В целях совершенствования организации службы медицины катастроф Республики Татарстан в условиях чрезвычайных ситуаций в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.11.2020 N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации", Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2011 N 530 "О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмена ею и оповещение органов государственной власти и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан" (в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.02.2012 N 163, от 16.05.2014 N 323, от 22.08.2014 N 606, от 25.10.2016 N 777, от 08.06.2021 N 437, от 21.03.2023 N 308, от 11.07.2023 N 810), от 07.06.2014 N 382 "О службе медицины катастроф Республики Татарстан" (в ред. постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2023 N 341) приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о порядке передачи информации при чрезвычайных ситуациях в системе здравоохранения Республики Татарстан (приложение N 1 к настоящему приказу);
1.2. Положение об организации догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций (приложение N 2 к настоящему приказу);
1.3. План-задание на формирование врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф Республики Татарстан (приложение N 3 к настоящему приказу);
1.4. Порядок действий при передаче лекарственных препаратов и медицинских изделий (материальных ценностей) из резерва медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера (приложение N 4 к настоящему приказу);
1.5. Форму извещений "Первичное донесение о чрезвычайной (нештатной) ситуации" (приложение N 5 к настоящему приказу), "Последующее донесение о чрезвычайной (нештатной) ситуации" (приложение N 6 к настоящему приказу), "Информация о проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной (нештатной) ситуации" (приложение N 7 к настоящему приказу).
2. Руководителям медицинских организаций Республики Татарстан:
2.1. Сформировать врачебно-сестринские бригады и бригады специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф Республики Татарстан в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу;
2.2. Обеспечить личный состав бригад комплектно-табельным имуществом в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16.10.2014 N 1905 "О создании межрайонных центров медицины катастроф службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан";
2.3. Сформировать дополнительный коечный фонд для развертывания при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций из расчета 10 - 20% от штатного (профиль коечного фонда определять по основному виду медицинской деятельности) (приложение N 8 к настоящему приказу);
2.4. Разработать "План приведения в готовность бригады" (приложение N 9 к настоящему приказу) и проводить работу по подготовке и тренировке личного состава бригад в соответствии с планами обучения;
2.5. Назначить ответственное лицо за подготовку и функционирование подведомственного учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций из числа заместителей по медицинской части.
2.6. Обеспечить размещение схемы оповещения сотрудников в рабочее (нерабочее) время, схемы передачи информации о чрезвычайных (нештатных) ситуациях в приемно-диагностических отделениях, диспетчерских станций (отделений) скорой медицинской помощи в доступном месте.
3. Просить ректора ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации А.С.Созинова рассмотреть возможность формирования бригад специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф Республики Татарстан в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу.
4. Руководителю Республиканского центра медицины катастроф ГАУЗ "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" осуществлять:
4.1. методическую помощь в подготовке формирований службы медицины катастроф Республики Татарстан;
4.2. контроль готовности формирований службы медицины катастроф Республики Татарстан к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
5. Считать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 20.07.2012 N 1098, от 01.07.2013 N 1185, от 18.11.2014 N 2073, от 21.12.2015 N 2721, от 20.04.2018 N 906, от 15.11.2019 N 2250.
6. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан И.Р.Фатихова.
Министр
М.М.МИННУЛЛИН
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1.1. Настоящее Положение определяет порядок передачи информации о чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
1.2. Основной целью организации сбора, обработки, анализа и обмена информацией о ЧС является обеспечение эффективности мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС или угрозе их возникновения.
1.3. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
своевременное оповещение Республиканского центра медицины катастроф (далее - РЦМК) и органов управления здравоохранением достоверными данными о масштабах ЧС, возможности их возникновения, а также о неотложных действиях, направленных на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС;
организация обмена оперативной информацией о ЧС РЦМК с взаимодействующими министерствами и ведомствами.
1.4. Руководители медицинских организаций несут личную ответственность за полноту и достоверность передаваемой информации о ЧС (угрозе ЧС).
1.5. В каждой медицинской организации приказом руководителя назначается ответственное лицо за организацию передачи информации о ЧС.
1.6. Порядок передачи информации о ЧС в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан регламентируется Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2011 года N 530 "О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмена ею и оповещение органов государственной власти и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан" (в ред. Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.02.2012 N 163, от 16.05.2014 N 323, от 22.08.2014 N 606, от 25.10.2016 N 777, от 08.06.2021 N 437, от 21.03.2023 N 308, от 11.07.2023 N 810) и настоящим положением.
1.7. Виды информации о ЧС, передаваемой медицинскими организациями:
чрезвычайная (первичное донесение) - содержание информации требует оперативных решений и представляется немедленно;
чрезвычайная уточненная (последующее донесения) - передача уточнений немедленно при появлении дополнительной информации;
срочная - представляется к определенному сроку: в течение часа и через каждые 4 часа;
текущая - содержит постоянно поступающие сведения, передается на 8.00 и 20.00 ежедневно.
1.8. Информация о ЧС (чрезвычайная, чрезвычайная уточненная, срочная, текущая), фактах угрозы возникновения ЧС оперативно - дежурными службами медицинских организаций передается согласно схеме передачи информации.
1.9. РЦМК осуществляет круглосуточный прием, обработку, анализ и передачу информации о ЧС в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и другие заинтересованные министерства и ведомства.
1.10. При ЧС с количеством пораженных 7 и более человек или угрозе жизни и здоровью 10 и более человек РЦМК направляет в зону ЧС специалистов для изучения обстановки, организации мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий и оценки их эффективности, организации взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами.
1.11. Руководитель РЦМК несет личную ответственность за достоверность и полноту информации о ЧС, направленную в министерства и ведомства.
Информация о ЧС, направляемая в Правительство Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации согласовывается с министром здравоохранения Республики Татарстан (или его заместителями).
1.12. Медицинская организация, участвующая в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (на догоспитальном и госпитальном уровнях), заполняет и передает в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК "Первичное донесение о чрезвычайной (нештатной) ситуации" в соответствии с приложением N 5 к настоящему приказу.
1.13. Медицинская организация, участвующая так же в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на госпитальном этапе, заполняет и передает в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК "Информацию о проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной (нештатной) ситуации" в соответствии с приложением N 6 к настоящему приказу.
1.14. Медицинская организация немедленно передает информацию о социально значимых, нештатных (обращение за медицинской помощью 3 и более больных, поступивших из ограниченных коллективов (мест); дорожно-транспортном происшествии с участием машины скорой медицинской помощи; массовое (само) обращение пострадавших (4 человека и более) и других ситуациях, влияющих на деятельность медицинской организации или на оказание медицинской помощи населению, в оперативно-диспетчерский отдел РЦМК по телефону: (843) 293-49-95, по электронной почте: vrach.operativnyy@tatar.ru (круглосуточно).
N п/п | Наименование источника ЧС | Критерии отнесении событии к ЧС |
1. | Техногенные ЧС | |
1.1 | Транспортные аварии | |
1.1.1 | Аварии на метрополитене | Погибших 2 и более человек; или получили вред здоровью, за исключением поверхностных повреждений (в том числе ссадины, кровоподтека, ушиба мягких тканей, включающего кровоподтек и гематому), поверхностных ран и других повреждений, не влекущих за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (далее - вред здоровью), 4 человека и более |
1.1.2 | Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Сход (угроза схода) 1 и более вагонов грузовых и пассажирских поездов. Взрывы и пожары (угроза взрыва и пожара) в пассажирских и грузовых поездах. Угроза железнодорожной катастрофы |
1.1.3 | Аварии и катастрофы на автодорогах | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Скопление 30 и более автомобилей на автотрассах вне населенных пунктов. Введение в действие плана "Буран" на уровне района (города) |
1.1.4 | Авиационные катастрофы | Угроза падения воздушного судна. Падение воздушного судна. Прочие аварии на авиатранспорте с числом пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек |
1.1.5 | Аварии и катастрофы на водных видах транспорта | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Угроза затопления, затопление и прочие аварии |
1.1.6 | Прочие аварии и катастрофы | Аварии, взрывы, пожары на всех видах транспорта с выбросом (разливом, утечкой) АХОВ, радиоактивных и биологически опасных веществ |
1.2 | Пожары, взрывы (в том числе с последующим горением) и (или) разрушением (обрушением) в здании и сооружении. Угроза возникновения | |
ЧС на объектах экономики: | ||
1.2.1 | Пожары, взрывы и обрушения зданий и сооружений предназначенных для промышленных, складских, сельскохозяйственных, научно-исследовательских и прочих объектах экономики | 4 и более пострадавших. Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек. Выход поражающих факторов за санитарно - защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 50 раз и более |
1.2.2 | Пожары, взрывы и обрушения открытых и крытых спортивно-физкультурных, зрелищных, торговых сооружений (стадионы, спортивно-развлекательные комплексы, рынки) | 4 и более пострадавших. Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек |
1.2.3 | Аварии на гидротехнических и гидроэнергетических объектах | Прорыв (угроза прорыва) плотин, дамб, шлюзов с образованием волн, прорыва и затоплений или прорывного паводка с угрозой жизни и здоровью 4 и более человек |
1.2.4 | Аварии с разрывом (выбросом) нефти (нефтепродуктов) | Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек |
1.2.5 | Прочие ЧС на объектах экономики | Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек |
1.3 | Аварии на системах жизнеобеспечения населения: | |
1.3.1 | Пожары, взрывы и обрушения на объектах жилищного и социально-бытового назначения, а также в медицинских организациях | Угроза жизни и здоровью 4 и более человек |
1.3.2 | Аварии на системах жизнеобеспечения медицинских организаций | Аварийное отключение электропитания на 1 час и более, водоснабжения на 2 часа и более, теплоснабжения на 6 часов и более |
1.3.3 | Прочие ЧС на системах жизнеобеспечения | Угроза жизни и здоровью 4 и более человек |
1.4 | Аварии с выбросом опасных веществ | |
1.4.1 | Аварии с выбросом газа, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), опасных биологических веществ (ОБВ), радиоактивных веществ (РВ) | Угроза жизни и здоровью 4 и более человек |
2. | Природные ЧС | |
2.1 | Опасные геофизические явления | |
2.1.1 | Землетрясение | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек |
2.2 | Опасные геологические явления | |
2.3 | Опасные метеорологические явления | |
2.3.3 | Сильный снег (снегопад), сильный мороз, сильная метель | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек |
2.3.4 | Сильная жара | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек |
2.4 | Опасные гидрологические явления | |
2.4.1 | Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок) | Число пострадавших 4 и более человек, погибших 2 и более человек |
2.5 | Опасные явления в лесах | |
2.5.1 | Природные, лесные и торфяные пожары | Число пострадавших 4 и более человек. Угроза воспламенения зданий и сооружений учреждений здравоохранения |
3. | Биолого-социальные ЧС | |
3.1 | Инфекционные заболевания и отравления | Количество случаев |
3.1.1 | чумой | о каждом случае |
3.1.2 | холерой | о каждом случае |
3.1.3 | оспой | о каждом случае |
3.1.4 | острым паралитическим полиомиелитом, в том числе о каждом случае, ассоциированном с вакциной | о каждом случае |
3.1.5 | гриппом, вызванным высокопатогенным (H5N1 и др.), а также новым антигенным вариантом вируса | о каждом случае |
3.1.6 | тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС) | о каждом случае |
3.1.7 | желтой лихорадкой | о каждом случае |
3.1.8 | контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой (Эбола, Ласа, Марбург) | о каждом случае |
3.1.9 | лихорадкой Западного Нила, лихорадкой Долины Риф, Зика, Денге | о каждом случае |
3.1.10 | крымской геморрагической лихорадкой | о каждом случае |
3.1.11 | малярией | о каждом случае местной передачи |
3.1.12 | бешенством | о каждом случае |
3.1.13 | сибирской язвой | о каждом случае |
3.1.14. | ВИЧ-инфекция | о каждом случае заражения в медицинской организации |
3.1.15 | эпидемическим сыпным тифом, болезнью Брилля | о каждом случае |
3.1.16 | легионеллезом | о каждом случае |
3.2 | Выделение возбудителей инфекционных болезней: | |
3.2.1 | о выделении чистой культуры чумного микроба от грызунов в населенном пункте | о каждом случае |
3.2.2 | о выделении культуры холерного вибриона из окружающей среды | о каждом случае |
3.2.3 | о выделении дикого полиовируса от людей и (или) из окружающей среды | о каждом случае |
3.2.4 | о выделении легионелл из образцов воды систем водоснабжения, кондиционирования и увлажнения в количестве более 10 КОЕ на литр | о каждом случае |
3.3 | Выявление среди населения случаев инфекционных и паразитарных болезней или подозрений на инфекционные и паразитарные болезни, возникшие в пределах одного инкубационного периода, на одной территории или среди членов одного коллектива (далее - групповые заболевания): | |
3.3.1 | брюшным тифом, паратифами | 5 и более |
3.3.2 | другими сальмонеллезными инфекциями | 30 и более |
3.3.3 | шигеллезом и другими острыми кишечными инфекциями установленной (включая условно-патогенную микрофлору и инфекционные болезни вирусной этиологии) и неустановленной этиологии | 30 и более |
3.3.4 | кишечным иерсиниозом и псевдотуберкулезом | 25 и более |
3.3.5 | вирусным гепатитом A | 25 и более |
3.3.6 | энтеровирусной инфекцией, в том числе серозным вирусным менингитом | 30 и более |
3.3.7 | дифтерией (в том числе бактерионосителей токсигенных штаммов коринебактерий) | 5 и более |
3.3.8 | корью | 5 и более |
3.3.9 | геморрагической лихорадкой с почечным синдромом | 10 и более |
3.3.10 | лептоспирозом | 5 и более |
3.3.11 | легионеллезом | 2 и более |
3.3.12 | лихорадкой Ку | 3 и более |
3.3.13 | другими риккетсиозами | 5 и более |
3.3.14 | орнитозом | 5 и более |
3.3.15 | бруцеллезом, независимо от типа | 3 и более |
3.3.16 | туляремией | 5 и более |
3.3.17 | трихинеллезом | 10 и более |
3.3.18 | менингококковой инфекцией | 10 и более |
3.3.19 | клещевым весенне-летним энцефалитом | 10 и более |
3.3.20 | клещевым боррелиозом (болезнь Лайма) | 10 и более |
3.3.21 | эндемичными природно-очаговыми инфекциями (Омская геморрагическая лихорадка, комариный (японский) энцефалит, Карельская лихорадка, москитная лихорадка и др.) | 3 и более |
3.3.22 | другими инфекционными, паразитарными и установленной и неустановленной этиологии болезнями с нетипичным клиническим течением, тяжелым клиническим течением и летальными исходами | 30 и более |
3.3.23 | инфекционными и неинфекционными болезнями установленной и неустановленной этиологии с нетипичным клиническим течением, тяжелым клиническим течением и летальными исходами | 10 случаев заболеваний |
3.4 | Выявление групповых заболеваний или подозрений на заболевания в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, специальных для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях дополнительного образования детей), в лечебно-профилактических учреждениях (в том числе санаторно-курортных), специализированных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждениях отдыха и оздоровления: | |
3.4.1 | брюшным тифом, паратифами | 2 и более |
3.4.2 | другими сальмонеллезньши инфекциями | 15 и более |
3.4.3 | шигеллезом и другими острыми кишечными инфекциями установленной (включая условно-патогенную микрофлору, инфекционные болезни вирусной этиологии) и неустановленной этиологии | 15 и более |
3.4.4 | кишечным иерсиниозом и псевдотуберкулезом | 15 и более |
3.4.5 | вирусным гепатитом A | 10 и более |
3.4.6 | вирусными гепатитами B, C, D | 5 и более |
3.4.7 | энтеровирусной инфекцией, в том числе серозным вирусным менингитом | 15 и более |
3.4.8 | дифтерией (в том числе бактерионосителей токсигенных штаммов коринебактерий) | 3 и более |
3.4.9 | корью | 3 и более |
3.4.10 | эпидемическим паротитом | 10 и более |
3.4.11 | краснухой | 5 и более |
3.4.12 | менингококковой инфекцией | 5 и более |
3.4.13 | легионеллезом | 2 и более |
3.4.14 | инфекционной патологией любой этиологии, включая гнойно-септические и другие внутрибольничные инфекции, у новорожденных и родильниц (суммарно) | 5 и более |
3.4.15 | гнойно-септической и другими внутрибольничными инфекциями среди пациентов и персонала (для МО) | 5 и более |
3.5 | Отравления, токсическое действие веществ | |
3.5.1 | Отравление лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами | Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора |
3.5.2 | Поражение токсическими веществами немедицинского назначения: в т.ч. Алкоголь Органические растворители Грибы Пестициды Газ Окись углерода Дым | Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора |
3.6 | Воздействие внешних причин - из них: Радиация Низкая температура. Высокая температура. Атмосферное давление. Асфиксия Другие внешние причины | Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора |
4 | ЧС социального характера | |
4.1 | Случаи хищения радиоактивных, взрывоопасных, химически и биологически опасных веществ | Угроза жизни и здоровью 4 и более человек |
4.2 | Массовые беспорядки | Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек |
4.3 | Массовые мероприятия, митинги (санкционированные, несанкционированные) | Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек |
4.4 | Несанкционированное, внезапное прекращение работы медицинской организации | Независимо от наличия пострадавших |
4.5 | Террористические акты и угроза их совершения, в т.ч. обнаружение взрывоопасного предмета | Независимо от наличия пострадавших |
4.6 | Прочие социальные ЧС, конфликты | Число пострадавших 4 и более, погибших 2 и более человек |