ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2023 года N 769

О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения



В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст.2758);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением пункта 12 Правил, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 сентября 2024 г., и действует до 1 сентября 2029 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 2023 года N 769



Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения



1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения.

2. Системы оповещения населения создаются для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Создаются следующие системы оповещения населения:

а) системы оповещения субъектов Российской Федерации (далее - региональные системы оповещения населения) - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) муниципальные системы оповещения населения, являющиеся сегментами региональных систем оповещения населения, - органами местного самоуправления;

в) локальные системы оповещения населения - организациями, указанными в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне".

4. Границами зон действия систем оповещения населения являются:

а) региональных и муниципальных систем оповещения населения -административные границы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно;

б) локальных систем оповещения населения:

для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы зон воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности;

для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, - границы территорий в радиусе 5 километров вокруг указанных производств и объектов (включая зону безопасности с особым правовым режимом);

для организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, - границы территорий, находящихся в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 километров от указанных гидротехнических сооружений.

5. Мероприятия по созданию, реконструкции региональных и муниципальных систем оповещения населения проводятся в 3 этапа в соответствии с пунктами 7-11 настоящих Правил.

6. Реконструкция систем оповещения населения проводится в случаях:

а) необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения, не выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс, в связи с невозможностью восстановления из-за выхода из строя (потери работоспособности) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

б) необходимости полной замены технических средств оповещения системы оповещения населения в связи с невозможностью восстановления выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс.

7. На первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения.

План мероприятий по созданию или реконструкции системы оповещения населения должен содержать этапы и мероприятия, перечисленные в настоящем пункте, а также в пунктах 9-11 и 13 настоящих Правил (по объектам), сроки выполнения мероприятий, а также сведения об ответственных должностных лицах (организациях), выполняющих эти мероприятия.

Техническое задание на создание или реконструкцию системы оповещения населения должно содержать виды и характеристики работ, подлежащих выполнению, требования к системе оповещения населения с учетом опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При разработке технического задания на создание или реконструкцию системы оповещения населения учитываются:

границы зоны действия системы оповещения населения согласно пункту 4 настоящих Правил;

возможности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сетей связи операторов связи, действующих на территории создаваемой или реконструируемой системы оповещения населения с учетом перспектив ее развития;

сопрягаемые с создаваемой или реконструируемой системой оповещения населения действующие автоматизированные и информационные системы, взаимодействие которых определено законодательством Российской Федерации;

наличие объектов, производств и сооружений, в районах размещения которых должны быть созданы локальные системы оповещения населения в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О гражданской обороне";

наличие и расположение мест массового пребывания людей;

сведения о зонах экстренного оповещения населения.

Проектно-техническая документация разрабатывается в текстовом и графическом виде и состоит из следующих основных разделов:

раздел 1 "Пояснительная записка";

раздел 2 "Проектно-изыскательские работы с обследованием объектов для размещения технических средств оповещения";

раздел 3 "Технологические решения по размещению технических средств оповещения";

раздел 4 "Мероприятия и технические решения по подключению к сетям электроснабжения и телекоммуникаций, системам заземления";

раздел 5 "Зоны звукопокрытия оконечными средствами оповещения";

раздел 6 "Мероприятия по обеспечению защиты информации в системе оповещения населения";

раздел 7 "Спецификация технических средств оповещения, оборудования, кабельной продукции и расходных материалов";

раздел 8 "Сметы на создание или реконструкцию системы оповещения населения";

раздел 9 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования".

Для обеспечения звукопокрытия оконечными средствами оповещения региональных и муниципальных систем оповещения населения в населенных пунктах допускается устанавливать оконечные средства оповещения населения на крышах зданий, сооружений и многоквартирных домов по согласованию с собственниками соответствующего имущества.

Согласование мест размещения технических средств оповещения, в том числе оконечных средств оповещения населения, осуществляется заказчиком проектно-технической документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В проектно-техническую документацию, ранее выданную заказчику проектно-технической документации, допускается вносить обоснованные исправления, исключения или добавления данных.

Обоснования изменений, в том числе расчетов количества и мест размещения технических средств оповещения населения, а также зон звукопокрытия оконечными средствами оповещения, вносятся в пояснительную записку.

Изменение проектно-технической документации выполняется на основании разрешения, которое утверждает руководитель организации - разработчика такой документации или лицо, исполняющее его обязанности.

8. В случае разработки плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной системы оповещения населения с учетом всех муниципальных образований планы мероприятий, технические задания и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальных систем оповещения населения не разрабатываются.

9. План мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения проверяются на предмет соответствия пункту 7 настоящих Правил и согласовываются:

органом государственной власти субъекта Российской Федерации с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - при создании или реконструкции региональной системы оповещения населения;

органом местного самоуправления с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - при создании или реконструкции муниципальной системы оповещения населения.

Срок согласования документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не должен превышать 30 календарных дней со дня их поступления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При направлении в установленный настоящими Правилами срок обоснованных замечаний проводятся мероприятия по их устранению и осуществляется повторное согласование.

В случае ненаправления в установленный настоящими Правилами срок документа о согласовании или обоснованных замечаний план мероприятий (техническое задание, проектно-техническая документация) на создание или реконструкцию системы оповещения населения считается согласованным.

План мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация утверждаются должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на которое возложены соответствующие полномочия.

10. На втором этапе:

а) устанавливаются технические средства оповещения, сертифицированные в соответствии с техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), или технические средства оповещения населения - при наличии документов об оценке соответствия обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза, или законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, выданных или принятых до даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 февраля 2022 г. N 18 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021)";

б) проводятся работы, предусмотренные проектно-технической документацией на создание или реконструкцию системы оповещения населения;

в) осуществляются подключение системы оповещения населения к сетям операторов связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания в соответствии с пунктом 31 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", ввод адресов направлений оповещения и взаимодействия в базу данных технических средств оповещения системы оповещения населения и комплексная наладка программного обеспечения системы оповещения населения и технических средств оповещения, включая средства защиты информации;

г) проводится обучение правилам эксплуатации допускаемых к эксплуатации технических средств оповещения дежурного (дежурно-диспетчерского) и технического персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. На третьем этапе проводятся испытания и осуществляется ввод системы оповещения населения в эксплуатацию.

12. Мероприятия по созданию и реконструкции локальных систем оповещения населения устанавливаются решением руководителя организации, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", при этом разрабатывается проектно-техническая документация, указанная в пункте 7 настоящих Правил, за исключением сметы на создание системы оповещения населения, и утверждается должностным лицом такой организации, на которое возложены соответствующие полномочия.

Согласование проектно-технической документации на создание или реконструкцию локальной системы оповещения населения на предмет соответствия пункту 7 настоящих Правил осуществляется последовательно органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого размещены производства, объекты, сооружения и зоны воздействия их поражающих факторов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - согласующие органы). При этом срок согласования указанной документации каждым согласующим органом не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления такой документации.

При направлении в установленный настоящими Правилами срок обоснованных замечаний согласующего органа проводятся мероприятия по их устранению и осуществляется повторное согласование.

В случае ненаправления согласующим органом в установленный настоящими Правилами срок документа о согласовании проектно-технической документации или обоснованных замечаний к такой документации проектно-техническая документация считается согласованной.

13. Ввод системы оповещения населения в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, распорядительного документа организации, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", принятого при условии положительных результатов испытаний системы оповещения населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»