения создают ИОГВ, в полномочия которых входит решение вопросов, связанных с оповещением населения о чрезвычайных ситуациях.
16. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления муниципальных образований.
17. Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами территорий таких организаций, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
18. Границами зон действия региональной системы оповещения и муниципальных систем оповещения являются административные границы Свердловской области и муниципальных образований, в которых используются соответствующие муниципальные системы оповещения.
Границами зоны действия локальных систем оповещения являются границы территории (зоны) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. На системы оповещения оформляются паспорта, которые должны ежегодно актуализироваться.
20. Оформление и уточнение паспорта региональной системы оповещения осуществляет ГКУ "ТЦМ".
21. В Свердловской области на территориях (в зонах), подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей, создаются КСЭОН в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
22. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых ИОГВ, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
23. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и Свердловской областной подсистемы РСЧС.
24. Региональная система оповещения предназначена для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
1) руководящего состава ГО и Свердловской областной подсистемы РСЧС;