В целях актуализации и повышения эффективности реализации государственной программы Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 декабря 2023 года N 815-пп, Правительство Белгородской области постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Белгородской области от 28 декабря 2023 года N 815-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области":
- государственную программу Белгородской области "Формирование современной городской среды на территории Белгородской области", утвержденную в пункте 1 постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области Довгалюка С.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
По состоянию на 1 января 2023 года общая численность населения, проживающего на территории Белгородской области, составила 1514,5 тыс. жителей.
В состав области входят 22 муниципальных образования, из них 13 муниципальных районов и 9 городских округов, в состав которых входят 25 городских и 265 сельских поселений, из них 11 населенных пунктов имеют статус "город".
В 25 городских и 167 сельских поселениях численность населения превышает 1000 человек.
На территории муниципальных образований Белгородской области расположено 5669 многоквартирных домов, ограничивающих 3675 дворовых территорий общей площадью 8,5 млн кв. метров, и 657 общественных территорий общей площадью 7,5 млн кв. метров.
В настоящее время доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов составляет 50,1 процента от общего количества дворовых территорий, в то же время доля дворовых территорий, на которых созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп, составляет 42,4 процента.
Доля благоустроенных общественных пространств составляет 62,1 процента от общего количества общественных территорий, в то же время доля общественных территорий, на которых созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп, составляет 47,3 процента.
Важнейшей частью формирования комфортной городской среды является оценка индекса качества городской среды. В ходе создания комфортной городской среды проанализирована среда всех 11 городов Белгородской области и изучены данные государственной и муниципальной статистики.
По итогам расчета, проводимого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, среднее значение индекса качества городской среды за 2023 год по Белгородской области составил 214 баллов, что выше на 31 процент по сравнению с результатами 2019 года. По годам ежегодный прирост значения показателя составлял: в 2020 году - 190 баллов (прирост - 7 баллов), в 2021 году - 197 баллов (прирост - 7 баллов), в 2022 году - 206 баллов (прирост - 9 баллов), в 2023 году прирост составил 8 баллов.
Количество городов с благоприятной средой на территории Белгородской области составляет 10 единиц: г. Алексеевка, г. Белгород, г. Валуйки, г. Грайворон, г. Губкин, г. Короча, г. Новый Оскол, г. Старый Оскол, г. Строитель, г. Шебекино, что составляет 91 процент от общего количества городов Белгородской области.
Общественные пространства играют огромную роль в жизни всех без исключения населенных пунктов. Именно эти зоны, в первую очередь, формируют городскую среду, ее привлекательность для людей.
Благоустроенной считается дворовая территория, имеющая освещение, малые архитектурные формы (лавочки и урны), дворовые проезды в нормативном состоянии, а также не менее одного расположенного в зоне пешеходной доступности оборудованного места для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.). Пешеходная доступность предполагает расстояние, преодолеваемое пешком, например, не более чем за 15 минут, что эквивалентно протяженности не более 1000 метров, таким образом, территория считается благоустроенной, если в радиусе 1000 м находится оборудованное место для проведения досуга и отдыха разными группами населения.
Потребность в благоустройстве территорий муниципальных образований Белгородской области обусловлена износом объектов благоустройства, их составляющих в результате длительной эксплуатации.
Успешная реализация в Белгородской области федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" позволит развить механизмы реализации комплексных проектов создания комфортной городской среды на территории Белгородской области с учетом индекса качества городской среды, повысить уровень благоустройства территорий населенных пунктов Белгородской области с численностью населения свыше 1000 человек и улучшить качество жизни населения, а участие граждан и заинтересованных организаций Белгородской области во всех этапах проведения благоустройства гарантирует заинтересованным лицам полноту и достоверность полученной информации, а также прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области.
Реализация мероприятий по благоустройству позволит обеспечить улучшение организационных и экономических условий, архитектурного облика, уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия жителей, повысить информированность граждан и заинтересованных лиц о реализуемых в области проектах и созданной инфраструктуре, повысить эффективность работы исполнительных органов Белгородской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования и развития деятельности по формированию современной городской среды.
В рамках реализации государственной программы под общественными территориями понимаются территории муниципальных образований соответствующего функционального назначения: площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территории.
Под малыми городами понимаются населенные пункты, имеющие статус города, с численностью населения до 200 тыс. человек включительно.
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Под городским хозяйством понимается комплекс объектов, образующих инфраструктуру города (объекты жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспортного обслуживания, общественной безопасности, услуг связи, места массового отдыха и общественные территории).
Под цифровизацией городского хозяйства понимается совокупность мероприятий, направленных на качественное преобразование инфраструктуры города посредством внедрения в ее деятельность цифровых технологий и платформенных решений, инновационных инженерных разработок, организационно-методических подходов и правовых моделей с целью создания комфортных условий проживания населения.
Под платформой по голосованию за объекты благоустройства понимается информационная система, предназначенная для проведения голосования граждан в возрасте от 14 лет по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации государственных программ и муниципальных программ, использование которой согласовано с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий включает ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн, иные виды работ.
Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, иные виды работ (в случае принятия такого решения заинтересованными лицами).
Мероприятия по цифровизации городского хозяйства включают:
а) создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, предусмотренной базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт "Умный город");
б) энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку зданий, с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
в) проведение инвентаризации общественных территорий с использованием цифровых приложений и формирование электронного паспорта общественных территорий;
г) создание комплексных систем обеспечения и онлайн-мониторинга общественной безопасности, включая организацию постоянного видеонаблюдения, с использованием систем видеоаналитики в общественных и дворовых территориях, в том числе интегрированных в системы контроля и управления доступа в здания;
д) интеграцию цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития "Активный горожанин" с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в целях передачи на единый портал сведений о сообщениях, обращениях граждан и юридических лиц, о ходе и результатах рассмотрения таких сообщений, обращений;
е) создание системы автоматизированного контроля за работой коммунальной техники, предусмотренной базовыми и дополнительными требованиями к умным городам (стандарт "Умный город").
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены следующими нормативными правовыми актами:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309);
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 11 июля 2023 года N 371-пп;
- Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 (далее - Программа).
Основными приоритетами государственной политики являются также формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
Реализация государственной политики в жилищно-коммунальной сфере, а также достижение показателей государственной программы будет способствовать достижению одной из целей Программы - повышение в полтора раза комфортности городской среды к 2030 году.
Указанная цель Программы соответствуют показателю национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом N 309, которая включает следующий целевой показатель: