Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Внести в Бюджетный прогноз Чувашской Республики на период до 2035 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2020 г. N 24 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 января 2021 г. N 6, от 28 декабря 2021 г. N 710, от 27 января 2023 г. N 42), следующие изменения:
в разделе I:
абзацы тринадцатый - сорок третий изложить в следующей редакции:
"В результате реализации вышеуказанных мер консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2022 год исполнен в целом по доходам в объеме 94209,1 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 10,4%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 55225,5 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 19,9%. По итогам 2023 года объем доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики составил 106514,3 млн. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 67751,9 млн. рублей, с ростом к уровню 2022 года на 22,7%.
В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2022 и 2023 годах наибольший удельный вес имели следующие налоги: налог на прибыль организаций (20,6 и 25,4% соответственно), налог на доходы физических лиц (35,1 и 35,6%), налог на имущество организаций (5,8 и 4,9%), акцизы по подакцизным товарам (13,0 и 11,1% соответственно).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2022 году составило 11374,4 млн. рублей, или 114,1% к уровню 2021 года, в 2023 году - 17234,2 млн. рублей (151,5% к уровню 2022 года).
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2022 году составило 19402,6 млн. рублей (117,5% к уровню 2021 года), в 2023 году - 24112,6 млн. рублей (124,3% к уровню 2022 года).
Поступление акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2022 году составило 7174,4 млн. рублей (129,7% к уровню 2021 года). Рост обеспечен за счет поступления акцизов на нефтепродукты (на 37,4%), акцизов на алкогольную продукцию (на 27,2%) и акцизов на пиво (на 20,6%). В 2023 году поступление акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Чувашской Республики составило 7505,5 млн. рублей (104,6% к уровню 2022 года).
Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2022 год исполнен по доходам в объеме 82817,0 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 7,0%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 43891,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 20,9%. По итогам 2023 года объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики составил 94088,9 млн. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 55029,5 млн. рублей, с ростом к уровню 2022 года на 25,4%.
В 2022 году безвозмездные поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета, от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составили 38616,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 38184,9 млн. рублей.
Дотации в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2022 году поступили в сумме 15350,6 млн. рублей (40,2% от общего объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета). Поступление субсидий в 2022 году составило 15775,8 млн. рублей (41,3% от общего объема межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета), субвенций и иных межбюджетных трансфертов - 2642,9 млн. рублей и 4415,5 млн. рублей соответственно (6,9 и 11,6% от общего объема межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета).
Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета, от некоммерческой организации "Фонд развития моногородов", государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2023 году составил 37878,3 млн. рублей (98,1% к уровню 2022 года). Дотации в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2023 году поступили в сумме 18166,7 млн. рублей (118,3% к уровню 2022 году).
Увеличение доходной части бюджета позволило направить больше средств на выполнение государственных программ и проектов, своевременно и качественно решать социальные задачи.
Консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2022 год по расходам исполнен в сумме 90479,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 5294,4 млн. рублей, или на 6,2%, в том числе республиканский бюджет Чувашской Республики - в сумме 80427,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 3901,5 млн. рублей, или на 5,1%.
В 2023 году расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики составили 106370,6 млн. рублей (117,6% к уровню 2022 года), в том числе расходы республиканского бюджета Чувашской Республики - 94984,3 млн. рублей (118,1% к уровню 2022 года).
Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2023 году по сравнению с 2022 годом по разделу "национальная безопасность и правоохранительная деятельность" увеличены в 2,1 раза, "жилищно-коммунальное хозяйство" - на 37,3%, "физическая культура и спорт" - на 36,1%, "национальная экономика" - на 28,6%, "культура, кинематография" - на 21,6%, "образование" - на 20,3%, "здравоохранение" - на 20,2%.
Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики на 1 жителя Чувашской Республики в 2022 году составили 75,5 тыс. рублей (в 2021 году - 70,5 тыс. рублей), в 2023 году - 90,7 тыс. рублей.
В условиях недостаточности финансовых ресурсов сделан упор на развитие производства и социальной инфраструктуры (обеспечение качественной медицинской помощи, качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом).
На развитие производственной инфраструктуры из консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2022 году направлено 19509,1 млн. рублей, в том числе на развитие дорожного хозяйства - 9888,5 млн. рублей, сельского хозяйства - 3448,7 млн. рублей, развитие бизнеса - 1841,4 млн. рублей, жилищного хозяйства - 480,1 млн. рублей, коммунального хозяйства - 3373,7 млн. рублей, развитие транспорта - 476,7 млн. рублей. В 2023 году на указанные цели направлено 25765,8 млн. рублей (рост к уровню 2022 года на 32,1%), в том числе на развитие дорожного хозяйства - 11854,4 млн. рублей, сельского хозяйства - 4340,8 млн. рублей, развитие бизнеса - 1682,2 млн. рублей, жилищного хозяйства - 662,7 млн. рублей, коммунального хозяйства - 5949,4 млн. рублей, развитие транспорта - 1276,3 млн. рублей.
В 2022 году расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики на социально-культурную сферу составили 58507,9 млн. рублей, или 64,7% от общего объема расходов, в том числе расходы на образование - 25738,5 млн. рублей, социальную политику - 20629,2 млн. рублей, здравоохранение - 6474,7 млн. рублей, культуру - 3137,6 млн. рублей, физическую культуру и спорт - 2527,9 млн. рублей. В 2023 году на развитие социально-культурной сферы направлено 65125,4 млн. рублей (рост к уровню 2022 года на 11,3%), в том числе на образование - 30951,3 млн. рублей, социальную политику - 19135,7 млн. рублей, здравоохранение - 7784,4 млн. рублей, культуру - 3814,7 млн. рублей, физическую культуру и спорт - 3439,3 млн. рублей.
Несмотря на внешние геополитические вызовы, достижение национальных целей развития страны остается приоритетом бюджетной политики. Одним из ключевых инструментов достижения национальных целей являются национальные проекты.
В 2022 году на финансирование национальных проектов из консолидированного бюджета Чувашской Республики выделено 13589,2 млн. рублей, что на 23,3% больше уровня 2021 года.
В рамках национальных проектов в 2022 году в Чувашской Республике введены в эксплуатацию 35 объектов капитального строительства, в том числе 6 дошкольных образовательных учреждений, 7 фельдшерско-акушерских пунктов; 6 врачебных амбулаторий и отделений общеврачебной практики; физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Ишлеи Чебоксарского района, реконструкция Московской набережной, Чебоксарского залива и Красной площади; I, III и IV пусковые комплексы группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов, а также иные объекты инфраструктуры.
В 2023 году на реализацию национальных проектов из консолидированного бюджета Чувашской Республики направлено 15143,8 млн. рублей, что на 12% больше показателя 2022 года.
По итогам 2022 года консолидированный бюджет Чувашской Республики исполнен с профицитом в объеме 3729,4 млн. рублей при плановом дефиците 4836,9 млн. рублей. Республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен с профицитом в объеме 2389,3 млн. рублей при плановом дефиците 3106,4 млн. рублей.
Консолидированный бюджет Чувашской Республики по итогам 2023 года исполнен с профицитом в объеме 143,7 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен с дефицитом в объеме 895,4 млн. рублей при плановом дефиците 7997,0 млн. рублей.
В Чувашской Республике проводится целенаправленная работа по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета, поддержанию экономически обоснованного объема государственного долга Чувашской Республики для сохранения ее позиции в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, продолжению положительной кредитной истории Чувашской Республики.
Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2023 г. составил 10611,3 млн. рублей, или 24,2% к собственным доходам. Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2024 г. составил 17268,8 млн. рублей, или 31,4% к собственным доходам при установленном в рамках заключенных с Минфином России соглашений о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам предельном значении 38%.
В структуре государственного долга Чувашской Республики 76,6% занимают бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета (13230,0 млн. рублей), и 23,4% - государственные гарантии Чувашской Республики (4038,8 млн. рублей).
Для снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики проводится работа по:
реструктуризации задолженности Чувашской Республики перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам с предоставлением отсрочки уплаты задолженности по основному долгу;
замене рыночных заимствований Чувашской Республики бюджетными кредитами из федерального бюджета.
В результате проведенной реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, в 2022 году высвобождены и направлены на обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных проектов, 1413,3 млн. рублей, в 2023 году направлено на обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией новых инвестиционных проектов, 2038,9 млн. рублей.
Как при исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики на текущий год, так и при планировании программы государственных внутренних заимствований Чувашской Республики на плановый период учитываются прогнозные параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на плановый период, объемы погашения государственного долга Чувашской Республики в плановом периоде в рамках заключенных и планируемых к заключению контрактов (договоров, соглашений), а также оценка стоимости обслуживания государственного долга Чувашской Республики с учетом ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.";
абзацы сорок четвертый и сорок пятый признать утратившими силу;
в разделе III:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"первый (консервативный) вариант, который основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономических условий, что характеризуется усилением внешнеторговых ограничений, фрагментацией мировой экономики и финансовой системы, и более сдержанном восстановлении потенциала российской и региональной экономики;
второй (базовый) вариант, который описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних и внутренних условий развития, предполагает положительную динамику деловой активности, развитие предпринимательства, обеспечение технологического суверенитета по критически важным направлениям, ускорение темпов инновационно ориентированного экономического роста.";
абзацы шестой - десятый изложить в следующей редакции:
"В 2023 году ВРП, по оценке, составит 105,1% к уровню предыдущего года, по базовому варианту прогноза в 2024 году - 103,0%, в 2025 году - 102,8%, в 2026 году - 102,7%, в 2030 году - 102,5%, в 2035 году - 102,6%. Объем ВРП увеличится к 2035 году в 2,2 раза к уровню 2022 года. Драйверами экономического роста выступят отрасли, ориентированные на формирование предложения, обеспечивающие импортозамещение и инвестиционно-инновационную модель развития: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство и транспорт, сфера информационных технологий, отрасли социальной сферы - здравоохранение и социальная политика, образование. По мере переориентации на новые рынки в структуре роста будет повышаться роль экспорта.
Индекс промышленного производства, по оценке, в 2023 году составит 115,5% к предыдущему году, по базовому варианту прогноза в 2024 году - 105,2%, в 2025 году - 104,1%, в 2026 году - 103,5%, в 2030 году - 102,6%, в 2035 году - 103,1%.
Формирование технологического суверенитета, импортозамещение, кластеризация экономики, увеличение объемов и спектра мер государственной поддержки промышленного бизнеса рассматриваются как перспективные направления развития промышленного сектора региональной экономики.
В условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний промышленный бизнес в Чувашской Республике ориентирован на локализацию производств в высокотехнологичных отраслях, применение новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, что позволяет существенно увеличить скорость адаптации бизнеса к меняющимся условиям, повысить его эффективность, справиться с дефицитом ресурсов.
По прогнозной оценке, общий объем инвестиций в основной капитал по Чувашской Республике в 2023 году составит 110,4 млрд. рублей, или 109,8% к уровню 2022 года. В 2024 году предполагается увеличение объема инвестиций (базовый вариант) до 119,1 млрд. рублей (102,1% к уровню предыдущего года), в 2025 году - до 128,6 млрд. рублей (102,8%), в 2026 году - до 138,7 млрд. рублей (102,9%), в 2030 году - до 177,7 млрд. рублей (102,5%), в 2035 году - до 248,2 млрд. рублей (104,0%). Прогнозируемый рост инвестиций будет связан с реализацией проектов на создаваемых в регионе территориях с преференциальным режимом, которые следует рассматривать как перспективные точки экономического роста всей Чувашской Республики, как-то: особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новочебоксарск", территория опережающего социально-экономического развития (город Канаш), индустриальные парки Батыревского муниципального округа и города Новочебоксарска, частные технопарки.";