(с изменениями на 30 сентября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 22.07.2024 N 315-пп, от 30.09.2024 N 459-пп)
В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", постановлений Правительства Белгородской области от 25 сентября 2023 года N 540-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Белгородской области", от 23 октября 2023 года N 591-пп "Об утверждении перечня государственных программ Белгородской области" Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области" (далее - Программа, прилагается).
2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (Ботвиньев А.Н.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов при разработке муниципальных программ учитывать положения Программы.
4. Признать утратившим силу с 1 января 2024 года постановление Правительства Белгородской области от 25 августа 2017 года N 329-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области Довгалюка С.В.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 12 апреля начиная с 2025 года, об исполнении - к 12 апреля 2031 года.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 28 декабря 2023 г. N 815-пп
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 22.07.2024 N 315-пп, от 30.09.2024 N 459-пп)
По состоянию на 1 января 2023 года общая численность населения, проживающего на территории Белгородской области, составила 1514,5 тыс. жителей.
В состав области входят 22 муниципальных образования, из них 13 муниципальных районов и 9 городских округов, в состав которых входят 25 городских и 265 сельских поселений, из них 11 населенных пунктов имеют статус "город".
В 25 городских и 167 сельских поселениях численность населения превышает 1000 человек.
На территории муниципальных образований Белгородской области расположено 5669 многоквартирных домов, ограничивающих 3675 дворовых территорий общей площадью 8,5 млн кв. метров, и 657 общественных территорий общей площадью 7,5 млн кв. метров.
В настоящее время доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов составляет 50,1 процента от общего количества дворовых территорий, в то же время доля дворовых территорий, на которых созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп, составляет 42,4 процента.
Доля благоустроенных общественных пространств составляет 62,1 процента от общего количества общественных территорий, в то же время доля общественных территорий, на которых созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп, составляет 47,3 процента.
Важнейшей частью формирования комфортной городской среды является оценка индекса качества городской среды. В ходе создания комфортной городской среды проанализирована среда всех 11 городов Белгородской области и изучены данные государственной и муниципальной статистики.
По итогам расчета, проводимого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, среднее значение индекса качества городской среды за 2023 год по Белгородской области составил 214 баллов, что выше на 31 процент по сравнению с результатами 2019 года. По годам ежегодный прирост значения показателя составлял: в 2020 году - 190 баллов (прирост - 7 баллов), в 2021 году - 197 баллов (прирост - 7 баллов), в 2022 году - 206 баллов (прирост - 9 баллов), в 2023 году прирост составил 8 баллов.
Количество городов с благоприятной средой на территории Белгородской области составляет 10 единиц: г. Алексеевка, г. Белгород, г. Валуйки, г. Грайворон, г. Губкин, г. Короча, г. Новый Оскол, г. Старый Оскол, г. Строитель, г. Шебекино, что составляет 91 процент от общего количества городов Белгородской области.
Общественные пространства играют огромную роль в жизни всех без исключения населенных пунктов. Именно эти зоны, в первую очередь, формируют городскую среду, ее привлекательность для людей.
Благоустроенной считается дворовая территория, имеющая освещение, малые архитектурные формы (лавочки и урны), дворовые проезды в нормативном состоянии, а также не менее одного расположенного в зоне пешеходной доступности оборудованного места для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.). Пешеходная доступность предполагает расстояние, преодолеваемое пешком, например, не более чем за 15 минут, что эквивалентно протяженности не более 1000 метров, таким образом, территория считается благоустроенной, если в радиусе 1000 м находится оборудованное место для проведения досуга и отдыха разными группами населения.
Потребность в благоустройстве территорий муниципальных образований Белгородской области обусловлена износом объектов благоустройства, их составляющих в результате длительной эксплуатации.
Успешная реализация в Белгородской области федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" позволит развить механизмы реализации комплексных проектов создания комфортной городской среды на территории Белгородской области с учетом индекса качества городской среды, повысить уровень благоустройства территорий населенных пунктов Белгородской области с численностью населения свыше 1000 человек и улучшить качество жизни населения, а участие граждан и заинтересованных организаций Белгородской области во всех этапах проведения благоустройства гарантирует заинтересованным лицам полноту и достоверность полученной информации, а также прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области.
Реализация мероприятий по благоустройству позволит обеспечить улучшение организационных и экономических условий, архитектурного облика, уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия жителей, повысить информированность граждан и заинтересованных лиц о реализуемых в области проектах и созданной инфраструктуре, повысить эффективность работы исполнительных органов Белгородской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования и развития деятельности по формированию современной городской среды.
В рамках реализации государственной программы под общественными территориями понимаются территории муниципальных образований соответствующего функционального назначения: площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территории.
Под малыми городами понимаются населенные пункты, имеющие статус города, с численностью населения до 200 тыс. человек включительно.
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Под городским хозяйством понимается комплекс объектов, образующих инфраструктуру города (объекты жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспортного обслуживания, общественной безопасности, услуг связи, места массового отдыха и общественные территории).
Под цифровизацией городского хозяйства понимается совокупность мероприятий, направленных на качественное преобразование инфраструктуры города посредством внедрения в ее деятельность цифровых технологий и платформенных решений, инновационных инженерных разработок, организационно-методических подходов и правовых моделей с целью создания комфортных условий проживания населения.
Под платформой по голосованию за объекты благоустройства понимается информационная система, предназначенная для проведения голосования граждан в возрасте от 14 лет по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации государственных программ и муниципальных программ, использование которой согласовано с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий включает ремонт дворовых проездов, тротуаров, подходов к подъездам, отмостки многоквартирных домов, являющейся частью транзитного пути (тротуара), а также подпорных стен; обеспечение освещения дворовых территорий; установку скамеек и урн; обустройство травмобезопасного покрытия детских игровых и (или) спортивных площадок; оборудование детских площадок (не более 10 элементов), ремонт и (или) обустройство хозяйственных площадок, установку ограждений (высотой не более 0,7 м); ремонт существующих автомобильных парковок; ремонт и восстановление озеленения; ремонт и (или) устройство системы водоотведения у подъездов многоквартирных домов.
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.09.2024 N 459-пп)
Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает оборудование детских игровых площадок (более 10 элементов), в том числе игровых комплексов; оборудование спортивных площадок; создание автомобильных парковок; озеленение территорий (высадка деревьев, кустарников); ремонт лестниц и пешеходных мостиков; установку систем видеонаблюдения; установку ограждений; иные виды работ в случае принятия такого решения заинтересованными лицами.
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.09.2024 N 459-пп)
Мероприятия по цифровизации городского хозяйства включают:
а) создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, предусмотренной базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт "Умный город");
б) энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку зданий, с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
в) проведение инвентаризации общественных территорий с использованием цифровых приложений и формирование электронного паспорта общественных территорий;
г) создание комплексных систем обеспечения и онлайн-мониторинга общественной безопасности, включая организацию постоянного видеонаблюдения, с использованием систем видеоаналитики в общественных и дворовых территориях, в том числе интегрированных в системы контроля и управления доступа в здания;
д) интеграцию цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития "Активный горожанин" с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в целях передачи на единый портал сведений о сообщениях, обращениях граждан и юридических лиц, о ходе и результатах рассмотрения таких сообщений, обращений;
е) создание системы автоматизированного контроля за работой коммунальной техники, предусмотренной базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт "Умный город").
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены следующими нормативными правовыми актами: