МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 29 июня 2023 года N 1420


О совершенствовании организации службы медицины катастроф Республики Татарстан



В целях совершенствования организации службы медицины катастроф Республики Татарстан в условиях чрезвычайных ситуаций в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.11.2020 N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации", Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2011 N 530 "О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмена ею и оповещение органов государственной власти и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан" (в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.02.2012 N 163, от 16.05.2014 N 323, от 22.08.2014 N 606, от 25.10.2016 N 777, от 08.06.2021 N 437, от 21.03.2023 N 308, от 11.07.2023 N 810), от 07.06.2014 N 382 "О службе медицины катастроф Республики Татарстан" (в ред. постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2023 N 341) приказываю:


1. Утвердить:


1.1. Положение о порядке передачи информации при чрезвычайных ситуациях в системе здравоохранения Республики Татарстан (приложение N 1 к настоящему приказу);


1.2. Положение об организации догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций (приложение N 2 к настоящему приказу);


1.3. План-задание на формирование врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф Республики Татарстан (приложение N 3 к настоящему приказу);


1.4. Порядок действий при передаче лекарственных препаратов и медицинских изделий (материальных ценностей) из резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера (приложение N 4 к настоящему приказу);


1.5. Форму извещений "Первичное донесение о чрезвычайной (нештатной) ситуации" (приложение N 5 к настоящему приказу), "Последующее донесение о чрезвычайной (нештатной) ситуации" (приложение N 6 к настоящему приказу), "Информация о проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной (нештатной) ситуации" (приложение N 7 к настоящему приказу).


2. Руководителям медицинских организаций Республики Татарстан:


2.1. Сформировать врачебно-сестринские бригады и бригады специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф Республики Татарстан в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу;


2.2. Обеспечить личный состав бригад комплектно-табельным имуществом в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16.10.2014 N 1905 "О создании межрайонных центров медицины катастроф службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан";


2.3. Сформировать дополнительный коечный фонд для развертывания при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций из расчета 10 - 20% от штатного (профиль коечного фонда определять по основному виду медицинской деятельности) (приложение N 8 к настоящему приказу);


2.4. Разработать "План приведения в готовность бригады" (приложение N 9 к настоящему приказу) и проводить работу по подготовке и тренировке личного состава бригад в соответствии с планами обучения;


2.5. Назначить ответственное лицо за подготовку и функционирование подведомственного учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций из числа заместителей по медицинской части.


2.6. Обеспечить размещение схемы оповещения сотрудников в рабочее (нерабочее) время, схемы передачи информации о чрезвычайных (нештатных) ситуациях в приемно-диагностических отделениях, диспетчерских станций (отделений) скорой медицинской помощи в доступном месте.


3. Просить ректора ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации А.С.Созинова рассмотреть возможность формирования бригад специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф Республики Татарстан в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу.


4. Руководителю Республиканского центра медицины катастроф ГАУЗ "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" осуществлять:


4.1. методическую помощь в подготовке формирований службы медицины катастроф Республики Татарстан;


4.2. контроль готовности формирований службы медицины катастроф Республики Татарстан к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.


5. Считать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 20.07.2012 N 1098, от 01.07.2013 N 1185, от 18.11.2014 N 2073, от 21.12.2015 N 2721, от 20.04.2018 N 906, от 15.11.2019 N 2250.


6. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан И.Р.Фатихова.



Министр
М.М.МИННУЛЛИН



Приложение N 1
к приказу Минздрава
Республики Татарстан
от 29 июня 2023 г. N 1420



ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет порядок передачи информации о чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан.


1.2. Основной целью организации сбора, обработки, анализа и обмена информацией о ЧС является обеспечение эффективности мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС или угрозе их возникновения.


1.3. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:


своевременное оповещение Республиканского центра медицины катастроф (далее - РЦМК) и органов управления здравоохранением достоверными данными о масштабах ЧС, возможности их возникновения, а также о неотложных действиях, направленных на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС;


организация обмена оперативной информацией о ЧС РЦМК с взаимодействующими министерствами и ведомствами.


1.4. Руководители медицинских организаций несут личную ответственность за полноту и достоверность передаваемой информации о ЧС (угрозе ЧС).


1.5. В каждой медицинской организации приказом руководителя назначается ответственное лицо за организацию передачи информации о ЧС.


1.6. Порядок передачи информации о ЧС в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан регламентируется Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2011 года N 530 "О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмена ею и оповещение органов государственной власти и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан" (в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.02.2012 N 163, от 16.05.2014 N 323, от 22.08.2014 N 606, от 25.10.2016 N 777, от 08.06.2021 N 437, от 21.03.2023 N 308, от 11.07.2023 N 810) и настоящим положением.


1.7. Виды информации о ЧС, передаваемой медицинскими организациями:


чрезвычайная (первичное донесение) - содержание информации требует оперативных решений и представляется немедленно;


чрезвычайная уточненная (последующее донесения) - передача уточнений немедленно при появлении дополнительной информации;


срочная - представляется к определенному сроку: в течение часа и через каждые 4 часа;


текущая - содержит постоянно поступающие сведения, передается на 8.00 и 20.00 ежедневно.


1.8. Информация о ЧС (чрезвычайная, чрезвычайная уточненная, срочная, текущая), фактах угрозы возникновения ЧС оперативно - дежурными службами медицинских организаций передается согласно схеме передачи информации.


1.9. РЦМК осуществляет круглосуточный прием, обработку, анализ и передачу информации о ЧС в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и другие заинтересованные министерства и ведомства.


1.10. При ЧС с количеством пораженных 7 и более человек или угрозе жизни и здоровью 10 и более человек РЦМК направляет в зону ЧС специалистов для изучения обстановки, организации мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий и оценки их эффективности, организации взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами.


1.11. Руководитель РЦМК несет личную ответственность за достоверность и полноту информации о ЧС, направленную в министерства и ведомства.


Информация о ЧС, направляемая в Правительство Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации согласовывается с министром здравоохранения Республики Татарстан (или его заместителями).


1.12. Медицинская организация, участвующая в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (на догоспитальном и госпитальном уровнях), заполняет и передает в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК "Первичное донесение о чрезвычайной (нештатной) ситуации" в соответствии с приложением N 5 к настоящему приказу.


1.13. Медицинская организация, участвующая так же в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на госпитальном этапе, заполняет и передает в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК "Информацию о проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной (нештатной) ситуации" в соответствии с приложением N 6 к настоящему приказу.


1.14. Медицинская организация немедленно передает информацию о социально значимых, нештатных (обращение за медицинской помощью 3 и более больных, поступивших из ограниченных коллективов (мест); дорожно-транспортном происшествии с участием машины скорой медицинской помощи; массовое (само) обращение пострадавших (4 человека и более) и других ситуациях, влияющих на деятельность медицинской организации или на оказание медицинской помощи населению, в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК по телефону: (843) 293-49-95, по электронной почте: vrach.operativnyy@tatar.ru (круглосуточно).



Схема передачи информации о чрезвычайной ситуации в системе здравоохранения Республики Татарстан




2. Критерии отнесения информации о ЧС

N п/п

Наименование источника ЧС

Критерии отнесении событии к ЧС

1.

Техногенные ЧС

1.1

Транспортные аварии

1.1.1

Аварии на метрополитене

Погибших 2 и более человек; или получили вред здоровью, за исключением поверхностных повреждений (в том числе ссадины, кровоподтека, ушиба мягких тканей, включающего кровоподтек и гематому), поверхностных ран и других повреждений, не влекущих за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (далее - вред здоровью), 4 человека и более

1.1.2

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Сход (угроза схода) 1 и более вагонов грузовых и пассажирских поездов. Взрывы и пожары (угроза взрыва и пожара) в пассажирских и грузовых поездах. Угроза железнодорожной катастрофы

1.1.3

Аварии и катастрофы на автодорогах

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Скопление 30 и более автомобилей на автотрассах вне населенных пунктов. Введение в действие плана "Буран" на уровне района (города)

1.1.4

Авиационные катастрофы

Угроза падения воздушного судна. Падение воздушного судна. Прочие аварии на авиатранспорте с числом пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек

1.1.5

Аварии и катастрофы на водных видах транспорта

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Угроза затопления, затопление и прочие аварии

1.1.6

Прочие аварии и катастрофы

Аварии, взрывы, пожары на всех видах транспорта с выбросом (разливом, утечкой) АХОВ, радиоактивных и биологически опасных веществ

1.2

Пожары, взрывы (в том числе с последующим горением) и (или) разрушением (обрушением) в здании и сооружении. Угроза возникновения

ЧС на объектах экономики:

1.2.1

Пожары, взрывы и обрушения зданий и сооружений предназначенных для промышленных, складских, сельскохозяйственных, научно-исследовательских и прочих объектах экономики

4 и более пострадавших.

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек.

Выход поражающих факторов за санитарно - защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 50 раз и более

1.2.2

Пожары, взрывы и обрушения открытых и крытых спортивно-физкультурных, зрелищных, торговых сооружений (стадионы, спортивно-развлекательные комплексы, рынки)

4 и более пострадавших.

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек

1.2.3

Аварии на гидротехнических и гидроэнергетических объектах

Прорыв (угроза прорыва) плотин, дамб, шлюзов с образованием волн, прорыва и затоплений или прорывного паводка с угрозой жизни и здоровью 4 и более человек

1.2.4

Аварии с разрывом (выбросом) нефти (нефтепродуктов)

Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек

1.2.5

Прочие ЧС на объектах экономики

Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек

1.3

Аварии на системах жизнеобеспечения населения:

1.3.1

Пожары, взрывы и обрушения на объектах жилищного и социально-бытового назначения, а также в медицинских организациях

Угроза жизни и здоровью 4 и более человек

1.3.2

Аварии на системах жизнеобеспечения медицинских организаций

Аварийное отключение электропитания на 1 час и более, водоснабжения на 2 часа и более, теплоснабжения на 6 часов и более

1.3.3

Прочие ЧС на системах жизнеобеспечения

Угроза жизни и здоровью 4 и более человек

1.4

Аварии с выбросом опасных веществ

1.4.1

Аварии с выбросом газа, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), опасных биологических веществ (ОБВ), радиоактивных веществ (РВ)

Угроза жизни и здоровью 4 и более человек

2.

Природные ЧС

2.1

Опасные геофизические явления

2.1.1

Землетрясение

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек

2.2

Опасные геологические явления

2.3

Опасные метеорологические явления

2.3.3

Сильный снег (снегопад), сильный мороз, сильная метель

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек

2.3.4

Сильная жара

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек

2.4

Опасные гидрологические явления

2.4.1

Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок)

Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек

2.5

Опасные явления в лесах

2.5.1

Природные, лесные и торфяные пожары

Число пострадавших 4 и более человек. Угроза воспламенения зданий и сооружений учреждений здравоохранения

3.

Биолого-социальные ЧС

3.1

Инфекционные заболевания и отравления

Количество случаев

3.1.1

чумой

о каждом случае

3.1.2

холерой

о каждом случае

3.1.3

оспой

о каждом случае

3.1.4

острым паралитическим полиомиелитом, в том числе о каждом случае, ассоциированном с вакциной

о каждом случае

3.1.5

гриппом, вызванным высокопатогенным (H5N1 и др.), а также новым антигенным вариантом вируса

о каждом случае

3.1.6

тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС)

о каждом случае

3.1.7

желтой лихорадкой

о каждом случае

3.1.8

контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой (Эбола, Ласа, Марбург)

о каждом случае

3.1.9

лихорадкой Западного Нила, лихорадкой Долины Риф, Зика, Денге

о каждом случае

3.1.10

крымской геморрагической лихорадкой

о каждом случае

3.1.11

малярией

о каждом случае местной передачи

3.1.12

бешенством

о каждом случае

3.1.13

сибирской язвой

о каждом случае

3.1.14.

ВИЧ-инфекция

о каждом случае

заражения в медицинской организации

3.1.15

эпидемическим сыпным тифом, болезнью Брилля

о каждом случае

3.1.16

легионеллезом

о каждом случае

3.2

Выделение возбудителей инфекционных болезней:

3.2.1

о выделении чистой культуры чумного микроба от грызунов в населенном пункте

о каждом случае

3.2.2

о выделении культуры холерного вибриона из окружающей среды

о каждом случае

3.2.3

о выделении дикого полиовируса от людей и (или) из окружающей среды

о каждом случае

3.2.4

о выделении легионелл из образцов воды систем водоснабжения, кондиционирования и увлажнения в количестве более 10 КОЕ на литр

о каждом случае

3.3

Выявление среди населения случаев инфекционных и паразитарных болезней или подозрений на инфекционные и паразитарные болезни, возникшие в пределах одного инкубационного периода, на одной территории или среди членов одного коллектива (далее - групповые заболевания):

3.3.1

брюшным тифом, паратифами

5 и более

3.3.2

другими сальмонеллезными инфекциями

30 и более

3.3.3

шигеллезом и другими острыми кишечными инфекциями установленной (включая условно-патогенную микрофлору и инфекционные болезни вирусной этиологии) и неустановленной этиологии

30 и более

3.3.4

кишечным иерсиниозом и псевдотуберкулезом

25 и более

3.3.5

вирусным гепатитом A

25 и более

3.3.6

энтеровирусной инфекцией, в том числе серозным вирусным менингитом

30 и более

3.3.7

дифтерией (в том числе бактерионосителей токсигенных штаммов коринебактерий)

5 и более

3.3.8

корью

5 и более

3.3.9

геморрагической лихорадкой с почечным синдромом

10 и более

3.3.10

лептоспирозом

5 и более

3.3.11

легионеллезом

2 и более

3.3.12

лихорадкой Ку

3 и более

3.3.13

другими риккетсиозами

5 и более

3.3.14

орнитозом

5 и более

3.3.15

бруцеллезом, независимо от типа

3 и более

3.3.16

туляремией

5 и более

3.3.17

трихинеллезом

10 и более

3.3.18

менингококковой инфекцией

10 и более

3.3.19

клещевым весенне-летним энцефалитом

10 и более

3.3.20

клещевым боррелиозом (болезнь Лайма)

10 и более

3.3.21

эндемичными природно-очаговыми инфекциями (Омская геморрагическая лихорадка, комариный (японский) энцефалит, Карельская лихорадка, москитная лихорадка и др.)

3 и более

3.3.22

другими инфекционными, паразитарными и установленной и неустановленной этиологии болезнями с нетипичным клиническим течением, тяжелым клиническим течением и летальными исходами

30 и более

3.3.23

инфекционными и неинфекционными болезнями установленной и неустановленной этиологии с нетипичным клиническим течением, тяжелым клиническим течением и летальными исходами

10 случаев заболеваний

3.4

Выявление групповых заболеваний или подозрений на заболевания в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, специальных для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях дополнительного образования детей), в лечебно-профилактических учреждениях (в том числе санаторно-курортных), специализированных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждениях отдыха и оздоровления:

3.4.1

брюшным тифом, паратифами

2 и более

3.4.2

другими сальмонеллезньши инфекциями

15 и более

3.4.3

шигеллезом и другими острыми кишечными инфекциями установленной (включая условно-патогенную микрофлору, инфекционные болезни вирусной этиологии) и неустановленной этиологии

15 и более

3.4.4

кишечным иерсиниозом и псевдотуберкулезом

15 и более

3.4.5

вирусным гепатитом A

10 и более

3.4.6

вирусными гепатитами B, C, D

5 и более

3.4.7

энтеровирусной инфекцией, в том числе серозным вирусным менингитом

15 и более

3.4.8

дифтерией (в том числе бактерионосителей токсигенных штаммов коринебактерий)

3 и более

3.4.9

корью

3 и более

3.4.10

эпидемическим паротитом

10 и более

3.4.11

краснухой

5 и более

3.4.12

менингококковой инфекцией

5 и более

3.4.13

легионеллезом

2 и более

3.4.14

инфекционной патологией любой этиологии, включая гнойно-септические и другие внутрибольничные инфекции, у новорожденных и родильниц (суммарно)

5 и более

3.4.15

гнойно-септической и другими внутрибольничными инфекциями среди пациентов и персонала (для МО)

5 и более

3.5

Отравления, токсическое действие веществ

3.5.1

Отравление лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора

3.5.2

Поражение токсическими веществами немедицинского назначения:

в т.ч. Алкоголь

Органические растворители

Грибы

Пестициды

Газ

Окись углерода Дым

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора

3.6

Воздействие внешних причин - из них: Радиация

Низкая температура. Высокая температура. Атмосферное давление. Асфиксия

Другие внешние причины

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора

4

ЧС социального характера

4.1

Случаи хищения радиоактивных, взрывоопасных, химически и биологически опасных веществ

Угроза жизни и здоровью 4 и более человек

4.2

Массовые беспорядки

Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек

4.3

Массовые мероприятия, митинги

(санкционированные,

несанкционированные)

Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек

4.4

Несанкционированное, внезапное прекращение работы медицинской организации

Независимо от наличия пострадавших

4.5

Террористические акты и угроза их совершения, в т.ч. обнаружение взрывоопасного предмета

Независимо от наличия пострадавших

4.6

Прочие социальные ЧС, конфликты

Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»